Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизм действия дыхательных упражнений



2016-01-26 1339 Обсуждений (0)
Механизм действия дыхательных упражнений 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Основы методики дыхательной гимнастики.

План.

Общая характеристика дыхательной гимнастики.

Механизм действия дыхательных упражнений.

Дыхательные упражнения йогов.

Методика дыхательной гимнастики Лобановой - Поповой.

Методика дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Метод Бутейко.

Общая характеристика дыхательной гимнастики.

Первые упоминания о применении дыхательных упражнений в китайской медицине относятся к пятому веку до нашей эры. Китайские и японские врачи связывают меньшую частоту инфарктов миокарда в Японии, Китае и Индии, в сравнении с европейскими странами, с популярной у них дыхательной гимнастикой.

Любые физические упражнения прямо связаны с функцией дыхания, и во многих случаях занимающиеся не акцентируют внимание на дыхании, полностью полагаясь на “автоматику” данной функции организма, во многом зависящую не от волевых сознательных усилий человека, а в большей степени от неосознаваемых нейрогуморальных механизмов регуляции. Поэтому, в широком смысле слова, любые виды физической культуры, в которых стимулируется дыхательная функция, можно считать и дыхательной гимнастикой, в том числе бег, лыжи, плавание и т. п. Но в связи с этим под дыхательной гимнастикой в узком смысле следует понимать специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения могут быть связаны с телодвижениями в разной степени. Различают динамические и статические дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения статического характера производятся без движений рук и туловища, упражнения динамического характера сопровождаются движениями рук и туловища. В них при акте вдоха в работу включается так называемая дополнительная дыхательная мускулатура (мышцы плечевого пояса, грудной клетки, рук), что способствует большему расширению грудной клетки и делает вдох более глубоким.

К статическим дыхательным упражнениям относятся диафрагмальное дыхание, произнесение на вдохе гласных: у, о, а, согласных: з, с, ж, ш.

Выделяют три типа дыхания: грудное, брюшное, смешанное.

Грудное дыхание начинается с выдоха и выпячивания передней стенки живота с одновременным удалением воздуха из грудной клетки. Во время вдоха втянуть живот и без чрезмерного напряжения набрать воздух в полость грудной клетки. На 2-3с делается вдох, на 3-4с – выдох. Упражнение повторяется 3-5 раз.

Для выполнения брюшного дыхания делается спокойный вдох с выпячиванием живота (2-3с). при выдохе (3-4с) живот максимально втягивается. Упражнение повторяется 3-5 раз. В последующем фазу выдоха желательно постепенно удлинять, не доводя продолжительность до чрезмерного напряжения.

Полное дыхание – наиболее эффективный тип дыхательных упражнений. При его выполнении значительно улучшается газообмен, нормализуется артериальное давление. В начале упражнение осваивается лежа, затем – сидя и стоя. В положении лежа с опущенными вдоль туловища руками сделать спокойный выдох, затем плавно выпятить живот (счет 1-2), опуская как можно ниже диафрагму. При этом непроизвольно начинается вдох – воздух поступает в легкие. Продолжая вдох, расширить нижние ребра, полностью расширить грудную клетку, слегка поднимая плечи и ключицы и подтягивая живот (счет 3 - 4). С началом выдоха опустить плечи ключицы, удалить воздух из грудной полости с одновременным выпячиванием живота (счет 1 - 4). Далее закончить полностью выдох, втягивая живот (счет 5 - 8). Повторить упражнение 3 – 4 раза.

Дыхательную гимнастику можно выполнять и во время ходьбы.

Механизм действия дыхательных упражнений.

Использование дыхательных упражнений в профилактике и лечении многих заболеваний связано с их специфическим воздействием на организм.

Обычное наше дыхание весьма поверхностно, оно захватывает только треть объема легких. При двигательной нагрузке дыхание несколько углубляется, но главным образом за счет учащения. Специальные упражнения заставляют работать большую часть легких, увеличивая тем самым количество поступающего в нашу кровь кислорода.

Правильно выполняемая дыхательная гимнастика (ДГ) дает возможность быстро отдохнуть, успокоиться, управлять своим нервно-эмоциональным состоянием. Элементы ДГ могут быть успешно использованы в комплексе с аутогенной тренировкой перед отходом ко сну, а также утром перед зарядкой. Определенные видя дыхания можно использовать во время дневного отдыха и в любые моменты, когда необходимо освежить мозг, прийти в равновесие, сконцентрировать внимание на своем состоянии. Очень полезно выполнять ДГ перед любыми видами гимнастики.

При выполнении дыхательных упражнений осуществляется нежный массаж внутренних органов, улучшается перистальтика кишечника, укрепляются мышцы живота. Без преувеличения можно сказать, что это мощное физиологическое и психологическое средство.

Физиологические механизмы действия дыхательных упражнений на организм человека:

1. оказывают успокаивающе действие на нервную систему;

2. влияют на кровоснабжение мозга: вдох уменьшает, выдох повышает кровоснабжение. При задержке дыхания повышение концентрации углекислого газа оказывает сильный сосудорасширяющий эффект;

3. влияют на системное кровообращение: изменение давления в грудной и брюшной полостях, которым сопровождается дыхание, оказывает значительное воздействие на кровообращение (вдох способствует притоку крови к сердцу, выдох – оттоку крови от сердца);

4. улучшают функцию печени, чему способствуют ритмичные колебания диафрагмы: правый купол диафрагмы охватывает печень и при ритмичных колебаниях при вдохе и выдохе массирует ее;

5. усиливают перистальтику кишечника, повышая и понижая внутрибрюшное давление;

6. оказывают дифференцированное влияние на вентиляцию различных отделов легких, что достигается изменением положения тела, рук, туловища:

a) в вертикальном положении туловища наиболее вентилируются нижние боковые и нижние задние отделы легких; брюшное дыхание затруднено;

b) при сидении в выпрямленном положении или по-турецки наиболее вентилируются верхушки легких; брюшное дыхание также затруднено;

c) в и.п. стоя или сидя, руки на поясе увеличивается подвижность верхней части грудной клетки, так как исключается вес верхних конечностей;

d) в и.п. руки на уровне головы или за головой увеличивается подвижность грудной клетки в нижней части;

e) в и.п. лежа на спине, руки вдоль туловища вентилируются наилучшим образом верхушки легких;

f) в и. п. лежа на спине, руки за головой вентиляция улучшается в средних и нижних отделах легких;

g) в и.п. лежа на животе более всего вентилируются нижние задние отделы легких.

Задачи использования дыхательных упражнений в оздоровительных и лечебных целях не одинаковы. Если в кондиционной тренировке и общефизической подготовке дыхательные упражнения применяются в основном для снижения нагрузок, то в лечебной и профилактической физкультуре – с целью направленного воздействия на дыхание и кровообращение, профилактику различных нарушений, связанных с ограничением подвижности грудной клетки, операционным вмешательством, длительным нахождением в постели и т.д.

В последние годы появился ряд авторских дыхательных систем. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся в литературе и рекомендуемые системы дыхательной гимнастики и их отличительные черты, не вдаваясь глубоко в методику упражнений.



2016-01-26 1339 Обсуждений (0)
Механизм действия дыхательных упражнений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизм действия дыхательных упражнений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)