Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 12. Социально-экономическое и политическое развитие современной России (1991-2012 гг)



2016-01-26 555 Обсуждений (0)
Тема 12. Социально-экономическое и политическое развитие современной России (1991-2012 гг) 0.00 из 5.00 0 оценок




Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление российской государственности (1993-1999 гг.) Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

События августа 1991 г. Провал августовского путча. Начало демонтажа прежних структур власти и осуществление радикальных социально-экономических преобразований.

Причины и последствия развала СССР. Образование СНГ.

Усиление социально-экономического кризиса в России. Начало радикально-либерального этапа российской модернизации. Идеологическая доктрина радикалов. Социально-экономические преобразования: программа и этапы радикальной экономической реформы. Либерализация цен и приватизация торговли; приватизация и финансы, промышленность и сельское хозяйство. Резкие изменения в социальной сфере.

Внутриполитические процессы: демократы у власти, формирование политической оппозиции, конфликт законодательной и исполнительной власти в 1992-1993 гг.

Основные этапы становления современной российской государственности (1993-2011 гг.). Конституция Российской Федерации. Высшие органы государственной власти Российской Федерации: структура, развитие. (Федеральное Собрание: Совет Федерации, Государственная Дума, Государственный Совет). Президентские выборы 2000 г. 2004 г., 2008 г. их последствия в укреплении государственности.

Россия на пути дальнейшей социально-экономической модернизации. Относительная экономическая стабилизация. Проблемы в социальной сфере. Разработка и воплощение «Национальных проектов». Выплата основного государственного долга России зарубежным странам-кредиторам. Сохранение зависимости российской экономики от мировых цен на вывозимое сырьё.

Образование, наука и культура в современной России. Наличие проблем в системе образования. Поэтапное воплощение образовательной реформы. Дискуссии о необходимости и перспективах приближения к «западным стандартам» системы образования.

Проблемы и достижения российской дипломатии (1992-2011 гг.).

Утрата Россией статуса мировой державы. Непропорционально большие уступки со стороны российской дипломатии по отношению к США и их союзникам. Налаживание взаимодействия с Европейским Союзом. Членство России в «Большой Восьмёрке». Российская дипломатия в отношении стран «ближнего зарубежья». Россия и СНГ. Место России в современном мире.

 

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Таблица 5

Виды СРС Формируемые компетенции Форма контроля
ОК-3 ОК-4 ОК-8
Подготовка к тестовым заданиям и контрольным работам + + +   Рейтинговая оценка (промежуточный контроль)
Подготовка к практическому занятию + + +   Рейтинговая оценка за устный ответ и выполнение практического задания (текущий контроль)  
Изучение научной и учебной литературы + + +     Рейтинговая оценка (текущий контроль)  
Подготовка доклада и научного сообщения + + +     Рейтинговая оценка (текущий контроль)  
Подготовка научной статьи + + +     Рейтинговая оценка (текущий контроль)  
                 

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Таблица 6

Раздел и тема дисциплины Наименование или содержание интерактивных занятий
Тема 3. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в. Возвышение Московского княжества и собирание русских земель вокруг Москвы в XIV – начале XVI вв.. Дискуссия

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Таблица 7

Наименование темы дисциплины Перечень вопросов рассматриваемых на практическом занятии
Тема 1. Предмет изучения Отечественной истории   Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Цель изучения темы: сформировать у студентов представление о целях и задачах курса, методологии и методах исторического исследования. Задачи изучения темы: - выяснить основные положения классификации исторических источников; - рассмотреть основные этапы отечественной историографии; - охарактеризовать особенности истории России как составной части всемирной истории. Предмет и задачи курса, его хронологические рамки, периодизация. Основные принципы исторического познания. Исторический процесс как результат взаимодействия объективных (государство, класс, партия, отдельная личность) факторов. Проблема альтернативности общественного развития. Своеобразие основных этапов Отечественной истории. Основные проблемы курса: история России как составная часть Всемирной истории; генезис российской государственности; история складывания многонационального государства; изменения социальной структуры общества; история отечественной общественно-политической мысли, социальных движений, культуры и быта народов России. Вопросы для самопроверки 1. Выделите основные периоды в Отечественной истории. 2. Определите место и значение курса Отечественной истории в рамках образовательного процесса. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Укажите имена наиболее прославленных отечественных ученых-историков. 2. В чем выражается научно-практическая сторона исторических знаний? 3. Охарактеризуйте основные методы исторических исследований.
Тема 2. Становление Древнерусской государственности в IX – начале XIII вв.   Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византия и Русь. Принятие христианства. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Цель изучения темы: сформировать у студентов представление о становлении государственной власти и управления в Древнерусском государстве и о системе управления, существовавшей в удельный период российской истории. Задачи изучения темы: - выяснить особенности государственного управления в Киевской Руси; - рассмотреть правовые основы древнерусского законодательства; - охарактеризовать особенности управления в княжествах в удельный период. Восточные славяне в древности. Различные точки зрения на вопрос о происхождении восточных славян. Разложение родоплеменного строя и образование племенных союзов. Основы экономической жизни у восточных славян. Древнеславянская община. Язычество и его роль в формировании древнерусской народности. Первые проявления христианства. Теория и гипотезы возникновения государства у восточных славян. Объединение восточных славян под властью киевских князей. Города-государства Древней Руси, их экономический и политический строй. «Норманнская теория» и антинорманнизм в исторической науке. Реформы княгини Ольги, князей Владимира и Ярослава Мудрого. Утверждение Руси на международной арене и укрепление её границ. «Полюдье» и система погостов при сборе дани. Крещение Руси и распространение христианства. «Русская правда» и формирование феодального законодательства. Культура, общественная мысль и быт Древней Руси. Языческое и христианское начала в древнерусской культуре. Место Древней Руси в системе европейского культурного взаимовлияния. Русь в сфере западноевропейской торговли и путь «из варяг в греки». Экономические и культурные последствия внешней торговли славян. Феодальная раздробленность как общая закономерность развития мировой цивилизации. Древнерусские земли в период раздробленности. Особенности их политического и социально-экономического устройства. Вопросы для самопроверки 1. Каковы причины образования государства Киевская Русь? 2. В чём сущность норманнской теории? 3. Выделите и охарактеризуйте период расцвета Киевской Руси. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Охарактеризуйте основные формы земледелия у восточных славян. 2. Подготовьте эссе по теме: «Языческие и христианские основы древнерусской культуры». 3. Составьте таблицу, в которой зафиксируйте основные черты и особенности зодчества в русских землях в эпоху раздробленности.  
Тема 3. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в. Возвышение Московского княжества и собирание русских земель Вокруг Москвы в XIV – начале XVI вв.   Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Цель изучения темы: дать представление об основных этапах борьбы Руси с иноземными захватчиками, эволюции государственного управления в XIV – XVI вв. Задачи изучения темы: - рассмотреть особенности системы вассальной зависимости Руси от Орды; - выяснить и проанализировать причины усиления Московского княжества и формирования централизованного государства; - изучить функции государственного аппарата Российского государства. Эпоха монголо-татарского завоевания. Происхождение монгольских племён. Битва на р. Калке. Появление монголо-татар и «Батыев погром». Монголо-татарское иго и его исторические последствия. Немецкие рыцари и Литва. Натиск рыцарей и шведов на северо-западную Русь. Великий князь Александр «Невский». Укрепление Великого княжества Литовского. Развитие удельного порядка. Возвышение Московского княжества и его борьба за первенство на Руси. Отношения Руси и Золотой Орды. Укрепление экономического и политического положения Московского княжества в XIV в. Иван Калита. Церковь и её роль в преодолении феодальной раздробленности. Преподобный Сергий Радонежский. Дмитрий «Донской». Куликовская битва 1380 г. и её историческое значение. Феодальная война в Московском княжестве во II-й четверти XV в. Политический строй русского государства в конце XV – начале XVI вв. Создание централизованного государства при Иване III и Василии III. Великокняжеский судебник 1497 г. Возрождение традиционной культуры в Московской Руси XIV – XV вв. Каменное и деревянное зодчество. Иконопись и фресковая живопись. Дионисий, А. Рублев, Д. Черный. Создание летописных сводов. Вопросы для самопроверки 1. Назовите основные события монголо-татарского нашествия на Русь? 2. В чём состояли мероприятия, направленные на централизацию государства в правление Ивана III? 3. Когда завершилось собирание великорусских земель вокруг Москвы? Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Охарактеризуйте борьбу Руси с европейскими завоевателями в XIII-XIV вв. 2. Объясните историческое значение свержения монголо-татарского ига в XV в.  
Тема 4. Развитие централизованного российского государства и формирование абсолютизма в России в XVI – XVII вв.   Укрепление централизованного государства. Формирование сословной системы организации общества. Зарождение абсолютистских тенденций в развитии верховной власти. Социальные конфликты и их предпосылки. Цель изучения темы: сформировать у студентов представление социально-экономическом и политическом развитии в России в XVI - XVII вв. Задачи изучения темы: - выяснить функции государственных учреждений на всех уровнях управления XVI – XVII вв.; - рассмотреть государственные преобразования 50-х гг. XVI в.; - охарактеризовать правовые основы Российского государства второй половины XVI - XVII вв. Укрепление самодержавия в России в середине XVI в. Иван IV «Грозный». Формирование сословно-представительной монархии. Судебник 1550 г. Присоединение к России народов Поволжья и западной Башкирии. Формирование западного направления внешней политики России. Реформы Ивана IV «Грозного». Церковь и государство. «Опричнина» и её последствия. Борьба за власть после смерти Ивана IV «Грозного». Боярский «триумвират» при царе Фёдоре Ивановиче. Учреждение патриаршества в России. Правление Бориса Годунова. «Великая Смута» в России в 1603-1618 гг. Самозванство и его политическая сущность. Движение под предводительством И.И. Болотникова. Польская и шведская интервенции. Попытка расчленения России. Народные ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. Земский Собор 1613 г. Начало правления династии Романовых. Начало процесса «модернизации» в России. Развитие общественного разделения труда и товарного производства в России. Политика «меркантелизма». Начало формирования всероссийского рынка. Типы аграрных отношений в Западной Европе и России. Юридическое оформление крепостнической системы. Соборное Уложение 1649 г. Усиление самодержавной власти, начало перехода к абсолютизму. Царь Алексей Михайлович. Церковная реформа. Деятельность патриарха Никона и конфликт государства и церкви. Раскол, его социальная и идеологическая сущность. Внешняя политика России при первых царях династии Романовых. «Смоленская война» с Речью Посполитой. Россия – Крымское ханство – Османская империя. Воссоединение Украины с Россией. Продвижение на Восток. Обострение классовой борьбы в Русском государстве во второй половине XVII в. «Соляной», «Медный», «Хлебный» бунты. Народное восстание под предводительством С.Т. Разина. Стрелецкие бунты. Культура и быт России II-й половины XVI – XVII вв. Утверждение светских мотивов в жанрах культуры. Понятие «допетровская Русь». «Обмирщение» русской культуры XVII в. Дальнейшее развитие книгопечатания. Светские мотивы в литературе и живописи. Переводная иностранная литература. Киево-Могилянская и Славяно-Греко-Латинская Академии. Внутреннее и международное положение России к концу XVII в. Робкие попытки модернизации страны. Первые «западники» в России. Потребность России в стремительном технологическом прорыве. Вопросы для самопроверки 1. Что такое «Избранная Рада»? 2. Назовите последнего представителя династии Рюриковичей. 3. Кто такие «раскольники»? Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. В чём сущность «опричнины» Ивана Грозного? 2. Охарактеризуйте начало политики модернизации в России в XVII в.
Тема 5. Российская империя в XVIII – середине XIX вв.   Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Цель изучения темы: дать представление об особенностях преобразований, о социально-экономическом и политическом развитии России в XVIII – середине XIX вв. Задачи изучения темы: - определить тенденции дальнейшей централизации управления; - изучить и проанализировать создание бюрократического аппарата государственного управления с его регламентацией, основные проекты преобразований в XVIII – середине XIX вв.; - рассмотреть важнейшие реформы Петра I, Екатерины II, Александра I; - определить основные направления внешней политики России в XVIII – XIX вв. Начало правления Петра I. Реформы Петра I. Укрепление абсолютной монархии, её основные черты. Социальное отставание России от Западной Европы. Внешняя политика Петра Великого. Преодоление сопротивления европейских держав возвышению России. «Северная война», её окончание и образование Российской империи. Петровские преобразования в области культуры и быта. Насаждение европейских традиций дворянской культуры. Культурный раскол между «верхами» и «низами» общества. Создание отечественной науки и системы образования. Россия во второй четверти XVIII в. Эпоха «дворцовых переворотов». Основные тенденции экономического развития России. Главные направления во внутренней и внешней политике во второй четверти XVIII в. «Семилетняя война» и её значение для упрочения международного авторитета Российской империи. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. Идеология буржуазного просвещения, политика «просвещённого абсолютизма». Дени Дидро и Вольтер у истоков российского свободомыслия. Крепостническая политика и законодательство Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Её социально-экономические истоки и последствия. Изменение форм крепостнической политики правительства. Оформление сословного строя. Политика правительства в отношении дворянства, купечества, городов, торговли и промышленности. Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие войны. Три раздела Польши. Создание основы для дальнейшего сотрудничества трёх феодально-абсолютистских монархий: Австрии, России, Пруссии. Вступление в состав России Правобережной Украины, Белоруссии и Литвы. Великая французская революция и конец российского варианта «просвещённого абсолютизма». Открытие Россией северо-запада Америки. Война американских колоний за независимость и образование США. Конституция США 1787 г., её основные идеи и их влияние на развитие общественной мысли в России. Становление русско-американских отношений. Основание «Русской Америки». Павел I. Внутренняя и внешняя политика России в конце XVIII – начале XIX вв. Борьба с революционной Францией. Гибель императора Павла I. Культура и быт в Российской империи во второй половине XVIII в. Открытие первого в России университета. «Золотой век» российского дворянства. Западная Европа и Россия в период «наполеоновских войн». Зарождение буржуазных отношений, начало разрушения крепостного хозяйства в России. Александр I. Внутренняя политика 1801-1820-х г.г. «Негласный комитет», программа преобразований М.М. Сперанского. Изменение структуры и характера государственного аппарата. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 1813 – 1815 г.г. Образование «Священного Союза». Феодально-монархическая реакция в Европе и внутренняя политика царизма в 1815-1825 г.г. «Аракчеевщина». Буржуазные революции и национально-освободительные движения 1820-х гг. «Декабристы» и их место в русской истории. Николай I. Внутренняя политическая реакция в России. «Золотой век» русского национализма. Противопоставление России и Европы как различных культурно-исторических миров. Общественная мысль в России 30 – 40-х гг. XIX в. Теория «официальной народности». Вопрос о путях исторического развития России в общественной мысли. П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы. Основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Вхождение Кавказа в состав России. Присоединение Казахстана. Участие России в подавлении революционного движения в Европе. Крымская война. Революционная Европа в первой половине XIX в. Чартистское движение в Англии. Возникновение научного коммунизма. Революции 1848-1849 гг. и их влияние на общественно-политическую жизнь России. Революционно-демократическая идеология А.И. Герцена и В.Г. Белинского. Итоги утопического социализма в России. Идейная борьба в русской литературе и искусстве в первой половине XIX века. Просвещение. Наука и техника. Изменения в быту. Вопросы для самопроверки 1. В каком году Россия была провозглашена империей? 2. Какую из российских императриц XVIII в. называли «северной Семирамидой» и почему? 3. За какие заслуги император Николай I наградил М.М. Сперанского орденом Андрея Первозванного? Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Охарактеризуйте деятельность Уложенной Комиссии 1767-1768 гг. 2. В чём сущность крестьянского вопроса в первой половине XIX в.?
Тема 6. Поиски путей модернизации России (вторая половина XIX в.)   Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. Цель изучения темы: сформировать у студентов представление об «Эпохе великих реформ», связанных с ней преобразованиях во всех сферах жизни, произошедших во второй половине XIX в. Задачи изучения темы: - охарактеризовать либеральные проекты преобразований; - рассмотреть изменения системы центрального управления, МВД, министерства финансов; - изучить реформы в 80-90-х гг., их содержание и особенности. Основные черты развития стран Западной Европы и Северной Америки во второй половине XIX в. Создание политических партий. Рабочее движение. Парижская Коммуна. Деятельность I и II Интернационалов. Упрочение капитализма в экономике страны. Особенности формирования буржуазии и пролетариата. Российская интеллигенция как особый социальный слой и духовная общность. Оформление трёх течений в российском обществе (консервативное, либеральное, революционное): социальная база, программы, деятельность. Реформы 1860-х г.г. Александр II. Отмена крепостного права. Отношение радикальных кругов и крестьянства к отмене крепостного права. Н.Г. Чернышевский и революционные демократы. Реформы 1860 – 1870-х г.г. Преобразования в сфере просвещения. Политика правительства в отношении печати. Значение преобразований эпохи реформ. Уроки реформирования «сверху». Россия в пореформенный период. Положение крестьянства. Позиция правительства и общества в связи с голодом 1891-1892 г.г. Рост промышленного производства и развитие внутреннего рынка. Александр III. Контрреформы 1880-х г.г. Клерикализация внутренней политики самодержавия. Д.А. Толстой, К.П. Победоносцев. Деятельность М.Н. Каткова. Закон о печати 1882 г. Раскол либеральной части общества. Земская оппозиция. Идейно-теоретические платформы «народников» и практика революционной борьбы. П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Анархизм в России. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. Народнические организации. «Нечаевщина». Деятельность «Народной воли». Начало рабочего движения в России. Первые организации рабочего класса. Становление российской социал-демократии как идейного течения. Г.В. Плеханов. В.И. Ленин. Борьба за создание пролетарской партии. Спор о путях развития России в демократических кружках российской интеллигенции в конце XIX в. Н.К. Михайловский, П.Б. Струве, В.И. Ленин. «Золотой век» русской культуры и философии. Демократическое и революционное направление в культуре России. Основные итоги пореформенного развития России к концу XIX в. Возрастающая роль элементов европейской цивилизации в общественной жизни. Вопросы для самопроверки 1. Назовите самую либеральную и самую последовательную из реформ Александра II? 2. Кто такие «народовольцы»? 3. В каком году вступил на престол император Николай II? Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Охарактеризуйте особенности социальной структуры пореформенной России. 2. Сформулируйте черты сходства и различия между народниками и марксистами 3. В чём причина циклического характера русской истории? Ответ обоснуйте.
Тема 7. Нарастание политических и социально-экономических противоречий в Российской империи в начале XX в. Крах самодержавия Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Цель изучения темы: дать представление об эволюции политической системы в 1900-1917 гг., социально-экономическом и политическом развитии России, основных направлениях ее внешней политики. Задачи изучения темы: - рассмотреть события первой российской революции, изменения в государственном управлении в 1905-1906 гг.; - охарактеризовать функции и правовой статус Государственной Думы, Государственного Совета, Совета Министров; - выяснить особенности российской многопартийности; - охарактеризовать роль России в системе международных отношений в начале XX в. Мир на рубеже XIX – XX вв. Начало нового этапа в развитии капитализма. Усиление межгосударственных противоречий. «Тройственный союз» и «Антанта». Усиление кризиса европейского либерализма на рубеже веков. Рост национально-освободительных движений. Начало царствования Николая II. Возможные пути развития Российской империи в новых исторических условиях. Внутренняя политика царского правительства и обострение политической ситуации в стране. С.Ю. Витте, его сторонники и противники. Международное положение России и её внешнеполитический курс в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке. Русско-японская война. Противоречия и тенденции социально-экономического развития России на рубеже веков. Размежевание политических сил в условиях надвигающегося революционного подъёма. Формирование социалистических, буржуазных и мелкобуржуазных партий и движений. Идейная борьба в рядах российских социал-демократов. II съезд РСДРП. В.И. Ленин и Ю.О. Мартов. Создание партии социалистов-революционеров. Причины первой русской революции. Обострение борьбы сторонников различных путей развития России. 9 января 1905 г. Экстремально-революционное и обыденное в жизни общества в 1905-1907 г.г. Важнейшие события революционной борьбы. Возникновение Советов. Манифест от 17 октября 1905 г. Многопартийность. I и II Государственные Думы. Деятельность правительства в условиях революции. Рабочее, крестьянское, национально-освободительное движение. Интеллигенция и студенчество в 1905-1907 гг. Образование Всероссийского учительского союза. «Третьеиюньский государственный переворот». Влияние революции на процесс модернизации страны. Международное значение революции в России. Политическая система России после «третьеиюньского переворота». III Государственная Дума и П.А. Столыпин. Реформы П.А. Столыпина. Общественно-политическая жизнь России в 1907-1914 г.г. Политические партии и общественное движение. Россия на пути экономического подъёма. Тип индустриального развития и характер социально-экономической структуры Российской империи. Назревание нового революционного подъёма. IV Государственная Дума. М.В. Родзянко. Национальный вопрос в Российской империи. Признаки новой революционной ситуации. Определение Россией своего участия в международных конфликтах. Российская империя и война на Балканах. Первая Мировая война и её причины. Обстоятельства вступления России в мировую войну. Военно-организаторская деятельность царского правительства. Военно-политическое положение страны. Основные военные кампании и сражения российской армии. Герои и жертвы войны Классы и партии в их отношении к войне. Кризис европейского либерализма и пацифизма накануне и в начале войны. Измена лидеров II Интернационала прежним решениям о войне и мире. Состояние армии и военной промышленности в России. Положение народных масс. Рабочее и крестьянское движение. Деятельность революционных партий. В.И. Ленин, К. Каутский, В.М. Чернов об историческом месте империализма. Обоснование социалистической перспективы человечества. Переход российской буржуазной оппозиции в наступление. А.И. Гучков, П.Н. Милюков. Кризис и разложение правящей верхушки. «Распутинщина». Последние попытки предотвратить революцию. Развитие политического кризиса в стране. Место династии Романовых в истории страны. Итоги буржуазной модернизации России. Основные тенденции развития культуры России в начале XX в. «Серебряный век» русской культуры. Евразийские черты российской цивилизации. Вопросы для самопроверки 1. Назовите наиболее значимые из преобразований, разработанных С.Ю. Витте? 2. Какая Государственная Дума проработала весь положенный ей срок? 3. Когда император Николай II отрекся от престола? Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Охарактеризуйте политические партии в России в начале XX в. 2. Подготовьте эссе по теме: «Русская армия на полях сражений Первой Мировой войны».
Тема 8. Революционные потрясения и гражданское противоборство в России (1917 – 1922 гг.)   Революция 1917г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Цель изучения темы: сформировать у студентов представление об эволюции государственного развития в 1917 – 1922 гг., причинах и ходе гражданской войны. Задачи изучения темы: - рассмотреть изменения, происходившие летом – осенью 1917 г. в сфере государственного управления; - выявить причины Октябрьской революции и её историческое значение; - выяснить функции новых государственных советских органов управления; - охарактеризовать государственное управление в Советском государстве; - изучить правовые основы государственного управления в 1920-х гг. Февральская революция: причины, характер, особенности. Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Стратегия и тактика главных политических партий в условиях двоевластия. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. Основные этапы развития революционного процесса. «Апрельский» и «июльский» кризисы Временного правительства. Общенациональный кризис лета - осени 1917 г. Проблема выбора пути исторического развития. Лавирование «кадетов». Непоследовательность в действиях социалистических партий. Борьба политических партий за массы весной-осенью 1917 г. Октябрьская революция. Причины, характер и значение. Борьба большевиков за укрепление новой власти. Первые социально-экономические преобразования Советской власти. «Триумфальное шествие советской власти». Учредительное Собрание и его разгон. Создание Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Флота. «Брестский мир». Гражданская война и иностранная интервенция. Основные причины Гражданской войны и её особенности. Этапы Гражданской войны. «Белое движение». Политика «военного коммунизма». VIII съезд РКП (б) – принятие программы партии. Источники победы партии большевиков и Советской власти в годы Гражданской войны. Вопросы для самопроверки 1. Какова была цель «корниловского мятежа» в конце августа 1917 г.? 2. Назовите точную дату Октябрьской революции? 3. Кто возглавлял Революционный Военный Совет в годы Гражданской войны? Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Подготовьте эссе по теме: «Россия в год двух революций». 2. Охарактеризуйте «Красный» и «Белый» террор в годы Гражданской войны. 3. В чём, по вашему мнению, заключался трагизм Гражданской войны?
Тема 9. Советский вариант коренной модернизации государственности в 1920 – 1930-х годах   Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. Цель изучения темы: сформировать у студентов представление об эволюции государственного управления в 1930-х гг. Задачи изучения темы: - рассмотреть изменения, происходившие летом – осенью 1917 г. в сфере государственного управления; - выяснить функции новых государственных советских органов управления; - охарактеризовать государственное управление в Советском государстве; - изучить правовые основы государственного управления в 1920-30-е гг. Экономическая и политическая обстановка в мире и в СССР в 20-е гг. Новые явления в политической, экономической, духовной жизни Запада. Социально-экономическое развитие страны в 1920-е гг. НЭП – сущность, цели и перспективы. Отношения к ней различных слоёв, групп и классов. Первые итоги НЭПа. Линия на её свёртывание. «Сталинский вариант» модернизации. Образование СССР. Различные точки зрения на принципы построения многонационального государства. I-й Всесоюзный съезд Советов: решения и значения. Первая Конституция СССР. Борьба в партии по вопросам социалистического строительства. Курс на строительство социализма в одной отдельно взятой стране. Пятилетние планы. Основные направления социально-экономического развития: - индустриализация; - коллективизация сельского хозяйства; - осуществление культурных преобразований; - социальное развитие. Первые политические процессы над представителями внутрипартийной оппозиции. Результаты форсированного развития социалистического хозяйства к началу 1940-х годов. Истоки и формирование политического режима в СССР. Усиление личной власти И.В. Сталина. «Старая гвардия» ВКП(б) и ближайшие соратники И.В. Сталина. Попрание социалистической законности. Сопротивление сталинизму. Политические репрессии второй половины 30-х годов. Характеристика общества, построенного в СССР во второй половине 1930-х годов, отношение к нему в мире. Советская дипломатия на протяжении 1920 – 1930-х гг. Советская Россия – «осаждённая крепость». Преодоление международной изоляции. СССР и КОМИНТЕРН. Принятие СССР в Лигу Наций. Рост нацистской опасности. Попытки создания «системы коллективной безопасности». Возникновение союза агрессивных держав (Германия, Италия, Япония). «Антикоминтерновский пакт». Мюнхенские соглашения, политика западных держав на «умиротворение» гитлеровской Германии. Провал «системы коллективной безопасности». Угроза начала новой мировой войны. Вынужденное советско-германское сближение. Пакт «Молотова – Риббентропа». Попытка урегулировать советско-финляндские отношения. «Зимняя» (советско-финляндская) война. Её причины, результаты и последствия. Включение в состав Советского Союза Прибалтики и Бессарабии. Вопросы для самопроверки 1. Когда в Советской России был провозглашен НЭП? 2. В чём состояли причины, замыслы и итоги форсированной индустриализации в СССР? 3. Каковы были цели, задачи и методы проведения коллективизации? Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Охарактеризуйте механизм и основные проявления укрепления режима личной власти И.В. Сталина. 2. Подготовьте эссе по теме: «Советская наука и культура в 20–30-х гг. ХХ в.»
Тема 10. Вторая Мировая война (1939-1945) И Великая Отечественная война советского народа (1941 – 1945)   СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Цель изучения темы: дать представление о причинах и об основных этапах Великой Отечественной войны, её историческом значении. Задачи изучения темы: - проанализировать феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне; - рассмотреть деятельность чрезвычайных органов управления в условиях войны; - выяснить каковы были итоги и последствия Великой Отечественной войны? Расстановка сил на международной арене летом 1939 г. Начало Второй Мировой войны: её причины, характер, основные этапы. Поворот во внешней политике советского государства. Заключение советско-германского договора о ненападении, договора о дружбе и границах, их современные оценки. Разгром Польши. Захват Германией Дании и Норвегии. Просчёты сталинского руководства в оценке военно-политической обстановки. Репрессии против командных кадров Красной Армии. Донесения советской резедентуры о планах Германии в отношении СССР. Личная вина И.В. Сталина за ошибки в анализе предвоенной внешнеполитической обстановки. Нападение фашистской Германии на СССР. Причины поражения советских войск в начальный период войны. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны. Оборонительные операции советских войск в начале войны. Блокада Ленинграда. Битва за Москву. Сталинградская битва. Курская битва. Достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Мобилизация сил страны на борьбу с врагом. Перестройка народного хозяйства и государственного управления на военный лад, достижения и утраты. Самоотверженный труд советских людей в тылу. Партизанское движение. Массовый героизм советских людей в оккупированных районах. Фашистская политика на оккупированной территории. Антигитлеровская коалиция. Московская и Тегеранская конференции. Наступление Красной Армии по всему фронту в 1944 г. Изгнание немецко-фашистских захватчиков с территории СССР. Открытие второго фронта союзников. Рост антигитлеровского движения в странах Евр


2016-01-26 555 Обсуждений (0)
Тема 12. Социально-экономическое и политическое развитие современной России (1991-2012 гг) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 12. Социально-экономическое и политическое развитие современной России (1991-2012 гг)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)