Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Невербальная коммуникация



2016-01-26 852 Обсуждений (0)
Невербальная коммуникация 0.00 из 5.00 0 оценок




Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства не­вербальной коммуникации.

В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в не вербальной коммуникации. Основные из них следующие: 1) оптико-кинети­ческая; 2) пара- и экстралингвистическая; 3) организация простран­ства и времени коммуникативного процесса; 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система пред­стает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство об­щей моторики различных частей тела Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в процесс коммуникации при­дает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными в различных национальных культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований - кинесика, которая специ­ально имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков (иногда обозначаемая как просодика) представляет собой также «до­бавку» к вербальной коммуникации.

Паралингвистика - это система вокализации, т.е. качество голо­са, его диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния. Экстралингвистика - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагруз­ку как компонент коммуникативной ситуации.

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основа­тель проксемики Э. Холл, который называет ее «пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной органи­зации общения у животных.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это «контакт глаз», или визуальное общение.

Визуальный контакт выполняет многочисленные функции: информ­ационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое «Я», сигн­ализировать о готовности поддержать и продолжить общение, де­монстрировать степень психологической близости.

Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использу­ет свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Как уже было отмечено выше, всякая инфор­мация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодифика­ции и декодификации была известна всем участникам коммуника­тивного процесса.

Как известно, в общей теории информации вводится понятие «се­мантически значимая информация». Это то количество информации, Которое дано не на входе, а на выходе системы, т.е. которое только и «срабатывает». В процессе человеческой коммуникации это понятие можно интерпретировать так, что семантически значимая информа­ция - это как раз та, которая и влияет на изменение поведения, т.е. которая имеет смысл.

Одна из таких попыток в области кинетики принадлежит К. Бёрд­вистлу. Разрабатывая методологические проблемы этой области, Бёрд­вистл предложил выделить единицу телодвижений человека. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему (по аналогии с фонемой в лингвистике). Хотя отдельный кин самостоя­тельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся струк­тура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), кото­рые и воспринимаются в ситуации общения.

Кроме выбора единицы, существует еще и вопрос о «локализа­ции» различных мимических движений, жестов или телодвижений. Нужна тоже более или менее однозначная «сетка» основных зон чело­веческого лица, тела, руки и т.д.

Другой важной методологической проблемой является проблема интерпретации невербального поведения. По сравнению с речью интерпретировать различные невербальные проявления весьма слож­но. Это обусловлено не только значительными культурными различи­ями, но и такими характеристиками невербального поведения, как его зависимость от ситуации (контекста), многозначность, спонтан­ность, ненамеренность, что обусловлено индивидуальными психоло­гическими характеристиками партнеров, их полом, возрастом, принадлежностью к разным субкультурам в одной культуре и т.п. Столь же трудным является и умение распознавать согласование и рассогла­сование вербальных и невербальных проявлений (когда слова звучат одни, а жесты, мимика, тональность свидетельствуют совсем о другом). Из-за этого актуальной проблемой при интерпретации невер­бального поведения является проблема доверия/недоверия. Конечно, известную помощь при интерпретации невербального поведения мо­жет оказать внимательное изучение обратной связи, подаваемой парт­нерами по общению. Но вряд ли в каждом коммуникативном акте каждый из партнеров способен хорошо ее фиксировать, поэтому в целом искусство адекватной интерпретации - достаточно сложное дело, следствием чего является немалое количество драматических событий в человеческой жизни.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогатель­ную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

 

9. Взаимопонимание между партнерами в процессе общения может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разде­ление этих целей, мотивов, установок. Однако и в том и в другом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по об­щению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивнойстороной общения.

Понятие социальной перцепции во многом определяется поня­тием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключа­ется в образном восприятии человеком себя, других людей и со­циальных явлений окружающего мира. Образ как результат и форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека выступает важнейшим ключевым условием восприятия. По содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает действительность. Образ существует на уровне чувств (ощущение, восприятие, представление) и на уровне мышления (понятие, суждение, умозаключение).

В большинстве источников перцепциятрактуется как процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя. Перцепция связана с сознательным выделением того или иного феномена и интерпретацией его смысла через различные преобразования сенсорной информации.

Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общности и т.д. Социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностноевосприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Социальный перцептивный процесс имеет 2 стороны:

-субъективную (субъект восприятия - человек, который воспринимает)

- объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). При взаимодействии и общении социальная перцепция является взаимной. Люди воспринимают, интерпретируют и оценивают друг друга.

.Целесообразно говорить не вообще о социальной пер­цепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприя­тии (или — как вариант — о восприятии человека человеком).

Поскольку межличностное восприятие является одной из сторон об­щения, предполагается, что особое значение имеет активное участие субъекта восприятия, а также роль ожидании, желании, намерении, про­шлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации. Все это необходимо учитывать, когда познание другого чело­века рассматривается как основание не только для понимания партне­ра, но и для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений.

Отсюда можно сделать вывод, что термин «социальная перцепция», или, в более узком смысле слова, «межличностная перцепция», «восприя­тие другого человека», употребляется в литературе в несколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характеризуются известным сближением воспри­ятия и других познавательных процессов. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его вне­шних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками вос­принимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.



2016-01-26 852 Обсуждений (0)
Невербальная коммуникация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Невербальная коммуникация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (852)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)