Цена и ее функции в условиях рынка
В практике экономической деятельности используется несколько подходов к определению экономической категории «цена», которые отображают соответствующие экономические отношения. Традиционно используются следующие определения. ЦЕНА – это денежное выражение стоимости объектов покупки или продажи. В то же время для рыночных условий более приемлемо определение цены, которое отображает реальные цели производства. А именно – необходимость обязательной реализации произведенного товара, что, с одной стороны, подтверждает целесообразность выпуска именно этой продукции, а с другой – создает основу дальнейшего расширения производства. ЦЕНА – количество денег, которое выплачивается или получается за единицу товара или услуги. Таким образом, в рыночных условиях цена – основной регулятор, который отражает всю совокупность отношений, характерных для рынка: потребительские свойства, или полезность товара; условия производства; ограниченность товара как ресурса; модель рынка и уровень конкуренции; уровень государственного регулирования; покупательную способность денежной единицы и т.д.
Функции цен: Учетно-аналитическая; Стимулирующая; Распределительная; Регулирующая. Учетно-аналитическая – цена обеспечивает учет и измерение затрат на производство отдельных видов продукции и услуг, а также их прогнозирование. Стимулирующая– обеспечивает рациональное использование ограниченных ресурсов, повышение эффективности хозяйствования, обеспечение необходимой доходности на базе развития прогрессивных методов хозяйствования. Распределительная – цена влияет на распределение ресурсов, перераспределение доходов на различных уровнях и между ними. Регулирующая – обеспечивает сбалансированность между спросом и предложением, между субъектами экономики физическими и юридическими лицами.
Виды цен. Классификации цен: По роли в экономической сфере; По способу установления и регулирования; По характеру обслуживаемого оборота; По степени зависимости; По способу фиксации; По степени обоснованности; По времени действия; По форме возврата транспортных затрат; По стадии формирования стоимости продукту; Современные трактовки цен. По роли в экономической сфере: производственные и потребительские цены. Производственные – это цены, по которым предприятиями и организациями реализуется продукция и предоставляются услуги, как правило, другим предприятиям и организациям: оптовые цены – цены, по которым предприятия рассчитываются между собой за крупные партии товара. Оптовые цены подразделяются на оптовые цены предприятия и промышленности. Заготовительные (закупочные) цены – используются при установлении стоимости сельскохозяйственной продукции и вторичного сырья. Сметные цены – цены и расценки, которые используются для определения стоимости нового строительства, реконструкции и ремонта зданий и сооружений. Тарифы – устанавливаются на перевозки и производственные услуги.
Потребительские– цены для населения. • Розничные – цены, по которым производится покупка, как правило, населением. • Тарифы – цены, которые устанавливаются на услуги, предоставляемые населению. По способу установления и регулирования: Государственные – фиксированные и регулируемые; Договорные; Свободные. • Государственные– формируются в условиях ринка, но зависят от юридического и экономического влияния государственных органов власти разного уровня: - Фиксированные– устанавливаются и контролируются государством как правило для ограниченного перечня товаров; - Регулируемые– формируются в зависимости от соотношения спроса и предложения, но государство оказывает влияние на их рост или снижение прямим ограничением; • Договорные– цены, по которым производится реализация товаров в соответствии с соглашением между поставщиком и потребителем; • Свободные– формируются под влиянием конъюнктуры ринка, независимо от деятельности государственных органов, и регулируются только соотношением спроса и предложения.
По характеру обслуживаемого оборота: Оптовые и розничные в промышленности; Закупочные в сельском хозяйстве; Сметные и договорные в строительстве; Цены и тарифы на услуги населению; Транспортные тарифы. По степени зависимости: Свободные; Регулируемые; Фиксированные.
По способу фиксации: Контрактные; Трансфертные; Биржевые; Аукционные; Цены торгов. • Контрактные– договорные, которые могут быть постоянными на протяжении срока действия соглашения или индексироваться на условиях, соглашения участников договора; • Трансфертные– используются при реализации продукции между филиалами и подразделениями одного предприятия или одной ассоциации; • Биржевые– цена, по которой осуществляется оптовое соглашение по покупке – продаже товаров на бирже, свободная цена, которая меняется в зависимости от спроса, объема соглашения и т.д. Контролируется на основе определения ее типового уровня по наиболее характерным соглашениям; • Аукционные – цены на товары, которые продаются на аукционе. Могут значительно отличаться от рыночной (как правило, в сторону увеличения), или отображают уникальные или особые свойства и признаки товаров; • Цены торгов– информируют про результаты тендерных торгов.
По степени обоснованности: Базисные; Справочные; Прейскурантные; Фактические; Потребительские. • Базисные– используются как основа при установлении цен на аналогичные изделия; • Справочные– используются как ориентировочные при установлении цен на аналогичную продукцию и публикуются в каталогах, прейскурантах, прайс–листах, справочниках и прочих информационных источниках; • Прейскурантные– разновидность справочных цен, которая публикуется в прейскурантах фирм-производителей или продавцов; • Фактические– при установлении учитывают использование различных надбавок или скидок к базисной цене; • Цены потребления– определяют все затраты покупателя, связанные с покупкой товара, его доставкой и затратами по подготовке к эксплуатации.
По времени действия: Постоянные; Текущие; Подвижные; Сезонные; Ступенчатые. • Постоянные– не изменяются в течение всего сроку поставки продукции по данному контракту или договору; • Текущие– цены, во которым производится поставка продукции в данный момент, но они могут изменяться в течение срока действия определенного контракта; • Подвижные– устанавливаются торговыми соглашениями на продукцию с долгим сроком производства и учитывают изменения производственных затрат; • Сезонные– действуют на протяжении определенного периода; • Ступенчатые– определяются рядом цен на продукцию, которые последовательно уменьшаются в соответствии с заранее принятой шкалой.
По форме возврата транспортных затрат: Франко - склад поставщика; Франко – станция отправления; Франко – вагон станция отправления; Франко – вагон станция назначения; Франко – станция назначения; Франко – склад потребителя. Система франкования цен – установление оптовых цен с учетом условий договора купли- продажи, в котором оговорены условия страхования и доставки груза. Франко-станция назначения ответственность по доставке за производителем, франко-станция отправления за покупателем (посредником). Практически название соответствует границе, за которой заканчивается экономическая ответственность производителя за доставку груза.
Территориальные цены – дифференциация цен по территории для компенсации транспортных затрат. По стадии формирования стоимости продукта: Производственная цена предприятия; Оптовая отпускная цена предприятия; Оптово-посредническая цена; Розничная цена. • Производственная цена предприятия– формируется на предприятии и состоит из полной себестоимости изделия и прибыли предприятия; • Оптовая отпускная цена предприятия– включает производственную цену предприятия и дополнительные налоги, которые выплачивает предприятие в соответствии с действующей системой налогообложения, которая в РФ включает акцизный сбор и налог на добавленную стоимость (НДС); • Оптово-посредническая цена– цена реализации приобретенной у производителей продукции, которая, кроме оптовой цены предприятия, включает посреднические надбавки, которые состоят из затрат и прибыли посредника, а также НДС на сумму всех затрат; • Розничная цена– формируется из оптово-посреднической цены и торговой надбавки, которая включает затраты и прибыль торговли и соответствующие суммы НДС.
Современные трактовки цен: базисная, дифференцированная, внешнеторговая, коммерческая, номинальная, начальная, продажная, СИФ, ФОБ, фактурная, демпинговая, переменная, зональная, лимитная, ступенчатая, престижная, разовая, твердая и другие.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |