Тема 6. Земельные, лесные и водные ресурсы мира
ОБЩАЯ ЧАСТЬ Тема 1. Основные этапы развития науки и техники. Географические изменения, связанные с этим развитием Примерный план: 1. Первый этап - от начала Великих географических открытий XVI в. (до первой половины XVIIв.). 2. Второй этап - первая половина XVIIв. - до 70-х гг. XIX в. 3. Третий этап - 70-е гг. XIX в. - начало XX в., до Первой мировой войны. 4. Четвертый этап - между Мировыми войнами (20 - 40-е гг. XX в.). 5. Пятый этап - послевоенное развитие науки и техники (с середины 40-х - начала 50-х гг. до конца 80-х гг. XX в.). Особое внимание уделить периоду нефтяного кризиса 70 -х гг. XX в. и созданию ресурсосберегающих технологий. 6. Шестой этап - 90-е гг. XX в. по настоящее время - распад социалистического лагеря, новые государства и новая геополитика. Обратить внимание на информационные технологии. Практическое задание. Составить хронологию (с XI в. до XXI в.) важнейших технологических открытий и изобретений, определивших формирование современной политической карты (не более 25). Вопросы для собеседования: 1. Технологические предпосылки эпохи Великих географических открытий. 2. Роль информационных технологий в современных геополитических процессах. Тема 2. Современные классификации стран мира Примерный план: Провести классификацию стран по: 1. Размерам территории. 2. Численности населения. 3. Географическому положению. 4. По формам правления и государственного устройства. 5. Классификация и типология стран мира как важнейший раздел экономической и социальной географии. Практическое задание. На контурной карте обозначить (окраской) страны по формам правления и государственному устройству, нанести 7 крупнейших стран по размерам территории, 10 - по численности населения. Вопросы для собеседования: 1. Может ли меняться форма государственного устройства стран в наше время? Приведите примеры. 2. Что такое «исламское государство»? Какие исламские государства вы знаете. Тема 3. Современная экономическая классификация стран В основу классификации необходимо положить важнейшие социально-экономические показатели: валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в год, структуру занятости населения, производство электроэнергии на душу населения в год, структуру внешней торговли, а в ней - примерную долю наукоемкой продукции, сырьевую составляющую в экспорте, примерную долю сырья и готовой продукции в импорте. Вычислить ВВП одной из стран в каждой группировке на душу населения. Примерный план: 1. Принципы экономической классификации стран. 2. Экономически развитые страны. 3. Развивающиеся страны. 4. Страны с «переходной экономикой» (постсоциалистические) и социалистические. Практическое задание. Нанести на контурную карту (или составить таблицу) группы указанных типов стран (по 5 каждой группе) с соответствующей окраской на карте. Вопросы для собеседования: 1. Как влияют на степень развития страны показатели: а. структура занятости населения, б. положительное или отрицательное сальдо во внешней торговле, в. структура первичного, вторичного, третичного и четвертичного (информационного) секторов экономики?
Тема 4. Современные международные организации (интеграционные группировки) Примерный план: 1. Выделить важнейшие глобальные, региональные и субрегиональные организации мира. 2. Характеристика международных экономических и экономико-политических организаций (год создания, состав, цели и задачи организации, характер деятельности в прошлом и в наши дни) Практическое задание. Нанести на контурную карту страны (или составить таблицу), закрасив разными цветами по принадлежности к каждой, избранных для анализа, международных организаций. Если страна входит в две или более организаций, дать соответственно в стране 2 - 3 окраски или штриховки. Вопросы для собеседования: 1. Можно ли с помощью международных организаций предотвратить военные действия, решить экологические проблемы и т.п.? Приведите примеры. 2. Какие существуют ограничения на вступление в международные организации? ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Тема 5. Минеральные ресурсы мира Примерный план: 1. Выделить и сгруппировать (по 10 -15 позиций) энергетические ресурсы (горючие, радиоактивные), рудные (черные, цветные, редкоземельные, благородные, радиоактивные металлы) и нерудные полезные ископаемые (химическое, металлургическое сырье, строительные материалы, драгоценные и поделочные камни), которые в наибольшей степени используются в мировом хозяйстве. 2. Дать краткое описание их использования в науке и технике. 3. В каких странах сосредоточены их запасы и добыча. Практическое задание. На картосхему нанести месторождения важнейших групп и видов полезных ископаемых (составить таблицу). Вопросы для собеседования: 1. Сущность различия понятий «природные ресурсы» и «экономические ресурсы» (сырье) применительно к минеральным ресурсам. 2. Минеральные ресурсы как фактор экологического загрязнения. Тема 6. Земельные, лесные и водные ресурсы мира Примерный план: 1. Структура земельного фонда мира. Сельскохозяйственные угодья. Почвы как ресурс. 2. Важнейшие лесные районы мира. В каких отраслях хозяйства используется древесина. 3. Дать описание водных ресурсов (наличие рек, количество выпадающих осадков, их распределение по сезонам) и распределение их в мире. 4. Различия в использовании земельных, лесных и водных ресурсов в экономически развитых и развивающихся стран. Практическое задание. На картосхеме отразить основные закономерности распространения земельных, лесных и водных ресурсов мира. Вопросы для собеседования: 1. Понятия ресурсосбережения применительно к использованию земельных, лесных и водных ресурсов. 2. Нагрузка на ресурсы земельные, лесные и водные ресурсы мира со стороны современных промышленных и сельскохозяйственных технологий. Возможна ли рациональная вырубка лесов? Примеры.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (476)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |