Арендное финансирование
Одним из способов долгосрочного финансирования организаций может выступать лизинг. Лизинг – это комплекс экономических отношений, в ходе которых лизинговая компания за счет средств кредитов банка покупает то или иное имущество и передает их в аренду с правом выкупа лизингополучателю на срок действия лизингового контракта. «По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательский целей… Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов» (ст. 665, 666 ГК РФ). Выбор поставщика, заключение торгового отношения, согласование технических условий объекта лизинга, цены, сроков поставки являются, как правило, обязанностью организации-лизингополучателя. После предварительного обсуждения условий сделки заключается лизинговое соглашение, в котором предусматриваются: - объект лизинга; - непрерывный срок аренда, в течение которого соглашение не может быть расторгнуто; - величина арендных платежей и периодичность их выплаты; - возможные варианты владения имуществом после окончания срока аренды; - условия страхования имущества; - права и обязанности сторон и другие условия. Важнейшим пунктом лизингового соглашения является установление платы за лизинг. Она должна обеспечить возмещение затрат лизингодателя и получение им прибыли. Поэтому общая сумма лизинговых платежей включает: - сумму, возмещающую полную (или близкую к ней) стоимость лизингового имущества; - сумму, выплачиваемую лизингодателю за кредитные ресурсы, использованные им для приобретения имущества по договору лизинга; - комиссионное вознаграждение лизингодателю; - сумму, выплачиваемую за страхование лизингового имущества, если оно было зарегистрировано лизингодателем; - иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга. Доходом лизингодателя является разница между общей суммой лизинговых платежей, получаемых лизингодателем от лизингополучателя, и суммой, возмещающей стоимость объекта лизинга. Расчет общей годовой суммы лизинговых платежей осуществляется по формуле: , где ЛП – общая сумма лизинговых платежей АО – величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году; ПК – плата за использование кредитных ресурсов лизингодателем на приобретение объекта лизинга; КВ – комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга; ДУ – плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателю, предусмотренные договором лизинга; НДС – налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингодателя. Расчет отдельных элементов лизинговых платежей осуществляется следующим образом: , где БС - балансовая стоимость имущества – объекта лизинга, д.е; На – норма амортизационных отчислений, %; , где КР – суммакредита на приобретение объекта лизинга, д.е; СТк- ставка за кредит. %. Комиссионное вознаграждение (КВ) может устанавливаться по соглашению сторон от балансовой или среднегодовой остаточной стоимости имущества: , где БС - балансовая стоимость имущества , д.е; р - ставка комиссионного вознаграждения, %; или: , где ОСн, ОСк – расчетная остаточная стоимость имущества соответственно, на начало и конец года, д.е; СТв – ставка комиссионного вознаграждения, устанавливаемая от среднегодовой остаточной стоимости имущества, %: , где - расходы лизингодателя на каждую, предусмотренную договором услугу, д.е; Т – срок договора, лет. , где НДС - величина налога, д.е; Вt - выручка от сделки по договору лизинга в расчетном году (Вt=АО+ПК+КВ+ДУ), д.е; СТи – ставка налога на добавленную стоимость, %. Величина платы за лизинг зависит не только от стоимости имущества, сдаваемого в аренду, и процентной ставки за кредит, но и от количества платежей и графика их выплаты. Платежи могут вноситься равными частями на протяжении всего срока соглашения или постепенно возрастать с учетом темпов инфляции. Если платежи вносятся равными частями, то их разовая величина может быть рассчитана по упрощенной методике с использованием формулы сложных процентов: , где P – сумма платы за лизинг, д.е; S - стоимость арендного имущества, д.е; i - процентная ставка по лизингу, коэффициент; t - количество выплат. Для организации-лизингополучателя аренда оборудования по сравнению с покупкой имеет ряд неоспоримых преимуществ, они заключаются в следующем: - вовлечение оборудования в производство с поэтапной оплатой его стоимости без единовременной мобилизации крупных денежных средств; - использование оборудования в период сезонной переработки сырья и уход от эксплуатационных расходов по его содержанию в остальные периоды; - снижение за счет аренды налога на имущество, поскольку последнее не отражается в составе основных фондов лизингополучателя, и за счет того, что арендные платежи относятся на прибыль, уменьшая, таким образом, налогооблагаемую базу лизингополучателя; - использование механизма ускоренной амортизации оборудования, что позволяет уменьшить сумму налога на имущество, базой для которого является остаточная стоимость оборудования, и сумма налога на прибыль за счет увеличения расходов; - поддержание ликвидности баланса за счет того, что арендуемое имущество числится на балансе лизингодателя; - возможность выкупа арендованного оборудования по остаточной стоимости для его дальнейшего использования в производстве. Вместе с тем успешному развитию лизинга препятствует ряд обстоятельств, в числе которых: - нехватка стартового капитала для организации лизинга оборудования; - высокие риски; - двойное обложение налогом на добавленную стоимость; - отсутствие инфраструктуры рынка лизинговых услуг, развитой сети лизинговых компаний и консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников рынка; - недостаточно развитая нормативная база, регулирующая взаимоотношения всех участников рынка лизинговых услуг. Наряду с лизингом в настоящее время довольно широкое развитие получают такие способы краткосрочного финансирования, как факторинг и форфейтинг.
Факторинг
Факторинг (от англ. «factor – маклер, посредник) – это посредническая операция, осуществляемая факторинговой компанией или банком, по взысканию денежных средств с должников своего клиента. В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет, как минимум, двум из четырех признаков: - наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований; - ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего, учета реализации; - инкассирование его задолженности; - страхование поставщика от кредитного риска. В факторинговой операции участвуют три субъекта: - организатор факторинга – специализированная компания или факторинговый отдел банка; - организация – поставщик продукции, являющаяся клиентом организатора факторинга; - организация – покупатель продукции, выступающая заемщиком организации-поставщика. Для осуществления факторинговых операций создается денежный фонд – фонд оборотных средств факторинга. Организатор факторинга формирует также резервный фонд в размере до 10% от общего оборотного фонда, который используется для покрытия возможных убытков. В мировой практике обычно используются три метода установления предельных сумм факторингового обслуживания. 1. Определение общего лимита. Для каждого плательщика устанавливается периодически возобновляемый лимит, в пределах которого факторинговая компания автоматически оплачивает переуступаемые ей платежные требования. Если сумма задолженности плательщика перед поставщиком (клиентом) превысит сумму лимита, то все платежи в счет погашения долга покупателя перед поставщиком должны, в первую очередь, поступать факторинговой компании до тех пор, пока она не компенсирует себе сумму платежей, ранее осуществленных в пользу поставщика, и только затем деньги начнут поступать на счет самого поставщика. 2. Определение ежемесячных лимитов отгрузок. Устанавливается сумма, на которую в течение месяца (недели) может быть произведена отгрузка товаров одному плательщику. 3. Страхование по отдельным сделкам. В этом случае предельная сумма факторингового обслуживания равна сумме сделки. Такой метод используется, если продавца и покупателя товара связывают не регулярные поставки, а разовые сделки на крупные суммы с поставкой товаров на определенную дату. Если в результате организатор дает согласие на факторинговое обслуживание, то между ним и организацией-кредитором заключается договор. Договор факторингового обслуживания заключается на неопределенный срок и действует сколь угодно долго, пока обе стороны удовлетворены взаимным сотрудничеством. Договор может быть открытым и закрытым (конфиденциальным). При открытом договоре дебитор уведомляется о его наличии, при закрытом – нет. После подписания договора за каждым клиентом закрепляется персональный менеджер. Платежные требования могут быть оплачены в момент наступления срока платежа или досрочно. Досрочная оплата равносильна предоставлению банковского кредита, поэтому организатор кроме комиссионных взимает процент за кредит. Таким образом, стоимость факторинговых услуг складывается из двух частей: - комиссионного вознаграждения, которое устанавливается в процентах от суммы дебиторской задолженности (в мировой практике обычно на уровне 1,5-2,5%, в российской – до 5%); - процентов за кредит, взимаемых при досрочной оплате представленных документов. Процентная ставка обычно на 2-4% превышает текущую банковскую ставку, используемую при краткосрочном кредитовании.
Форфейтинг
Термин «форфейтинг» происходит от французского слова «a forfeit» (оптом) и в широком смысле слова означает переуступку некоторых прав. В настоящее время под форфейтингом чаще всего понимается учет портфеля векселей в счет некоторой суммы долга. Характерной особенностью данной операции являются единовременная покупка векселей и равномерное их погашение через определенный временной интервал. Форфейтинг обычно применяется при кредитовании внешнеторговых операций в форме покупки у экспортера коммерческих векселей, акцептованных импортером, без оборота на продавца. Объектом форфейтинговых операций кроме коммерческих векселей могут быть и иные платежные требования по внешнеторговым сделкам. Отличие форфейтинга от операции учета векселей заключается в том, что в данном случае покупатель-форфейтор отказывается от права регресса к продавцу. Все риски полностью берет на себя форфейтор. Общая схема форфейтинговой сделки заключается в следующем. Организация желает приобрести товар, но не имеет возможности немедленно оплатить его. В этом случае средством платежа может выступить пакет векселей на сумму, равную стоимости товара плюс проценты за кредит. Сроки погашения векселей равномерно распределены по времени с учетом будущих поступлений у организации-заемщика. После получения портфеля векселей организация-продавец учитывает его в банке, получая цену продукции. Поскольку векселя выписываются на сумму, превышающую стоимость товара, то банк имеет дисконт в свою пользу, определяемый процентом за кредит. Общая стоимость форфейтинговой операции складывается из стоимости банковского кредита на срок, равный сроку до погашения векселей, маржи, которая учитывает риск данной операции, и комиссии за оформление. Участвуя в форфейтинговой операции, иностранный экспортер имеет возможность максимально сократить сроки расчетов по контракту в течение нескольких дней со дня составления векселя, предъявив его в западный банк. Кроме того, компания-экспортер, продав вексель западному банку, тем самым снимает с себя все риски по оплате контракта российской стороной. Каждый из этих способов финансирования обладает определенными преимуществами и недостатками как для эмитента, так и для инвесторов. Задача менеджера – выбрать наиболее подходящий для компании финансовый инструмент и разработать оптимальные условия его использования. Для этого анализируется множество факторов, в том числе макро- и микроэкономических.
Словарь терминов Размещение ценных бумаг – это отчуждение ценных бумаг их первым владельцам эмитентом или андеррайтером, действующим от имени эмитента или от своего имени, но за счет и по поручению эмитента. Кредитный процесс – это период с момента обращения за ссудой до момента возврата суммы основного долга и процентов по нему. Овердрафт (от английского «overdraft») – дебетовый остаток на пассивном счете, возникающий при совершении платежа на сумму, превышающую ранее имевшееся кредитовое сальдо. Кредитная линия – это юридически оформленное обязательство банка перед заемщиком предоставлять ему в течение определенного периода кредиты в пределах согласованного лимита. Лизинг – комплекс экономических отношений, в ходе которых лизинговая компания за счет средств кредитов банка покупает то или иное имущество и передает их в аренду с правом выкупа лизингополучателю на срок действия лизингового контракта. Факторинг (от англ. «factor – маклер, посредник) – это посредническая операция, осуществляемая факторинговой компанией или банком, по взысканию денежных средств с должников своего клиента. Форфейтинг (происходит от французского «a forfeit», что значит «оптом») в широком смысле слова означает переуступку некоторых прав. В настоящее время под форфейтингом чаще всего понимается учет портфеля векселей в счет некоторой суммы долга.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |