Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Безопасность жизнедеятельности. Цели, задачи



2016-01-26 616 Обсуждений (0)
Безопасность жизнедеятельности. Цели, задачи 0.00 из 5.00 0 оценок




Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности

Тема 1. Среда обитания человека

Элементы среды обитания человека

В процессе жизнедеятельности человек тесно связан с окружающей средой. Человек и окружающая его среда обитания составляют систему “человек-среда обитания”.

Среда обитания - это окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, в данный момент или в будущем воздействие на человека.

Среда обитания человека подразделяется на производственную и непроизводственную (бытовую).

Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека. Основными элементами производственной среды являются труд и природная среда. Труд состоит из взаимосвязанных и взаимосвязывающих элементов, составляющих структуру труда:

· · субъектов труда; - "машин", то есть средств и предметов труда;

· · процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин;

· · продуктов труда как целевых, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т. п. ;

· · производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду: отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.).

Природная среда проявляется в виде географо-ландшафтных, геофизических, климатических элементов. Сюда же входят пожары от молний и другие природные источники и процессы в виде газовыделений из горных пород и т.п. Природная среда .может проявляться как в непроизводственной форме (сфере), так и производственной, особенно в таких отраслях народного хозяйства как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и других.

Непроизводственная среда состоит также из природной среды и общей культуры субъектов, состоящей из элементов: нравственной, общеобразовательной, правовой культуры и культуры общения.

Схема 1: Система “человек – среда обитания”

 


Деятельность человека

Человек в процессе своей деятельности находится в теснейшей связи со всеми элементами среды обитания. Деятельность человека - это форма активного отношения к окружающему миру (среде обитания).

Формы активной деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы. Деятельность - это все процессы жизнеобеспечения человека в быту, общественной и культурной жизни, игры детей, спорт, транспорт, учеба и, конечно, все формы труда.

Деятельность (труд) как целенаправленный процесс взаимодействия человека с природой, как указано выше, может быть представлена в виде системы “человек-среда обитания”.

Данная система является по своему содержанию двухцелевой. Одна цель - это достижение определенного хозяйственного эффекта, вторая - исключение при этом нежелательных последствий.

Центральным элементом системы является "человек ", а периферийными элементами: предметы труда, средства труда, энергия, продукт труда, технология, флора, фауна, информация, природно-климатические условия, организация, коллектив, общество и др.

Свойства указанных элементов и их состояния могут быть самыми разнообразными по отношению к человеку: благоприятными, не создающими угрозы жизни и здоровью человека, и неблагоприятными, когда такая угроза возникает. Неблагоприятные условия отождествляются с опасностью.


3. Опасность. Классификация[ 2, с.15; 3, с. 8; 4, с. 36].

Опасность - центральное понятие безопасности деятельности.

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб как самой материи, так и людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасность - все, что может принести ущерб здоровью человека, включая смерть. Следует подчеркнуть, что это определение условно. Количество признаков может быть уменьшено или увеличено (например, включением таких признаков как утомление, неудовлетворенность и т.д.).

Человеческая практика дает основания для утверждения того, что любая деятельность потенциально опасна. Опыт показывает, что ни в одном виде деятельности нулевого риска достичь нельзя. Существуют лишь разные значения риска. Жизненные наблюдения, статистические данные позволяют сформулировать аксиому о потенциальной опасности деятельности.

Скрытая (потенциальная) опасность реализуется в форме заболеваний и травм, которые происходят при несчастных случаях, авариях, пожарах.

Опасности подразделяются:

1) по происхождению - на природные, технические, антропогенные, экологические, смешанные;

2) по виду - на физические, химические, биологические, психофизические;

3) по локализации - на связанные: с литосферой, гидросферой, атмосферой и космосом;

4) по вызываемым последствиям - вызывающие утомление, заболевание, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.;

5) по приносимому ущербу: социальные, технические, экологические и т.п.;

6) по сферам проявления - бытовые, спортивные, дорожно-транспортные, производственные, военные и др.

К природным опасным явлениям относятся стихийные природные явления, представляющие угрозу жизни и здоровью людей: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, камнепады, наводнения, штормы, цунами, тропические циклоны, молнии, туманы, космические излучения и тела и другие явления.

Возникновение природных опасностей нередко связано с антропогенным влиянием на них (например: сели, паводки активизируются вырубкой лесов). Соблюдение природного равновесия – важный профилактический фактор снижения опасных природных явлений.

Изучение причин и механизмов природных опасностей способствует повышению эффективности защитных мер от них (прогнозы). Защита от природных опасностей может быть активной (строительство инженерно-технических сооружений, реконструкция объектов) и пассивной (укрытия). На практике применяется сочетание этих методов.

Т а б л и ц а 1.

Сила в Баллах Наименование землетрясений Последствия землетрясений
I Незаметное сотрясение почвы Регистрируются только сейсмическими приборами
II Очень слабые Толчки Ощущаются отдельными людьми в покое
III Слабые толчки Ощущаются лишь небольшой частью населения
IV Умеренное Легкое дребезжание стекол, скрип дверей, стен
V Довольно сильное Сотрясение зданий, колебания оборудования, трещины в оконных стеклах и штукатурке
VI Сильное Частичное обрушение внутренних стен, обрывы проводной связи, сбои в работе чувствительной аппаратуры, возникновение отдельных пожаров
VII Очень сильное Повреждения, трещины в каменных зданиях и сооружениях, обрывы линий электропередачи. Деревянные и антисейсмические постройки сохраняются
VIII Разрушительное Трещины на крутых склонах и сырых почвах. Незакрепленное оборудование сдвигается и повреждается. Старые здания разрушаются, остальные сильно повреждаются. Падение отдельных опор ЛЭП, линий связи, наземных эстакад
IX Опустошительное Сильные разрушения каменных зданий, сооружений. Искривление деревянных зданий. Частичное повреждение гидротехнических сооружений.
X Уничтожающее Сильные разрушения всех зданий и сооружений. Возможны трещины в почве шириной до одного метра. Разрушения транспортных магистралей. Обвалы со склонов, оползни.
XI Катастрофическое Полное разрушение зданий и сооружений, искривление и скручивание железнодорожных рельсов. Повсеместные трещины на поверхности земли, обвалы и оползни. Обрушение подземных помещений.
XII Абсолютное или сильное катастрофическое Сплошные оползни, обвалы, огромные трещины на поверхности земли. Отклонения и изменения течения рек, образование озер, водопадов. Частичное изменение рельефа местности

Землетрясения – это подземные толчки и колебания поверхности земли из-за внезапных смещений и разрывов в земной коре, передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний (табл.1).

Очаг землетрясения – это объем в толще земли, где происходит высвобождение энергии.

Центр очага землетрясения – условная точка, которая носит название гипоцентр или фокус.

Проекция гипоцентра на поверхность земли называется эпицентром, вокруг которого происходят наибольшие разрушения.

По международной шкале MSK-64 сила землетрясений оценивается в баллах :

В 1935 году профессор Калифорнийского технологического института Ч. Рихтер предложил оценивать энергию землетрясения магнитудой (от лат. Magnitudo – величина) и предложил 9 - ти магнитудную шкалу. Магнитуда землетрясений – условная величина, характеризующая общую энергию упругих колебаний, вызванных землетрясением.

Колебания грунта, возникающие при землетрясениях, регистрируются приборами – сейсмографами.

Иногда землетрясениям предшествуют грозовые разряды в атмосфере, выделения метана из земной коры – “предвестники” землетрясений. Колебания при землетрясениях могут быть причиной вторичных явлений: оползней, селевых потоков, цунами, снежных лавин, наводнений, разломов в скальных породах, пожаров, коробления земной поверхности.

Различаются две группы антисейсмический мероприятий:

  • предупредительные, профилактические мероприятия, осуществляемые до предполагаемого землетрясения;
  • мероприятия, выполняемые перед, во время и после землетрясения – действия в чрезвычайных ситуациях.

В первой группе мероприятий изучается природа землетрясения, раскрывается его механизм, идентифицируются предвестники, разрабатываются методы прогноза и др. Важен выбор места расположения населенных пунктов и предприятий с учетом сейсмостойкости района.

Лучшая защита – защита расстоянием. Если строительство необходимо вести в сейсмоопасных районах, то учитываются требования СНиПов по усилению зданий и сооружений.

Действия в чрезвычайных ситуациях при землетрясении зависят от уровня организации аварийно-спасательных работ и обученности населения, эффективности системы оповещения.

Сели –кратковременные бурные паводки на горных реках, имеющие характер грязекаменных потоков. Сели могут возникнуть при землетрясениях, ливнях, обильных снегопадах, интенсивном таянии снегов. Селевые потоки происходят внезапно, движутся с большой скоростью (до 15 км/час), сметая все на своем пути.

Профилактические противоселевые мероприятия: селезадерживающие, селенаправляющие и др. гидротехнические сооружения, спуск талой воды, закрепление растительного слоя на горных склонах, лесопосадочные работы и др.

Снежные лавины – это масса снега, падающая или сползающая с горных склонов под влиянием внешнего воздействия и увлекающая на своем пути новые массы снега – распространены в горных районах. Лавины движутся со скоростью до 100 м/с и обладают большой разрушительной силой.

Различают две группы противолавинных мероприятий:

пассивные способы – использование опорных сооружений, дамб, лавинорезов, надолбов, снегоудерживающих щитов, посадки, восстановление леса и др.;

активные методы – искусственное провоцирование схода лавины в выбранное время и при соблюдении мер безопасности.

Извержение вулканов. Вулканизм - это перемещение магмы в земной коре и её поверхности. Магма (греч. magma – густая мазь) – это расплавленная масса чаще силикатного состава, образующаяся в глубине земли, которая, достигая поверхности земли, изливается в виде лавы. В лаве в отличие от магмы отсутствуют газы, улетучивающиеся при извержении.

Вулканы (бог огня – Вулкан) – это геологические образования, возникающие над трещинами и каналами в земной коре. Вулканы подразделяются на три типа: действующие, уснувшие (об извержении их нет сведений, но под ними происходят локальные землетрясения), потухшие (не активны). Извержения вулканов бывают длительными и кратковременными. Газообразные, жидкие и твердые продукты извержения выбрасываются на высоту до 5 км. Плотность выброшенного вулканического пепла настолько велика, что днём наступает ночная темнота, а объем излившейся лавы достигает десятки кубических километров.

Замечена связь между вулканической деятельностью и землетрясением. Часто извержению предшествуют сейсмические толчки (используются при прогнозе). К основным опасностям относятся лавовые фонтаны, раскаленные газы и потоки горячей лавы. Извержения вулканов могут инициировать обвалы, оползни, лавины, цунами.

Профилактические мероприятия сводятся к изменению характера землепользования, строительству дамб для отвода потоков лавы; превращению лавы в менее жидкую за счет перемешивания её с землей путем бомбардировок лавового потока.

Оползни– скользящие смещения вниз по уклону под действием сил тяжести масс грунта, формирующих склоны гор, холмов; озерные, речные и морские террасы. По скорости движения оползни подразделяются на быстрые (время развития измеряется секундами или минутами, средней скорости (минуты, часы) и медленные (дни, годы). Оползни зарождаются вследствие нарушения равновесия пород и формируются чаще на участках с чередующимися водоупорными и водоносными породами грунта.

Побудителями оползней могут быть землетрясения, вулканы, строительные работы и др. Огромные массы почвогрунтов при движении могут привести к разрушению зданий и сооружений и большим жертвам.

Профилактические меры и защита от оползней подразделяются на пассивные и активные. К первым относятся охранно-запретительного вида: запрещение строительства, производства взрывных работ, нарезки оползневых склонов. Ко вторым – устройство подпорных стенок, свайных рядов и т. п.

Наводнения – это значительное затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море. Ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон увеличение водоносности рек, сопровождающееся повышением уровня воды, называется половодьем, а сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды – паводок. Следующие друг за другом паводки могут вызвать половодье, а оно – наводнение.

Наводнение на реке возможно от резкого возрастания объема воды вследствие таяния снега или ледников, расположенных в её бассейне, или в результате выпадения больших осадков, а также в результате загромождения русла льдом при ледоходе (затор) или закупорки русла внутренним льдом под неподвижным ледяным покровом с образованием ледяной пробки (зажор). Наводнение возможно под воздействием ветра, нагоняющего воду с моря, в результате чего повышается уровень воды в устье реки. Эти наводнения называют нагонными. Наводнения возможны при землетрясениях, извержениях вулканов, цунами.

Защита людей при наводнениях – оповещение и эвакуация. Борьба с наводнениями – регулирование речного стока путем создания водохранилищ, меры по предотвращению скопления льдов.

Цунами – это гравитационные волны очень большой длины, возникающие в результате сдвига вверх или вниз протяженных участков дна при сильных подводных землетрясениях, реже вулканических извержениях. В результате происходит колебательное движение толщи воды. распространяющееся со скоростью 50 – 1000 км./ч. Высота волн в области их возникновения находится в пределах 0,1 – 5 м, у побережья – до 10 м, а в долинах рек – более 50 м.

В глубь суши цунами распространяются до 3 км и производят большие разрушения и опасны для людей. Защиты от цунами практически нет. Частичное ослабление воздействия цунами достигается сооружением волнорезов, молов, насыпей, посадка лесных полос.

Циклон - это область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре. Неравномерность нагревания атмосферы вызывает циркуляцию воздуха и движение его относительно земли от высокого давления к низкому, то есть ветер.

Антициклон –это область повышенного давления в атмосфере с максимумом в центре. В Северном полушарии ветры в антициклоне дуют против часовой стрелки, а в Южном – по часовой стрелке, в циклоне движение ветра обратное.

В результате естественных процессов в атмосфере происходят явления, представляющие опасность для человека. К ним относятся туманы, гололед, молнии, ураганы, бури, смерчи, град, метели, торнадо, ливни и др.

Туман– скопление мелких водных капель или ледяных кристаллов в приземном слое атмосферы. Туманы снижают горизонтальную видимость до 1 км, а в плотных туманах – до нескольких метров.

Гололед– слой плотного льда, образующийся на поверхности земли и на предметах (проводах) при замерзании на них капель тумана или дождя. Корка льда может достигать толщины нескольких сантиметров. Гололед повышает опасность для движения людей и транспорта, а под воздействием веса льда обрываются провода, разрушаются конструкции.

Град –состоит из кусочков льда сферической или неправильной формы размером 5 –55 мм, иногда до 130 мм и весом около 1 кг.

Ураган(на море - шторм, тайфун) это циклон, у которого очень низкое давление в центре, а скорость ветра может достигать 25 км/ч. Ураганы чаще возникают в море и приводят к наибольшим разрушениям вблизи побережья, но могут проникать и далеко на сушу.

Буря – это очень сильный ветер, приводящий к разрушениям на суше и большому волнению на море. Буря может наблюдаться при прохождении смерча или циклона. Скорость ветра у земной поверхности достигает 20 – 100 м/сек.

Смерч – это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке, распространяющийся к поверхности земли или моря. Смерч сопровождается грозой, дождем, градом. При достижении земли смерч производит большие разрушения, всасывает в себя воду и предметы, поднимая их высоко вверх и перенося на большие расстояния .

Любая деятельность потенциально опасна. Опасности носят потенциальный (скрытый) характер. Процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик для разработки профилактических мероприятий называют идентификацией опасностей.

Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называют причинами.


4. Риск [3, с.12]

Риск – вероятность реализации негативного воздействия в зоне пребывания человека.

Риск - это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени (год, месяц, час и т.д.). Подсчитаем риск R при гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около 14 тыс. человек, а численность работающих составляет примерно 138 млн. человек

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума. Социальный (групповой) - это риск для группы людей.

Например:

риск летального исхода в год по различным причинам (США) [3]:

автомобильный транспорт - 3*10-4;

водный транспорт - 9*10-6;

воздушный транспорт - 9*10-6;

железная дорога - 4*10-6;

молния - 5*10-7;

электричество - 6*10-6.

Необходимо отметить, что определение риска очень приблизительно.

Имеется 4 методических подхода к определению риска:

Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.

Модельный - построение моделей воздействия вредных факторов на человека или группу людей.

Экспертный - опрос опытных специалистов.

Социологический - опрос населения.

В некоторых странах приемлемые риски установлены законом. Например, индивидуальный риск считается:

максимально приемлемый 10-6 в год;

пренебрежимо малый 10-8 в год.

Учет риска позволяет кроме технических, организационных и административных методов управления риском применять и экономические методы: это страхование, компенсация ущерба, плата за риск и т.д.

Приемлемый риск включает в себя технические, экономические. социальные и политические аспекты и представляет компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Большие расходы на повышение безопасности приводят к уменьшению расходов в социальной сфере (медицина и др.).

На рис.1 приведен пример определения приемлемого риска.

Рис. 1. Определение приемлемого риска


5. Безопасность, ее анализ [2, с. 18; 4, с. 4, 13]

Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Вопросами безопасности занимались ученые древних времен: Аристотель, Гиппократ, немецкий врач и металлург Агрикола, М.В. Ломоносов (1711-1765г.), в 19 веке - В. Л. Кирпичев (1845 - 1913), В. А. Левицкий (1867-1936), А. А. Скочинский (1874-1960 ) и др.

В настоящее время эти вопросы также актуальны, на что указывают большая аварийность и травматизм как на производстве, так и в быту.

Любая опасность реализуется, принося ущерб, по какой-то одной или нескольким причинам. Предотвращение опасностей или защита от них базируются на знании причин.

Причины и опасности образуют цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей называется "деревом причин и опасностей".

Опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т.д. Графическое изображение этих связей представляет собой как бы ветви дерева.

При построении "дерева причин и опасностей" используют логические операции (вентили) "И" и "ИЛИ".

Операция (или вентиль) "И" указывает, что для получения данного выхода необходимо соблюсти все условия на выходе.

Вентиль "ИЛИ" означает, что для получения данного входа должно быть соблюдено хотя бы одно из условий на входе.

Обеспечение абсолютной безопасности, т. е. обеспечение нулевого риска в действующих системах невозможно.

Повышение безопасности требует затрат средств. При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный риск (уменьшаются затраты на медицину и пр. - меньше остается средств).

Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорно, т.е. до или после нежелательного события.

При априорном анализе выбираются такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы и составляют набор различных ситуаций, которые могут привести к их появлению.

Целью апостериорного анализа является разработка рекомендаций по недопущению нежелательного события. Оба этих анализа дополняют друг друга.

Применяется прямой и обратный методы анализа. Прямой метод анализа - это изучение причин для предвидения последствий. При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины.

Конечная цель анализа - предотвращение нежелательного события.


Безопасность жизнедеятельности. Цели, задачи.

Труд человека в современном автоматизированном и механизированном производстве представляет собой процесс взаимодействия человека, производственной среды (среды обитания) и машины. Под машиной здесь понимается совокупность технических средств, используемых человеком в процессе производственной деятельности.

В системе человек - среда обитания - машина происходит мобилизация психологических и физиологических функций человека, при этом затрачивается нервная и мышечная энергия. Большая скорость протекания технологических процессов, потребность в быстрой реакции человека-оператора к внешним раздражителям в зависимости от получаемой информации требуют от человека исключительного внимания к получаемым сигналам.

Человек должен быстро ориентироваться в сложной производственной обстановке, обеспечивать постоянный контроль и самоконтроль за действиями системы и поступающими сигналами. Все это требует повышенного внимания к безопасности человека в производственных условиях, производственной экологии - этими вопросами занимается охрана труда.

Человек может находиться в чрезвычайных обстоятельствах мирного (бедствия, аварии, катастрофы) и военного времени. Защитой человека и объектов в этих условиях занимается гражданская оборона .

Безопасность жизнедеятельности - это научная дисциплина анализирующая источники и причины возникновения опасностей, прогнозирующая и оценивающая их воздействия в пространстве и во времени.

Человек проявляет свою активность в течение всей своей жизни и в различных видах деятельности, условиях обитания. Безопасность имеет прямое отношение ко всем людям.

Безопасность - это цель, а безопасность жизнедеятельности - это средства, пути и методы ее достижения.

Это и есть задача безопасности жизнедеятельности.

Цель БЖД - это достижение безопасности человека в среде обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевания человека и снижающих его работоспособность.

Труд, природная среда, общая культура субъектов как элемент среды обитания человека в отдельности являются объектом исследования многих естественных и общественных наук: политэкономии, философии, гигиены труда, эргономики, социологии, инженерной психологии и др. Отличаются эти науки друг от друга предметом изучения, целью и задачами.

Свои предметы изучения имеет и БЖД. К ним можно отнести физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий и их оптимизация и т.д.

Задачи БЖД - идентификация опасностей, т.е. распознавание образа, количественных характеристик и координат опасности; защита от опасностей; ликвидация опасностей.


7. Принципы, методы, средства обеспечения безопасности [4, с.17]

Обеспечение безопасности деятельности состоит из принципов, методов и средств.

Принцип - это идея, основное положение. Метод - путь, способ достижения цели.

Средство обеспечения безопасности - это конструктивное, организационное и материальное воплощение, реализация принципов и методов.

Принципы можно разделить по нескольким признакам:

· · ориентирующие (замена человека роботом, ликвидация или снижение опасности);

· · технические (блокировки, герметизация, экранирование, защита расстоянием);

· · организационные (защита временем, резервирование);

· · управленческие (контроль, ответственность, стимулирование).

· · принцип слабого звена (состоит в том, что в систему для обеспечения безопасности вводится элемент, реагирующий на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление - плавкая вставка, предохранительный клапан);

· · принцип нормирования (установление параметров, обеспечивающих защиту человека от соответствующей опасности - ПДК, ПДВ, ПДС);

· · принцип информации - усвоение персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности (инструктажи, цвета и знаки безопасности);

· · принцип классификации (категорирования) - деление объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями.

Введем два определения:

ГОМОСФЕРА - пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе деятельности;

НОКСОСФЕРА - пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности. Совмещение этих двух сфер недопустимо с позиций безопасности.

Обеспечение безопасности достигается тремя основными методами:

· · пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы (дистанционное управление, автоматизация, роботизация);

· · нормализация ноксосферы путем исключения опасностей (средства защиты от шума, газа, пыли и др.);

· · адаптация человека к среде (профотбор, обучение).

В реальных условиях реализуется комбинация рассмотренных методов.

Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной (СИЗ) защиты. СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д.


Тема 2. физиология

Физиология труда

Физиология - это наука, изучающая процессы, протекающие в живом организме. Физиология связана с другими науками (физикой, химией, биологией и др.). Большой вклад в развитие физиологии внесли отечественные ученые: И.И. Сеченов, Н.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский. Физиология разделяется на ряд связанных дисциплин, одной из которых является физиология труда.

Физиология труда - это раздел физиологии, посвященный изучению изменений состояния организма человека в процессе труда и обоснованию средств организации труда, способствующих поддержанию работоспособности человека. В физиологии труда изучается ряд проблем: обучения, рациональных режимов труда и отдыха, утомления, рационализации трудовых движений и др.

Начало изучения вопросов физиологии труда положено в нашей стране работами И.М. Сеченова (1901 г.) по анализу роли чувств в труде. В 1914-18 годах физиология труда определилась как самостоятельная дисциплина и появились институты, занимающиеся физиологией труда (Москва, Берлин).

В настоящее время в нашей стране физиологией труда занимаются многие институты по охране и гигиене труда.


9. Формы труда. Классификация труда [2., с.48].

Разнообразные формы трудовой деятельности разделяются на физический и умственный труд.

Физический труд, особенно при отсутствии механизации, требует значительной мышечной активности. Этот труд характеризуется повышенными энергетическими затратами и повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, а также на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и другие системы.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Длительная умственная нагрузка оказывает отрицательное воздействие на психическую деятельность, ухудшается внимание, память, восприятие.

Энергетические затраты человека зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и условий окружающей среды (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.).

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, что имеет большое значение для оптимизации условий труда и рационализации его организации.

Гигиеническая классификация труда (Р.2.2.013-94) подразделяет условия труда на 4 класса: 1 - оптимальные; 2 - допустимые; 3 - вредные; 4 - опасные (экстремальные). Оптимальные и допустимые классы соответствуют безопасным условиям труда.

Оптимальные условия труда обуславливаются оптимальными нормативами для параметров микроклимата и обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма.

Допустимые условия труда характеризуются факторами среды и трудового процесса, не превышающими гигиенические нормативы для рабочих мест.

Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, которые превышают гигиенические нормативы и оказавют неблагоприятное воздействие на организм работающего и его потомство.

Опасные (экстремальные) условия труда характеризуются уровнями производственных факторов, которые в течение рабочей смены создают угрозу для жизни, риск профессиональных заболеваний.




2016-01-26 616 Обсуждений (0)
Безопасность жизнедеятельности. Цели, задачи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Безопасность жизнедеятельности. Цели, задачи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (616)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)