Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ И СКЛАДИРОВАНИЕМ



2016-01-26 2768 Обсуждений (0)
ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ И СКЛАДИРОВАНИЕМ 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 7.

 

 

Все практически используемые системы поставок можно рас­сматривать под общим углом зрения, а именно: допускают ли они возникновение дефицита, хотя бы на время, или нет?

Системы, предусматривающие наличие страхового запаса, называют двухбункерными. Соотношение между величинами ра­бочего и страхового материального запаса, то есть между объе­мами двух “бункеров”, может быть соответствующим образом рассчитано.

В общем случае интенсивность расходования запасов со сто­роны производственных подразделений не остается постоянной. Это значит, что график изменения уровня запасов от времени является нелинейным.

Дефицит возникает либо вследствие неправильного выбора страхового запаса, величина которого несогласованна с ин­тенсивностью потребления, либо вследствие того, что интен­сивность потребления запаса оказывается неожиданно боль­шой.

Время между подачей заказа на поставку и фактическим по­ступлением заказанной поставки в зону запасов, будучи случай­ной величиной, распределено по равномерному закону. Это сле­дует из того, что ни одному из значений этого времени, лежаще­го минимально и максимально допустимыми значениями, нельзя отдать предпочтения, и все они в этом диапазоне равновероят­ны. Потребление запасов происходит по экспоненциальному за­кону и является постоянным.

Исходя из этих предположений и руководствуясь соображе­ниями, вытекающими из теории массового обслуживания, можно прийти к следующему фундаментальному выводу: величины страхового и рабочего запасов могут быть приняты равны­ми.

Этот вывод, носящий качественный характер и многократно подтвержденный опубликованными фактическими данными, справедлив и для дискретных процессов,

Таким образом система хранения запасов со страховым (бу­ферным) запасом с полным правом может называться двухбун­керной. Емкости рабочего бункера и бункера, содержащего стра­ховой (буферный) запас, могут быть равными, и сами эти бунке­ры являются взаимозаменяемыми.

С точки зрения стратегии пополнения запасов не существует разницы между видами запасаемых товаров, их физической при­родой и местом создаваемого запаса в цепи производственно-сбытовой деятельности. Запасом в логистике называется то, что предназначено для демпфирования разницы в темпах возникно­вения какой-либо потребности и в появлении средств для ее удовлетворения.

Уровням запасов в логистике даются следующие названия:

· Максимальный запас — уровень запаса, экономически обоснованный как верхний показатель объема запаса для дан­ного места в производственно-сбытовой системе.

· Пороговый или критический уровень — иногда называемый уровнем выдачи заказа.

· Страховой запас — иначе называемый буферным или га­рантийным запасом, служащий для удовлетворения запросов по­требителей, если они временно не могут быть удовлетворены обычным путем.

· Текущий запас (уровень текущего запаса) — представляет собой фактический уровень запаса в любой момент времени; те­кущий уровень запаса, в частности, может совпадать с любым из перечисленных выше значений запасов, и в результате этого совпадения предпринимаются определенные управляющие дей­ствия.

Употребляется также термин неликвидные запасы. Это за­пасы, образуемые товарами, которые за время хранения в ре­зультате порчи или морального старения более невозможно ис­пользовать и невозможно продать.

Варианты стратегии управления запасами различаются тем, какие действия и вследствие каких событий предпринимаются в ходе создания, хранения, исполнения и потребления запасов.

В системе управления запасами с заданной периодичностью заказов управляющие воздействия (заказы) выдаются в фикси­рованные моменты времени, независимо от фактического изме­нения уровня текущих запасов. Величина этих воздействий вы­бирается таким образом, чтобы доводить запасы до заранее ус­тановленного постоянного уровня.

Факторы, влияющие на текущий уровень запасов при такой стратегии пополнения, сводятся к нарушениям предусмотрен­ного хода поставок и отклонениям фактического потребления от того, которое бралось в расчет. Эти нарушения и отклоне­ния могут иметь как временный характер, так и действовать систематически. Они могут носить разовый спорадический ха­рактер, а также могут действовать и в течение длительного срока.

Поскольку во временах выполнения заказов на поставку происходят колебания, за время задержки поставки не только может быть выработан весь страховой запас, но и создастся дефицит.

Таким образом рассмотренная система организации без стра­хового запаса (а его предусматривание всегда под вопросом, так как ведет к увеличению затрат) допускает возникновение де­фицита. Страховой запас не допускает дефицита, но лишь с оп­ределенной степенью вероятности. Кроме того, по этой системе практически можно доставлять только такие товары, доставля­емая партия у которых может дробиться. Контейнерная достав­ка, например, здесь использоваться не может.

В результате такая система, несмотря на свою организаци­онную простоту, применяется тогда, когда у одного и того же по­ставщика закупаются товары, потребность в которых более или менее остается постоянной. Эта система также применяется и для поставки малоценных товаров, избыточные запасы или де­фицит которых не приводит к большим потерям.

В системе управления уровнем запасов с фиксированным размером заказа момент необходимости подачи заказа на по­ставку определяется путем оперативного учета фактического уровня текущего запаса и сопоставления его с некоторой норми­рованной величиной, являющейся пороговым или критическим уровнем. Но и здесь в отдельных, весьма редких и практически невероятных случаях страховой запас не сможет сдемпфировать возникновение дефицита.

На практике система с фиксированным объемом заказа при­меняется тогда, когда экономия затрат на оформление и повто­рение заказа приводит к излишним потерям на складирование и снижает гибкость и уровень обслуживания, когда имеют место большие потери вследствие дефицита наряду с высокой стои­мостью хранения, когда поставленный товар обладает высокой стоимостью при одновременной неопределенности спроса на из­делия, для комплектации которых этот товар используется, и когда поставщик предоставляет существенные скидки в зависи­мости от закупаемого объема товара.

Существуют системы, которые объединяют свойства двух рассмотренных выше систем.

К числу таких систем относится система с определяемой пе­риодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. Характерной особенностью этой системы является использование не двух, а трех управляющих уровней запасов: максимального уровня, порогового уровня и уровня страхового запаса.

Все заказы в этом случае делятся на две группы: плановые заказы, которые производятся через заданные интервалы вре­мени, и дополнительные заказы, которые производятся тогда, когда объем запаса доходит до критического уровня. Необходи­мость в дополнительных заказах возникает тогда, когда интен­сивность потребления превышает запланированную.

В системе “максимум-минимум” поставки производятся не в запланированные моменты времени, а исходя из того условия, что текущий уровень заказа оказывается равным или меньшим заранее определенного минимального уровня. Величина выда­ваемого при этом заказа такова, чтобы с учетом прогнозируемо­го потребления за время его удовлетворения вернуться к задан­ному максимальному уровню.

Технически организация и движение материальных потоков в производственно-сбытовой цепи осуществляется с помощью входящей в ее состав транспортно-складской системы. Узло­выми пунктами этой системы являются различные склады. Со-

временный более или менее крупный склад представляет собой достаточно сложное инженерное сооружение с высокой степе­нью автоматизации и компьютеризации. Когда весь процесс по­иска и удовлетворения заказов клиентуры рассматривается как единое целое, следует рассматривать понятие единого склад­ского хозяйства.

Одним из простейших вариантов организации складского хо­зяйства является разветвленная структура. В такой структуре один какой-нибудь пункт накопления служит складом-источ­ником для нескольких других пунктов. Дальнейшим развитием такой системы является эшелонированная структура, состоя­щая из нескольких иерархических уровней – эшелонов склади­рования.

В настоящее время во все более расширяющемся масштабе применяется унифицированная тара. Применение унифициро­ванной тары сокращает трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, повышает качество хранения и эффективность поиска и, что главное, позволяет достичь высокого уровня механизации и автоматизации.

Современные системы складирования во все более широких масштабах ориентируются также и на применение контейнеров. Контейнеры, пригодные для затаривания продукции различного типа, называются универсальными, а предназначенные для од­ного типа или одного наименования продукции – специальными.

Неотъемлемой и очень важной частью проектирования или выбора системы складирования является анализ различного ро­да подъемно-транспортного оборудования, определение его требуемых характеристик и принятие решения по его примене­нию. Специальное проектирование подобных устройств, как пра­вило, не производится, вследствие высокого уровня унифика­ции, достигнутого в способах затаривания и хранения грузоединиц и в процедурах складирования и перевозки. Для осуществ­ления логистического управления вопрос состоит лишь в опре­делении типов применяемых подъемно-транспортных устройств и в вычислении их требуемого количества.

Одной из наиболее современных форм организации и веде­ния складского хозяйства является организация магазинов-складов. Магазин-склад представляет собой склад с той или иной степенью механизации и автоматизации, предназначенный для размещения, хранения и поиска тарно-штучной продукции в условиях многономенклатурного ассортимента. В этом отноше­нии функционирование этого склада является обычным. Новым и необычным является то, что при образовании на складе из­лишков сверх запланированного транзитного объема их разре­шается оперативно продавать мелкооптовым покупателям. С этой целью при складе создается торговый зал и необходимые для мелкооптовой торговли зоны приема, комплектации и от­правки, а также административные и сервисные помещения.

Эта общая проблема эффективности складского хозяйства распадается на несколько частных проблем. Успешное решение каждой из этих частных проблем оказывается шагом в направле­нии достижения эффективности складского хозяйства в целом. Такими частными задачами являются: решение, нужен ли склад вообще, или лучше пользоваться прямыми поставками; выбор между организацией собственного склада и использова­нием общего; определение общего количества складов; опреде­ление размера каждого склада и места его расположения; вы­бор схемы и организация процессе складирования.

Решения этих проблем до настоящего времени полностью не формализованы и не алгоритмизированы.

Зная среднюю цену одной единицы потребляемой продукции можно определить общую сумму затрат всех потребителей на со­здание и использование необходимых запасов при поставках через склад и при прямых поставках. Можно также определить сумму названных затрат, приходящихся в среднем на одного потребите­ля. Разность этих величин является одной из составляющих по­тенциальной экономии при введении складской формы поставок.

Другой составляющей экономии, которую может получить предприятие, является сокращение производственных площа­дей, которые приходится выделять у потребителя для выполне­ния операций по складированию. Это является естественным следствием сокращения запасов у потребителя.

Сокращение площадей может быть найдено на основании со­кращения запасов продукции у потребителя, выраженного в ве­совых единицах, если заданы, как это обычно имеет место, нор­мы допустимой весовой нагрузки, приходящейся на единицу пло­щади складирования. Зная среднюю стоимость единицы площа­ди складирования, можно определить величину и этой состав­ляющей экономии.

Сопоставив суммарную величину потенциальной экономии с затратами на строительство, приобретение или аренду склада, можно, при прочих равных условиях, прийти к выводу о целесо­образности или нецелесообразности использования поставок с введением промежуточного складирования.

После принятия решения о целесообразности использования поставок через склад необходимо установить, кому этот склад будет принадлежать. Возможно нахождение такого склада в собственности предприятия, или же предприятие будет пользо­ваться данным складом на условиях аренды.

Альтернативой этому является склад общего пользования, когда право собственности на данный склад сохраняется за его владельцем, а пользователь оплачивает оказываемые ему кон­кретные складские услуги. Возможно также сочетание собст­венного склада и склада общего пользования.

В условиях стабильно высокого оборота на хорошо известном рынке с постоянным сбытом целесообразно иметь собственные склады как для сырья и других товаров, необходимых для про­изводственного цикла, так и для готовой продукции и для организации ее последующего сбыта.

Наоборот, к услугам складов общего пользования лучше при­бегать при низких уровнях оборота или сезонного характера за­пасов. Такими складами целесообразно пользоваться при осво­ении нового рынка, когда уровень и стабильность продаж и по­купок заранее в полной мере неизвестны.

После установления числа и размеров складов и определе­ния способов транспортировки надо разработать структуру и ор­ганизацию процесса складирования.

Процесс складирования представляет собой неразрывную последовательность технологических операций.

Эта последовательность определяется следующими факто­рами:

1. Видом складируемой грузоединицы (поддон, кассета, ящик и ДР.);

2. Способом складирования (на полу, на стеллажах, конвей­ерное, циркуляционное и др.);

3. Видом подъемно-транспортного и другого обрабатываю­щего оборудования (тележки, тельферы, манипуляторы и др.);

4. Способом комплектации и отправки потребляемых партий (с мест хранения, с зон комплектации, с централизованной либо децентрализованной подборкой и др.)

5. Способом перемещения грузоединиц (вручную, с местным управлением, с дистанционным управлением и др.);

6. Способом обработки складской информации (в пакетном режиме, в реальном времени и др.);

7. Конструкцией склада (открытый, закрытый, многоэтажный, высотный и др.).

Начальным понятием организации технологического процесса на складе является понятие грузовой единицы. Грузовая едини­ца – это интуитивно ясное понятие, соответствующее некото­рому весовому или объемному количеству товара, которое за­гружается, хранится, транспортируется и выгружается как еди­ное целое.

Грузовая единица может формироваться и у поставщика или продуцента, и на самом складе.

В логистическом управлении параметры грузоединиц, а так­же устройств для их складской обработки, должны быть взаи­моувязаны между собой.

В качестве базового основания, на котором устанавливаются тары с различными товарами, предписывается использовать поддоны унифицированных типоразмеров.

Уровень механизации и автоматизации у различных складов является различным.

Так, склады сырья и исходных материалов, принимающие и обрабатывающие большие партии однородных, зачастую жидких или сыпучих грузов с постоянной интенсивностью поступления, могут характеризоваться высоким уровнем автоматизации.

Склады в производственной сфере осуществляют обработку грузов, потоки которых подчиняются определенному плану и, по­этому, также могут эффективно функционировать при достаточ­но высоком уровне автоматизации и механизации.

Склады готовой продукции и оптовые распределительные склады в системе сбыта, как правило, осуществляют обработку тарных и штучных грузов с установившейся номенклатурой и крупными партиями. Здесь также может оказаться эффективной автоматизированная обработка.

Что касается оптового снабжения розничной сети, то здесь (из-за большого разнообразия и колебаний номенклатуры, различий в объемах и формах поставки) обычно ограничива­ются механизацией выполнения отдельных операций. Зачас­тую и процесс комплектации на таких складах выполняется вручную.

Эффективное управление операциями складирования может осуществляться только при соответствующем уровне информа­ционного обеспечения всех стадий и видов этих операций. Ин­формационное обеспечение операций складирования может вы­полняться традиционными методами с использованием различ­ных структур и форм документооборота, ведущегося в той или иной степени вручную. В настоящее время во все более широком масштабе применяются различные системы компьютеризации информационного обеспечения функционирования современных складов. Это требует соответствующего технического и про­граммного обеспечения.

В настоящее время известны следующие типы структур ком­пьютерного управления складами:

· линейная;

· линейно-централизованная;

· радиальная;

· сетевая.

Все программное обеспечение таких систем делят на базовое и на оперативное.

Базовое обеспечение включает в себя динамические модели состояния транспортно-складской системы, перечень заявок на выполнение требуемых транспортно-складских операций, а так­же сведения о конфигурации транспортно-складской системы.

Оперативное программно-информационное обеспечение си­стемы управления и ее отдельных уровней содержит сведения о ходе выполнения в реальном масштабе времени требуемых складских операций. Сюда относятся, например, данные о мо­ментах начала и завершения транспортно-складских операций, о грузах и их атрибутах, о сбоях в работе и др.

Обмен информацией между уровнями системы управления складом, так же как и с вышестоящими компьютерами интегрированной системы управления, осуществляется в соответствии с принятыми протоколами обмена.

Анализ потребительского спроса каждым последующим зве­ном логистической цепи по отношению к предыдущему является первоначальным действием, за которым следует прогнозирова­ние объемов материалопотоков и вытекающий из этого требуе­мый уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ и не­обходимость в специальных складах.

Примером современного решения такого рода проблем явля­ются различные системы типа “just in time”.

Другим примером является управление движением матери­альных потоков в реальном масштабе времени с помощью сиг­нальных карточек и унифицированных приспособлений (поддо­нов). Такая система называется японским словом “Канбан”, что и означает “карточка”. Такая система осуществляет синхрони­зацию работы соседних участков производственной цепочки за счет их внутренних запасов. Регулирование поставок в соответ­ствии с поступлением карточек заказа или отбора позволяет из­бежать необходимости слежения за фактическим уровнем теку­щего запаса.

 



2016-01-26 2768 Обсуждений (0)
ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ И СКЛАДИРОВАНИЕМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ И СКЛАДИРОВАНИЕМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2768)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.131 сек.)