Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура психологии класса



2016-01-26 1123 Обсуждений (0)
Структура психологии класса 0.00 из 5.00 0 оценок




Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.

Потребности класса — это побу­дительные силы его активности и раз­вития. Специфика деятельности клас­са развивает у его представителей одни потребности и подавляет другие. На­пример, предпринимательская деятель­ность буржуазии формирует у ее пред­ставителей ярко выраженную потреб­ность выстоять в конкурентной борьбе, сохранить себя в составе привилегиро­ванного класса и обеспечить получе­ние новой прибыли.

Интересы класса — другая важней­шая его движущая сила, обусловленная положением класса в системе производ­ственных отношений данного общества. Интересы могут различаться по степени зрелости, которая зависит главным об­разом от уровня развития объективных потребностей класса. Все попытки како­го-либо ущемления интересов класса, особенно со стороны государства, вос­принимаются его представителями как покушение на их жизненные устои'. Со­циальная действительность показывает, что ни один класс, ни одна из межклас­совых групп не поступается своими ин­тересами добровольно, на основе нрав­ственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интере­сов другой стороны, других классов или социальных групп. Конфликт классовых интересов обычно приводит к возникно­вению классовой борьбы.

Ценности (ценностные ориента­ции) класса — это выработанные его общественным сознанием идеалы, обус­ловленные характером собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономи­ческими условиями деятельности клас­са. Например, у предпринимателей-собственников, вся жизнь которых про­ходит в жесткой конкурентной борьбе, ценностная система базируется на дог­мате святости и неприкосновенности частной собственности, являющейся за­логом личного раскрепощения, един­ственным средством достижения бла­гополучия и независимости для себя и своих потомков.

Ролевые представления класса — его взгляды, являющиеся результатом осмысления своей роли в обществе и ценностных ориентации, выработан­ных на основе повседневной деятель­ности.

Нормы поведения класса — опре­деленные предписания, пожелания и ожидания, предъявляемые к его пред­ставителям. Класс с помощью норм, выработанных им, предъявляет своим представителям такие требования, ко­торым должно удовлетворять их пове­дение и которые регулируют, контро­лируют, направляют и оценивают их поступки и действия.

Традиции, обычаи и привычки класса — устоявшиеся правила, прин­ципы и стереотипы жизни и деятельно­сти членов класса, важные регулято­ры их поведения. С их помощью, как и других элементов психологии класса, он превращается в устойчивую и орга­низованную общность людей.

Психологические особенности представителей различных классов

Основными характеристиками пси­хологии рабочего класса(индустри­альных и сельскохозяйственных рабо­чих, средних и низших служащих) являются: трудолюбие; меньшая удов­летворенность (по сравнению с други­ми классами и социальными группами) своим социальным и материальным по­ложением; слабый социальный конфор­мизм; сильная мировоззренческая ори­ентированность; способность, а очень часто и настойчивое стремление к мас­совому выражению своих социальных и имущественных настроений и пере­живаний; большая подверж5.енность влиянию идеологической (информаци­онной, культурной, национальной и на­ционалистической) пропаганды и аги­тации; большая изолированность от близкого общения с представителями других классов и социальных групп; высокая степень внутриклассовой орга­низованности и сплоченности и др.

Следует иметь в виду, что суще­ствуют значительные психологические различия между индустриальными и сельскохозяйственными рабочими, ко­торые обусловлены неодинаковыми ус­ловиями жизни в городе и в деревне. Сельскохозяйственные рабочие в боль­шей степени выдержанны, настойчи­вы, менее подвержены перепадам в на­строениях и переживаниях и т.д..

Отличительными психологическими особенностями класса буржуазии(высшие и средние собственники, выс­шие наемные управляющие, представи­тели власти, финансовые олигархи) вы­ступают: рациональный образ мышле­ния и деловой этики; самоотдача и

самоограничение в производственной деятельности; индивидуализм и себя­любие; ярко выраженная потребность выстоять в конкурентной борьбе; высо­кое стремление в получении максималь­ной производственной и финансовой прибыли; преданность своему делу, про­являющаяся в том числе и в непрерыв­ной нацеленности на его расширение, постоянное вкладывание в производство все новых и новых денег, стремление укрепить, расширить и усовершенство­вать его, завоевать новые рынки сбыта продукции; высокая деловая (а часто и межличностная) агрессивность; стрем­ление сохранить себя в составе приви­легированного класса и др.

 



2016-01-26 1123 Обсуждений (0)
Структура психологии класса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура психологии класса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1123)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)