Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 18. Философия образования как методологическая рефлексия педагогической науки



2016-01-26 408 Обсуждений (0)
Тема 18. Философия образования как методологическая рефлексия педагогической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятийно-терминологический минимум:образование, педагогика, философия образования, гуманитарная философия образования, педагогическая антропология, образовательная парадигма,методология научно-педагогического исследования.

Учебно-методические задачи: Охарактеризовать образование как предмет философско-методологического анализа. Определить основные направления развития философии образования в ХХ-ХХIвв. Рассмотреть взаимоотношение педагогики и философии, выявить методологический потенциал философии образования в научно-педагогическом исследовании.

Лекция 17, 2ч.

1. Образование как объект и предмет философского исследования.

2. Традиция философской рефлексии над проблемами образования.

3. Предмет и направления развития философии образования как специальной философской дисциплины.

4. Понятие образовательной парадигмы.

 

Самостоятельная работа, 4ч.

1. Образование как форма человеческого бытия.

2. Образование как познавательный и коммуникативный процесс.

3. Образование как механизм преемственности в культуре

4. Образование как социальный институт.

 

Дискуссии:

Образование как предмет философско-методологического анализа

Литература:

1. Буйко, Т.Н. Философия образования: старая традиция или новая дисциплина? / Т.Н. Буйко. – Мн.: НИО, 2000. – 210 с.

2. Долженко, О.В. Очерки по философии образования: учебное пособие / О.В. Долженко. - М.: Промо-Медиа, 1995. - 240 с.

3. Латыш, Н.И. Образование в XXI веке / Н.И. Латыш.- Мн.: НИО, 1994. – 215 с.

4. Михайлов, Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы / А.Ф. Михайлов // Вопросы философии. – 1999. - № 8. – С. 92-118.

5. Огурцов, А.П. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век / А.П. Огурцов, В.В. Платонов. – СПб.: РХГИ, 2004. – 520 с.

6. Философия образования. «Круглый стол» журнала "Педагогика" // Педагогика. – 1995. - №4. - С. 3-28.

7. Философия образования: Сб. науч. ст. / отв. ред. А.Н.Кочергин.- М: Фонд "Новое тысячелетие", 1996.- 288с.

8. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного «круглого стола») // Вопросы философии. - 1995. - №11. - С. 3-34.

9. Философия, культура и образование (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. - 1999. - № 3. – С. 3-54.

10. Философско-психологические проблемы развития образования / под ред. В.В. Давыдова. – М.: ИНТОР, 1994. – 128 с.

11. Швырев, В.С. Проблемы философии образования и современная неклассическая рациональность / В.С. Швырев // Мир психологии. – 1999. - № 3. – С. 189-204.

Методологический потенциал философии образования в научно-педагогическом исследовании

Литература:

1. Бермус, А. Возможна ли иная методология образования? / А. Бермус // Alma Mater – Вестник высшей школы. – 2005. - № 4. – С. 31-38.

2. Бондараў У.Р. На шляху да педагагічнай сінэргетыкі: сучасная навука і праблема змены адукацыйнай парадыгмы // Адукацыя і выхаванне. – 1995. – № 5. – С. 4-12.

3. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практикоориентированных образовательных концепций) / В.С. Гершунский. - М: "ИнтерДиалект", 1997. - 697 с.

4. Дмитриев, Г.Д. Конструктивистский дискурс в теории содержания образования в США / Г.Д. Дмитриев // Педагогика. – 2008. - № 3.- С.

5. Краевский, В. Источники методологического обеспечения научно-педагогического исследования / В. Краевский // Alma Mater – Вестник высшей школы. – 2007. - № 3. – С. 35-39.

6. Романов, К. Заметки о культурно-антропологическом подходе в философии образования / К. Романов // Alma Mater – Вестник высшей школы. – 2006. - № 2. – С. 12-18.

 

Тема 19. Философия и наука на рубеже XX и XXI веков

Понятийно-терминологический минимум:постмодерн,постмодернизм, футурология, экологический императив, устойчивое развитие, междисциплинарный синтез, антропный принцип.

Учебно-методические задачи: Проанализировать проблемы, охарактеризовать ценности и цели философии в эпоху постмодерна. Охарактеризовать философию как методологию междисциплинарного синтеза знаний.

Лекция 18, 8ч.

1. Проблема «конца философии» в прошлом и настоящем.

2. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления.

3. Философия и футурология.

4. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления.

5. Коммуникативная парадигма в современной социальной философии.

6. Философия и экологические императивы современной цивилизации.

7. Духовно-экологическая цивилизация как идеал и цель развития человечества.

8. «Эпоха глобализма» и проблема сохранения развития белорусской национальной культуры и государственности.

 

Самостоятельная работа, 4 ч.

1. Философия как методология междисциплинарного синтеза знаний.

2. Проблема научной рациональности и формы ее эволюции в современной философии науки.

Дискуссии:

Философия постмодернизма

Литература:

1. Автономова, Н.С. Памяти Жака Деррида / Н.С. Автономова // Вопросы философии. – 2005. – № 4. – С. 130-132.

2. Деррида, Жак. «Наконец-то научиться жить» (последнее интервью) / Жак Деррида // Вопросы философии. – 2005. – № 4. – С. 133-144.

3. Желнова, А.М. Философский путь Жана Бодрийяра: между эстетическим и эпистемическим / А.М. Желнова // Вопросы философии. – 2007. – № 10. – С.151-158.

4. Ильин, И.П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа / И.П. Ильин. – М.: Интрада, 1998. – 255 с.

5. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П. Ильин. – М.: Интрада, 1996. – 256 с.

6. Иноземцев, В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? / В.Л. Иноземцев // Вопросы философии. – 1998. – № 9. – С. 27-37.

7. Пилипенко, А.А. Закат логоценризма / А.А. Пилипенко // Человек. – 2005. № 5. – С. 44-55.

8. Пилипенко, А.А. Постмодернизм в контексте переходных процессов / А.А. Пилипенко // Человек. – 2001. - № 4. – С. 5-17.

Философия и экологические императивы современной цивилизации.

Литература:

1. Высокие технологии в структуре устойчивого развития: проблема соответствия ноосферным ценностям / Д.И. Широканов [и др.]; науч. ред. Д.И. Широканов, А.Д. Урсул. – Мн.: Право и экономика, 2009. – 199 с.

2. Колпаков, В.А. Общество знания. Опыт философско-методологического анализа / В.А. Колпаков // Вопросы философии. – 2008. - № 4. – С. 26-38.

3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь. – Минск: Юнипак, 2004. – 200с.

4. Ткачев, С.П. О некоторых методологических подходах к проблеме перехода Республики Беларусь к «устойчивому развитию» / С.П. Ткачев, М.В. Мясникович, П.Г. Никитенко // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь / учредитель – Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Вып. 6 (2005). – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – С. 8- 42.

5. Урсул, А. Стратегия устойчивого развития: футуризация науки и образования / А. Урсул, Т. Урсул // Alma Mater – Вестник высшей школы. – 2005. - № 3. – С. 22-26, 39.


Программные требования к кандидатскому экзамену

«Философия и методология науки»

1. Эволюция представлений о предмете философии, ее структуре, содержании и функциях в классической и постклассической западноевропейской философии.

2. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна.

3. Философия и экологические императивы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития общества.

4. Проблема бытия в различных философских системах.

5. Философия глобального эволюционизма о базисных принципах современной научной картины мира. Идеи системного и эволюционного подходов в исследовании неживой природы, органического мира и социальной жизни.

6. Понятие пространственно-временного континуума. Пространство и время как атрибуты материи и феномены культуры.

7. Проблема человека в философии. Многомерность феномена человека и основные подходы его постижения.

8. Телесность и духовность человека. Формирование и реализация физического и духовного потенциала личности.

9. Философские традиции в исследовании сознания. Многомерность и полифункциональность сознания.

10. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Роль духовных ценностей в формировании программ жизнедеятельности личности.

11. Социальная философия и социально-гуманитарное познание. Основные стратегии исследования социальной реальности в философии.

12. Специфика социальной реальности как сферы жизнедеятельности людей, воспроизводства человека как природного, социального и духовного существа.

13. Понятие социальной структуры и типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.

14. Основные проблемы социальной динамики. Инновационные структуры в организации и развитии постиндустриального общества. Глобализация и сетевые трансформации социальных институтов.

15. Развитие общества как цивилизационный процесс. Проблема исторического самоопределения Беларуси и основные векторы развития современного белорусского общества.

16. Философия культуры. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.

17. Понятие идеологии. Идеология белорусского государства и государственная политика в области физической культуры и спорта в Республике Беларусь.

18. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

19. Формы рефлексивного осмысления научного познания. Проблемное поле философии науки.

20. Научное познание и его специфические признаки. Научное и вненаучное познание.

21. Проблема начала науки. Наука и типы цивилизационного развития.

22. Понятие и типы научной рациональности.

23. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие.

24. Эмпирический уровень научного познания: структура, методы исследования и формы научного знания.

25. Теоретический уровень научного познания: структура и методы исследования. Понятие и функции научной теории.

26. Метатеоретические основания науки.

27. Природа и типы научных революций.

28. Научное исследование и его структура: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.

29. Понятие метода и методологии в научном познании. Многоуровневая концепция методологического знания.

30. Философские и общелогические методы в научном познании.

31. Диалектическая логика как методология научного познания. Диалектическая концепция детерминизма в современном научном познании.

32. Статус и функции общенаучной методологии познания. Теоретико-методологические основания наук о физической культуре и спорте.

33. Сущность системного подхода как общенаучной методологической программы. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании.

34. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Объекты исследования в постнеклассическом естествознании. Методологический потенциал синергетики.

35. Частнонаучная методология. Методика и техника научного исследования.

36. Обоснование результатов исследования. Виды обоснования (доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение и др.).

37. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности. Социальные ценности и нормы научного этоса.

38. Социогуманитарное и естественнонаучное познание: сравнительный анализ. Науки о физической культуре в системе знаний.

39. Философия социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания.

40. Образование как объект философского исследования. Философия образования в структуре философского знания.




2016-01-26 408 Обсуждений (0)
Тема 18. Философия образования как методологическая рефлексия педагогической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 18. Философия образования как методологическая рефлексия педагогической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)