Структура международных экономических отношений
Структурировать международные экономические отношения можно по разным признакам (по соотношению форм международных связей, по отраслям, по степени открытости, по месту и роли в мировой экономике отдельных стран). ГРУППЫ СТРАН по месту и роли в мировой экономике: − развитые; − развивающиеся; − с переходной экономикой.
Каждая группа стран характеризуется общностью показателей экономического развития (табл. 2.1.), рыночных институтов и принципов организации производства и как следствие однотипными проблемами. Значимость страны в мировом хозяйстве − понятие историческое. 1)страны прочно удерживаются в группе лидеров (США, Россия, Англия, Германия); 2)из отсталых перешли в развитые (Япония, Сингапур, ЮАР); 3) пережив расцвет в древности, надолго покинули группу лидеров (Египет, Индия); 4) выйдя из группы лидеров, опять в нее возвращаются (Китай) Статистические показатели по группам стран и миру в целом 5
Паритет покупательной способности валют (ППС) – соотношение между национальными валютами по их покупательной способности, т. е. с учетом цен на определенный набор товаров и услуг. ППС применяют в аналитических оценках, а не в хозяйственных расчетах. По методике ООН берут 600−800 основных потребительских товаров и услуг, 200−300 инвестиционных товаров, 10−20 типичных строительных объекта, затем определяют стоимость данного набора в национальной валюте и долларах США, формула (2.1) где Цi – цены на i-е товары в национальной экономике; Цj − цены на аналогичные товары в США; Тi, Тj − аналогичные наборы товаров. Для развитых стран ВВП на душу населения с учетом ППС не менее 12000 дол. по статистике МВФ. В эту группу входят все страны Западной и некоторые страны Центральной и Восточной Европы, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Израиль, ЮАР. Большинство развитых стран входят в интеграционные объединения (ЕС обеспечивает 20 % мирового ВВП, Североамериканское соглашение о свободной торговле НАФТА обеспечивает 24 % мирового ВВП). ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ РАЗВИТЫХ СТРАН: 1. Основная доля мирового производства товаров и услуг. 2. Относительно равномерное распределение дохода и равномерное хозяйственное освоение территорий. 3. Социально-ориентированная экономика (поддержка малообеспеченных слоев населения). 4. Значительные капитальные вложение в науку (2−3 % ВВП). 5. Гуманизация экономического роста.
В группу развивающихся стран входят большинство стран Азии, Африки, Латинской Америки. Многие из них объединяет колониальное прошлое, многоукладность экономики. Треть населения живет в условиях абсолютной бедности, уровень грамотности низок, безработица высока, население растет быстрыми темпами, производство монокультурное. Эта группа неоднородна. ГРУППЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН: 1. НРС (40 стран) - наименее развитые страны (доиндустриальный уровень развития). . 2. ССУР (65 стран).- страны среднего уровня развития. Проходят начальные этапы создания индустриального комплекса (Индия и Египет). 3. Страны ОПЕК (13 стран).- деформированный односторонний индустриальный комплекс. 4. НИС (3 страны). - новые индустриальные страны характеризуются развивающимся индустриальным комплексом (Аргентина, Бразилия, Мексика).
К странам с переходной экономикой относятся бывшие страны «социалистического лагеря». Особое положение занимает Китай. По статистическим документам ООН Китай относится к группе развивающихся стран по критерию ВВП на душу населения (см. табл. 2.1), с другой стороны,современный Китай преобразует плановую экономику в рыночном направлении. По этой причине в разных литературных источниках КНР относят либо к развивающимся странам, либо к странам с переходной экономикой. Большинство развивающихся стран проводят системные реформы в экономике, т. е. меняют тип социально-экономической системы. МОДЕЛИ СИСТЕМНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ: 1. Радикальные реформы −«шоковая терапия», направленная на быстрое создание односекторной экономики. 2. Длительные преобразования в условиях двухсекторной экономики (государственный и частный секторы).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |