Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этические нормы менеджера



2016-01-26 4348 Обсуждений (0)
Этические нормы менеджера 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 8

Этика и социальная ответственность менеджера

1. Этические нормы менеджера

2. Основные качества менеджера

3. Социальная ответственность менеджера

 

Этические нормы менеджера

Этика –это учение о морали, нравственности, об обязанностях людей по отношению к родине, обществу, государству, друг к другу.

Этика включает набор принципов, позволяющих оценить поведение человека или группы людей как правильное или не правильное. Применительно к менеджменту это принципы нрав­ственной оценки поведения менеджера по от­ношению к коллективу организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам власти. Принципы, устанавливающие, что хорошо в по­ведении менеджера, а что — плохо, что может и должен он делать с точки зрения морали, а что не должен, даже если это и не нарушает закона.

В отличие от нормативного поведения менед­жера, регламентированного писаными законами и правилами, этические нормы не могут быть закреплены законодательно и поэтому не явля­ются обязательными. И вместе с тем от соблюде­ния этих норм в большой степени зависит ус­пешность менеджмента, а их нарушение способ­но нанести непоправимый ущерб организации.

В качестве неэтичного менеджментаможно привести следующие достаточно распростра­ненные явления:

выбор в качестве целей организации заведомо аморальных ориентиров в надежде, что процесс их достижения будет вполне этичым ( «средства оправдывают цель»);

неэтичные методы достижения весьма бла­городных целей («цель оправдывает средства»).

В ряде случаев этические нормы соответству­ют нормативным, что облегчает их выполнение. Так обстоит дело, например, с соблюдением за­конов (законопослушание этично).

Аморальными и одновременно противореча­щими закону являются обман, мошенничество, коррупция, воровство, нанесение материального ущерба, злоупотребление служебным положени­ем, клевета, вымогательство, подделка докумен­тов, халатное отношение к работе, сознательное нарушение правил техники безопасности.

В большинстве случаев этичное поведение менеджера не регламентируется законодатель­но. Примерами нарушения моральных норм, не влекущего за собой уголовного преследования, но тем не менее недопустимого в менеджменте, могут служить:

— утаивание открытий и изобретений (если это выгодно фирме);

— пренебрежение здоровьем и чувствами персонала;

— несоблюдение данного слова;

— нарушение устной договоренности;

— аморальное поведение в быту;

— подбор кадров по принципу знакомства;

— сплетни, инсинуации (злокозненные слухи);

— унижение подчиненных;

— унижение перед начальниками;

— отказ от принятых обязательств;

— получение подарков от подчиненных, за­висимых и заинтересованных людей;

— раскрытие служебных и коммерческих сек­ретов;

— раскрытие источника информации, полу­ченной доверительным путем;

— невозвращение долга в срок.

Этические принципы менеджмента не явля­ются чем-то незыблемым, окончательным. Об­щественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое развитие предъявляет к менеджеру все новые моральные, нравственные требования.

Сегодня в круг этических норм менеджмен­тавходят:

— нетерпимость к классовому, расовому или национальному антагонизму;

— уважение к женщине, признание ее равно­правия с мужчиной;

— уважение к ветеранам и старикам;

— уважение к властям и руководителям;

— уважение к результатам чужого труда;

— уважение к чужому горю;

— стремление к чистоте и порядку;

— опрятность в одежде. Нарушением этических норм считается:

— неуважение к чужим физическим недо­статкам;

— неуважение к чужому мнению (если оно не совпадает с твоим);

— неуважение к науке, образованности, чу­жому опыту;

— нарушение правил общественного поведе­ния;

— обсуждение качеств и поступков человека в его отсутствие;

— невыдержанность, грубость, брань. Прямой обязанностью менеджера является приобщение персонала организации (и прежде всего самого себя) к этическому поведению. Для этого должна планироваться и систематически проводиться работа по изучению этики менедж­мента, нравственному воспитанию коллектива, контролю за соблюдением этических норм.

Для проведения указанной работы в органи­зации могут создаваться специальные комиссии по этике с соответствующими полномочиями. В некоторых организациях функции такой комиссии возлагаются на особое должностное лицо — адвоката по этике. О нем говорят, что он являет­ся как бы «этической совестью организации». Комиссии по этике создаются также при объеди­нениях предпринимателей и менеджеров, обще­ственных организациях, работающих в экономи­ческой сфере, и т. д. Роль этих комиссий весьма велика, а авторитет непререкаем. В состав ко­миссий входят наиболее уважаемые, авторитет­ные бизнесмены, менеджеры, адвокаты. Реше­ние комиссии по этике, содержащее осуждение менеджера за неэтичное поведение, равносильно приговору, не подлежащему обжалованию. Оно способно навсегда подорвать деловую репутацию и поставить крест на карьере менеджера.

Наряду с необходимостью соблюдения эти­ческих норм важнейшей нравственной задачей, решаемой менеджером, является проблема его социальной ответственности.

 



2016-01-26 4348 Обсуждений (0)
Этические нормы менеджера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этические нормы менеджера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4348)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)