Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы мотивации учебной деятельности



2016-01-26 1397 Обсуждений (0)
Типы мотивации учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 14: «МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ»

ПЛАН:

1.Понятие о мотивах

2.Типы мотивации учебной деятельности

3.Формирование мотивации учения.

 

Понятие о мотивах.

Проблема мотивации на учебу - одна из важнейших и ост­рейших проблем школы. Одному ученику интересно на уроке, другому - скучно, один хочет учиться, а другой - пассивен. Почему так происходит? Для ответа на этот вопрос рассмотрим основные механизмы мотивации. Общеизвестно, что любая де­ятельность проходит тем более эффективно, чем более она мо­тивирована. Мотивация - это стремление человека что-то сде­лать. На сегодняшний день существует мощная теоретическая база, объясняющая психологическую сущность. Рассмотрим основные концептуальные положения мотивации.

Мотивация - это соотнесение целей, стоящих перед чело­веком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и воз­можностей. В обучении мотивация выражается в принятии учеником целей и задач обучения как личностно для него значимых и необходимых. Мотивация может быть положи­тельной и отрицательной. Например, если ученик выражает желание учиться, стремится как можно лучше выполнить учебную деятельность - значит, у него положительная мотива­ция, выражающаяся в направленности на учебу. Другой уче­ник стремится всеми силами избежать учебы и школьных занятий, проявляя отрицательную мотивацию к учебной дея­тельности.

Чтобы правильно оценить действия уче­ника, прежде всего следует понять мотивы этих действий, кото­рые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

А.Н. Леонтьев различает понятия «мотив» и «цель». Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый челове­ком. Мотив — побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, поче­му надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, первокласс­ник всячески старается оттянуть приготовление домашних зада­ний. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит ро­дителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться - это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недо­статочно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, су­ществуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выпол­нить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным являет­ся мотив «получить возможность погулять». В конечном итоге, вслед­ствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некото­рое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной ини­циативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготов­ления заданий.

Психологи выделили фак­торы внешней и внутренней привлекательности цели обучения.

Внутренняя привлекатель­ность возникает тогда, когда результат: Внешняя привлекатель­ность возникает тогда, когда результат:
1) обеспечивает самостоятельность мыслительной работы и деятельности; 2) открывает путь собственно­го развития; 3) обеспечивает самовыраже­ние; 4) вызывает чувство удовлетворения от правильно выпол­ненного задания; 5) удовлетворяет потребность в самоактуализации и самореа­лизации; 6) создает чувство самоценно­сти.   1) позволяет добиться авторитета в группе; 2) повышает престиж; 3) обеспечивает безопасность; 4) увеличивает возможность социально-психологических контактов; 5) обеспечивает материальное благополучие; 6) обеспечивает социальное признание.  

Одни и те же цели могут быть привлекательны для одних и непривлекательны для других. Субъективно привлекатель­ность выражается в мотиве деятельности, т.е. когда субъектив­ная цель соотносится с актуальной потребностью, возникает мотив. Мотив - это то, что позволяет ученику приписывать ре­зультату определенную ценность и значимость. Мотив явля­ется определившимся намерением, желанием что-то сделать и вместе с целью составляет основной регулятор поведения, включенный в высший уровень психологической системы дея­тельности. Чем выше привлекательность и значимость резуль­тата для личности, тем сильнее будет мотив.

Соответственно целям существует внешняя и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация непродуктивна и, как прави­ло, кратковременна. Осуществляя учебу на основе внешней мотивации, ученик часто испытывает внутренний дискомфорт несогласованности требований деятельности с глубинными по­требностями и мотивами. Возникновение дополнительных трудностей или снижение интенсивности внешнего фактора (например, уменьшение угрозы наказания) приводят к прекра­щению учебной деятельности. Внутренняя мотивация - это внутриличностная заинтересованность в деятельности - само­мотивация. Она зависит от таких факторов, как значимость деятельности, любопытство, креативность, соперничество, уро­вень притязаний и т.п. Внешняя мотивация строится на внешних факторах: боязни наказания, приобретения каких-то мораль­ных или материальных льгот и т.п.

Степень внутренней мотивации зависит от знания резуль­татов своей деятельности, т.е. от эффективности обратной связи в процессе обучения. Попытки повысить мотивацию каким-либо другим способом в целом оказались безуспешными.

В школьной практике мотивация на учебу чаще всего высту­пает в форме интереса. Глубокие интересы могут возникнуть только на основе внутренней мотивации. Поскольку основной потребностью человека является познание мира и утверждение себя в нем, в учебной деятельности, обеспечивающей это позна­ние, заложен мощный источник внутренней мотивации. Задача педагога заключается в раскрытии внутреннего потенциала.

Учебная деятельность внутренне противоречива. С одной сто­роны, она обладает внутренней привлекательностью, так как обеспечивает ученику чувство собственной значимости и силы как результата знания. С другой - она всегда несет в себе опас­ность неуспеха, зависимости от учителя и чувство несвободы. В зависимости от того, какая сторона учебной деятельности до минирует, у ученика будет формироваться установка на актив­ное, творческое, самостоятельное поведение, или пассивное, за­комплексованное следование указаниям учителя. Психологи вы­явили базовые факторы, влияющие на субъективное принятие той или иной степени успешности деятельности учеником.

ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ
1) уровень способностей и умений; 1) трудность задания;
2)степень прилагаемых усилий 2) социальные факторы; 3) факторы случайности.

В зависимости от сочетания данных факторов у ученика формируется тот или иной тип направленности. Ученик, как правило, имеет свое мнение о собственных способностях -субъективную оценку своих возможностей. Он имеет представ­ление о том, сколько усилий он согласен затратить для реше­ния проблемы. Трудность задания - это основная внешняя при­чина. Ученик субъективно оценивает трудность по тем затратам, которые, как ему кажется, потребуются от него при решении задачи. Если для ее решения ученику, по его мнению, потребуется мало сил, то он будет расценивать задачу как лег­кую, и наоборот. В результате если ребенок при столкновении с задачей расценивает ее как достижимую с учетом указанных факторов, то формируется положительная направленность на деятельность. При принятии решения о бесполезности каких-либо попыток для достижения успеха формируется состояние нулевого мотивационного потенциала. Деятельность оказыва­ется невыполненной.

На базе вышеприведенных факторов формируется субъек­тивная вероятность успеха. У ученика есть определенная са­мооценка своих возможностей. Если задача легкая, то субъек­тивная вероятность успеха равна «1». Если задача средней трудности, то субъективная вероятность успеха оценивается приблизительно «0,5». Субъективная вероятность успеха в за­даче, оцененной как очень трудная, приближается к «0». При очень высокой субъективной вероятности успеха и минималь­ных затратах, связанных с выполнением деятельности, чело­век испытывает состояние скуки, при очень низкой вероятнос­ти и трудности задачи, заведомо превышающей способности, у ребенка возникают страх и тревога. Чем выше субъективная значимость деятельности, тем сильнее тревога. Ответственный ученик будет испытывать чувство тревоги перед вступительным экзаменом гораздо сильнее, чем перед рядовой контрольной. Наибольший комфорт и привлекательность вызывают задачи средней трудности, поскольку успех в них определяется преж­де всего способностями и усилиями самого ученика. Именно в таких заданиях ребенок может реализовать себя, и они вызы­вают его интерес.

Указанный механизм раскрыт в концепции мотивации до­стижений, объясняющей активность обучения. В ней интерпре­тирована связь между побуждением успеха (избегания неуда­чи) и трудностью самой задачи. При решении любой задачи активизируется соответствующая потребность, которая вклю­чает определенную диспозицию мотива достижения успеха и мотива избегания неудачи. Побуждение к деятельности опре­деленного уровня зависит от субъективной вероятности успе­ха. В процессе обучения ученик воспринимает цель деятельно­сти в виде «нормативного уровня», характеризующегося качественными и количественными параметрами, соотнося ее со своими возможностями, оценкой ситуации, субъективной ве­роятностью достичь успеха и избежать неудачи. В результате формируется личный стандарт исполнения деятельности, или уровень притязаний, включающий субъективные качествен­ные и количественные характеристики, которым должен, по мнению ученика, удовлетворять будущий результат его дея­тельности. В итоге формируется потребность достижений, т.е. предрасположенность к принятию в будущей деятельности мак­симально высокого личного уровня исполнения. Чем выше по­требность достижений, тем более сложные задания будет выбирать ученик. Потребность достижений выступает цент­ральным психическим регулятором учебной деятельности и стержнем внутренней мотивации.

Другой важный психологический механизм, обеспечиваю­щий научение, раскрыт в концепции самоактуализации А. Маслоу. В данной концепции раскрыт феномен самоактуализации, обусловленный активностью у человека мотива личностного роста. Чем более интересную и творческую деятельность осу­ществляет ученик, тем более удовлетворяется его мотив роста (т.е. стремление человека повысить свои знания, продуктив­ность), но в отличие от других потребностей в данном случае удовлетворение ведет не к насыщению потребности, а к увели­чению мотивации. Таким образом, «включение» мотива роста создает устойчивую мотивацию на обучение.

Типы мотивации учебной деятельности.

Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь сред­ством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуж­дает не интерес, любознательность, стремление к овладению кон­кретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

• мотивация, которая условно может быть названа отрица­тельной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побужде­ния школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

• мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.

В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Учение рас­сматривается как дорога к освоению больших ценностей культу­ры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в учении, если она достаточно устойчива и занимает существенное место в личности учащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявления терпения и усидчивости. Это — наиболее ценная мотивация. Однако если и процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.

Другая форма мотивации определяется узколичными мотива­ми: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. Кроме этого, может быть выделена мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосред­ственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом про­цессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллек­туальная активность, реализация своих способностей и пр.).

Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различны­ми социальными взаимодействиями школьника с другими людьми). Познавательные мотивы включают:

1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации
школьников на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это мо­жет быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктив­ным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном мате­риале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их прояв­ления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; инте­рес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов до­бывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организа­ции учебного труда и приемах самообразования, участие в об­суждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной ли­тературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).

Социальные мотивы включают:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении по­лучать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обще­ству, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место и отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужит, у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения; намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; количество и харак­тер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе; реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании.

Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей;

3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявление: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фрон­тальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наи­более оптимальных их вариантов, интерес к переключению с ин­дивидуальной работы на коллективную и обратно.

А.К. Маркова описывает две группы психологических харак­теристик познавательных и социальных мотивов.

Первая группа мотивационных характеристик - их называют содержательными — прямо связана с содержанием осуществляе­мой школьником учебной деятельности. Вторая группа характери­стик — их условно называют динамическими характеризует фор­му, динамику выражения этих мотивов.

Содержательными характеристиками мотивов являются сле­дующие:

1) наличие личностного смысла учения для ученика;

2) наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка;

3) место мотива в общей структуре мотивации;

4) самостоятельность возникновения и проявления мотива;

5) уровень осознания мотива;

6) степень распространения мотива на разные типы дея­тельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.

Динамические характеристики мотивов:

1. Устойчивость мотивов. Проявляется и в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стиму­лам, помехам, и в том, что ученик не может не учиться.

2. Модальность мотивових эмоциональная окраска. Психоло­ги говорят об отрицательной и положительной мотивации учения.

3. Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т.д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, и т.д.

Формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения учителя и не менее важны, чем анализ внутренних, содер­жательных особенностей мотивов.

Как изучить мотивацию учеников? По мнению А.К. Марковой, наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации являются:

наблюдение за поведением учеников во время урока и вне
его, за учебной, общественно полезной, организационной и дру­гими видами деятельности, характером общения школьников;

• результаты этих наблюдений фиксируются в дневниках учителя, впедагогических характеристиках;

• использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде контрольной работы, заданий классного руководителя на классном часе;

индивидуальная беседа с учеником, предполагающая пря­мые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;

анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал в нескольких классах, школах об отношении школьников к учению.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень ре­альной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обыч­ные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное — показатели сформированности учебной деятельности школьников.

Зная тип мотивации, учитель может создать условия для под­крепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваивае­мых знаний для будущего, создание положительного обществен­ного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью уче­ния, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познава­тельных интересов, проблемная методика. Для поддержания моти­вации, связанной с процессом учения, важны живая и увлека­тельная организация учебного процесса, активность и самостоя­тельность учащихся, исследовательская методика, создание усло­вий для проявления их способностей.

В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мо­тивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, вы­бор жизненного пути и др.



2016-01-26 1397 Обсуждений (0)
Типы мотивации учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы мотивации учебной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)