Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дж. Локк о естественном состоянии



2016-01-26 4668 Обсуждений (0)
Дж. Локк о естественном состоянии 0.00 из 5.00 0 оценок




Джон Локк - философ Великобритании, систематизатор эмпиризма, отец политической теории либералов-вигов, выдающийся защитник гражданских свобод, сторонник широкой веротерпимости и инициатор многих философских, политических, педагогических и других программ в последующем веке, веке Просвещения. Его взгляд на человека отличался умеренным оптимизмом, и он выразил предчувствие наступления новых, благоприятных для человеческой природы, времен.

Модель естественного состояния Дж. Локка существенно отличалась от модели его старшего соотечественника Гоббса Т.. И если они оба исповедовали единые методологические принципы эмпирико-сенсуалистической философии, то в вопросе о природе права и политической власти Дж. Локк был оппонентом Т. Гоббсу. При написании своего главного труда «Два трактата о правлении» на столе у Локка постоянно находилось гоббсовское произведение «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». И хотя в своих текстах Локк никогда не упоминал имя великого англичанина, тем не менее, все говорит о том, что именно Гоббсу он хочет дать ответ, именно против его аргументов он создает свои аргументы.

У Локка мы обнаруживаем два типа описания «естественного состояния» - в форме идеальной модели и в форме интерпретационной модели исторических форм власти. Локк рисует идеальную модель естественного состояния как модель сообщества моральных субъектов, каждый из них имеет собственную систему суждений о естественном законе, подчинение которым для него обязательно, даже если идет вопреки его эгоистическим склонностям. Такова природа человека по закону творения. Каждый действует не на основании собственного эгоизма, но прежде всего на моральном основании подчинения естественному закону. Конфликты между моральными индивидуумами разрешаются силой постольку, поскольку нет третейского судьи, которому оба одновременно согласились бы передать свое природное право суждения о естественном законе и его нормах.

В интерпретационной модели исторических форм власти Локк последовательно проводит мысль о том, что всякая существующая норма нравственности или общественного закона, обязывающая от имени общественного авторитета, есть результат законодательства моральных субъектов прошлого. Такие формы общественного авторитета как отцовская власть и монархия сформировались исторически на основе «молчаливого согласия» моральных субъектов прошлого подчиниться власти этого авторитета. В чем же суть «молчаливого согласия»? Прежде всего в том, чтобы отказаться от своего права суждения о нормах естественного закона, согласиться на то, чтобы подчиняться нормам, проистекающим из суждений общественного авторитета так же безусловно, как моральный субъект подчиняется выработанным в его сознании суждениям естественного закона как нормам. Локк называет такие исторические формы власти «неполитическими» поскольку в них подчинение общественному авторитету связано с утратой статуса морального субъекта. Нравственная жизнь индивидуума оказывается подчинена не законодательству его собственного разума, а законодательству общественного авторитета. Он как бы отказывает собственному разуму в праве на деятельность по выведению суждений (норм закона) из принципов, равно как и в деятельности по удостоверению норм в качестве норм закона посредством возведения их к принципу, принимая закон уже во внешней форме, как систему норм, исходящих от общественного авторитета. В неполитическом обществе происходит редукция человеческого естества, утрачивается сознание принципа, начала общественного законодательства. Неполитический общественный порядок чреват подменами: утратой нравственного начала общественным авторитетом, узурпацией верховной власти, которая по природе своей действует как «попечение о совершенной общности». Почему же общественное согласие в неполитической общности «молчаливо»? О каком начале власти умалчивают исторические формы законодательства? Локк выводит начало всякого общественного законодательства из идеи исходного и непреходящего единства общественного законодательства и нравственного закона - «вечного закона Бога и природы». Его любимая идея (и здесь он - сын своего времени) - построить нравственную и политическую теоретическую систему по образцу математической дедуктивной системы. Одна из теорем этой системы фиксируется им в рабочем наброске так: «Ни один человек не сотворил ни самого себя, ни кого-либо из других людей. Человек не сотворил мир, который он обнаружил сотворенным при своем рождении. Следовательно, ни один человек от рождения не имеет на что-либо в мире права большего, нежели другой человек. Люди поэтому должны наслаждаться всеми вещами сообща либо по договору». В процессе разработки исходного эпистемологического принципа (эмпиризм) идея начала естественного закона трансформировалась в идею «естественных прав» человека, которые Локк определяет как право на жизнь, свободу и имущество. На началах естественного права законодательствует моральный субъект в естественном состоянии, на этих началах он передает власть над собой другому, молчаливо предполагая, что начала эти будут соблюдаться. В случае их нарушения подчиненный имеет право на восстание. Суждение о праве на восстание - важнейший вывод из данной интерпретационной модели.

Естественное состояние Дж. Локка - это не состояние безудержной свободы, а «...состояние полной свободы в отношении их (людей) действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают необходимым для себя в границах закона природы, не испрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей-либо воли».

Дж. Локк называет три недостатка естественного состояния: здесь не хватает установленного, определенного закона в качестве нормы справедливости и мерила в спорах; знающего и беспристрастного судьи, который бы разрешал все затруднения в соответствии с установленным законом; силы, которая могла бы подкрепить и поддержать приговор и привести его в исполнение.

Ненадежное и небезопасное состояние, желание избежать состояния войны подвигло людей создать политическое сообщество или государство. Поскольку люди по природе свободны, равны и независимы, постольку создание государства возможно только с их соб­ственного согласия. Главные цели общественного договора и создаваемого государства: сохранение собственности (т.е. «жизней, свободы и владений»), мирное и безопасное пользование ею. Государство устраняет недостатки естественного состояния.

Дж. Локк вводит понятие «закона природы», то есть естественной нормы. Это отличие замечали многие ученые и политики, в частности Г. Ласки пишет, что если «У Гоббса естественное состояние, в котором пребывала политическая организация, было состоянием войны», то у Локка «естественное состояние регулируется законом природы». То же замечает и немецкий политолог Отфрид Хеффе. Вот что он пишет: «Локк, в свою очередь, определяет естественное состояние как совместную жизнь до возникновения политического насилия, понимая под этим свободное от государства, но не свободное от права общежитие». Локк, в частности, утверждает, что люди в естественном состоянии жили в совершенной свободе (perfect freedom), что наводит на мысль о свободе от права. Но Локк тут же оговаривается: «в границах естественного закона». О. Хеффе видит в этом незавершенность выработки установки мыслительного эксперимента Дж. Локка. По его мнению, он выполнен не до конца и для дефиниции естественного состояния необходимо отвлечься не только от исторической специфики, но и от «правовой и государственной формы человеческого общежития», а поскольку у Локка этого нет, то понятие «закон природы» введено не критически.

 



2016-01-26 4668 Обсуждений (0)
Дж. Локк о естественном состоянии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дж. Локк о естественном состоянии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4668)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)