Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок – основная форма обучения



2016-01-26 1183 Обсуждений (0)
Урок – основная форма обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок.

Урок – логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации). Урок представляет собой форму организации деятельности учителя и учащихся.

Урок – это занятие с классом учеников, продолжительностью 40-45 минут. Количество таких занятий определяет учебный план школы, а их содержание – Госстандарт и школьные программы.

Урок состоит из компонентов:

- цель;

- содержание;

- средства и методы;

- организация учебной деятельности.

Главную роль среди основных характеристик урока играют цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. В соответ­ствии с целью урока отбирается содержание обучения, и, прежде всего, содержание урока. Определить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, методиче­ские пособия, дидактические материалы, методические рекоменда­ции и др.

Учебный процесс предполагает органическое единство средств, ме­тодов и приемов работы с организационными формами обучения. Ка­ждому методу, приему обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учащимися и учащихся между собой.

Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, исполь­зуя при этом различные формы организации деятельности учащих­ся: общие (работа со всем классом), групповые (звено, группа и др.), индивидуальные. Формы организации учебной деятельности высту­пают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях. Ог­ромная роль здесь принадлежит коллективным формам работы, ко­торые позволяют уплотнять время урока, создают ситуации взаимообучения учащихся и существенно влияют на развитие лич­ности школьника.

Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, мы приходим к понятию структура урока. Число компонентов общей структуры урока, основная дидактическая цель которого — ознакомле­ние учащихся с новым материалом, всегда неизменно — их три:

1. Актуализация прежних знаний и способов действий.

2. Формирование новых знаний и способов действий.

3. Применение полученных знаний на практике. Используя понятие структура урока математики, важно выделить из множества возможных основные этапы урока:

1. Постановка цели урока перед учащимися.

2. Ознакомление с новым материалом.

3. Закрепление нового материала: а) на уровне воспроизведения ин­формации и способов деятельности; б) на уровне творческого приме­нения и добывания знаний.

4. Проверка знаний, умений и навыков.

5. Систематизация и обобщение изученного материала. Отдельный урок — это только одно звено в цепи других уроков по данной теме или разделу школьного курса. Но, с другой стороны, урок в даже каждый его этап, — это нечто целое, законченное.

 

Типы уроков

Тип урока — понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.

В дидактике наиболее разработанными являются следующие клас­сификации:

• по месту урока в системе уроков по учебной теме;

• по признаку основной дидактической цели;

• по способу проведения урока.

На разных уроках ставится разная дидактическая цель и дидактиче­ские задачи не могут иметь одинаковые объем и значение, поэтому различают:

— урок обычный, на котором решается лишь одна дидактическая задача (изучение нового материала, или закрепление изученного, или контроль);

— урок комбинированный (смешанный), где последовательно ре­шаются несколько дидактических задач;

— урок синтетический, на котором решаются одновременно не­сколько дидактических задач.

В практике обучения наиболее часто проводятся комбинированные уроки. Структура такого урока включает:

1. Организационный момент.

2. Проверку знаний и умений учащихся.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного.

Выделяют четыре основных типа уроков:

- урок по ознакомлению с новым материалом;

- урок по закреплению изученного материала;

- урок проверки знаний, умений и навыков;

- урок по систематизации и обобщению изученного материала.

В практике обучения часто говорят как о самостоятельных видах об уроках-лекциях, уроках самостоятельной работы учащихся, уроках об­щественного смотра знаний и др.

При рассмотрении этих уроков с точки зрения их основной дидак­тической цели можно увидеть, что все они являются лишь разновидно­стями одного из четырех указанных выше основных типов. Урок-лек­ция — это урок по ознакомлению с новым материалом, а урок общественного смотра знаний - урок проверки знаний, умений и на­выков и т.д.

Кроме рассмотренной классификации получила распространение классификация по способам проведения уроков (урок повторения, урок-беседа, урок — контрольная работа, комбинированный урок и т.д.). Кроме того, в практике обучения учащихся математике встреча­ются специальные уроки: урок в компьютерном классе, урок по изме­рениям на местности, урок вычислений на счетных приборах, кино­урок и другие.

Характеризуя какой-либо конкретный урок, часто исходят из двух классификаций - по основной его дидактической цели и по спосо­бам проведения. Например, в самом названии урок-лекция усмат­риваются и его основная дидактическая цель, и способ его проведе­ния.

Ни одна из классификаций не может всесторонне и исчерпывающе охарактеризовать урок. В качестве совета начинающему учителю мож­но рекомендовать как можно чаще посещать уроки опытных учителей, анализировать их опыт работы и практиковать наиболее рациональные приемы в своей деятельности.

 



2016-01-26 1183 Обсуждений (0)
Урок – основная форма обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок – основная форма обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)