Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3: Статус занятости



2016-01-26 908 Обсуждений (0)
Тема 3: Статус занятости 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1:Трудовые ресурсы и трудовой потенциал

 

Вопросы, вынесенные на обсуждение в рамках семинарского занятия:

1. Население как источник формирования трудовых ресурсов.

2. Формирование структуры трудовых ресурсов.

3. Трудовой потенциал: сущность, показатели и структура.

4. Особенности функционирования человеческих ресурсов в доперестроечной и рыночной экономике.

 

Тема 2: Трудовые ресурсы: формирование и использование

Методические указания

Исходную базу для определения количественных характеристик трудовых ресурсов страны, региона или населенного пункта образуют показатели численности, состава и движения населения соответствующей территории. Конкретно имеются в виду следующие показатели:

1) средняя численность населения за год ( ):

(1 )

где Рн — численность населения на начало года,

Рк — численность населения на конец года;

 

2) общий коэффициент рождаемости (n) за год (в промилле):

(2)

3) общий коэффициент смертности (m) за год (в промилле):

(3)

4) естественный прирост (убыль) населения за год (Е):

где Ni — число новорожденных за год,

Nj — число умерших за год;

 

5) коэффициент естественного прироста населения (Кe) (в промилле):

(5)

6) механический (миграционный) прирост (убыль) населения за год (С):

(6)

где Mi — число прибывшего населения за год,

Мj — число выбывшего населения за год;

 

7) коэффициент механического прироста населения (Км):

(7)

8) общий прирост населения за год (∆Р):

(8)

9) коэффициент общего прироста населения (К0) (в промилле):

(9)

10) перспективная (прогнозируемая) численность населения на конец анализируемого года или на начало следующего года (Рк):

(10)

Трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и работающих в народном хозяйстве граждан моложе и старше трудоспособного возраста.

В настоящее время в соответствии с трудовым законодательством России нижней границей трудоспособного возраста считается 16 лет, а верхней, определяющей право на получение пенсии, - 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Однако для некоторых видов профессиональной деятельности, связанных с высокими психофизиологическими нагрузками на организм человека, пенсионная планка заметно ниже - на 5-10 лет, а иногда и более. Это касается производств с неблагоприятными, тяжелыми условиями труда (например, добыча угля, выплавка металла и др.), а также тех профессиональных занятий, где с годами утрачивается возможность поддерживать нужную “трудовую форму” (например, балет).

В реальной жизни многие из “льготных пенсионеров” продолжают трудиться в прежнем качестве или на другой работе и поэтому остаются в составе трудовых ресурсов. Неработающие исключаются из их состава.

Определенную часть людей трудоспособного возраста составляют те, кто никогда не работал или перестал работать из-за плохого здоровья. Речь идет об инвалидах I и II групп, которых государство обеспечивает пенсией. Однако некоторые из этой группы населения, особенно в случаях, когда на производствах создаются приемлемые условия, трудятся. Поэтому к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте относятся граждане этого возраста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп.

Итак, численность трудовых ресурсов (Т) определяется следующим образом:

(11)

где Ртр — численность населения в трудоспособном возрасте;

Ринв — численность неработающего населения того же возраста, считающегося согласно установленным государством правовым нормам нетрудоспособным (инвалиды I—II групп и лица льготных пенсионных возрастов);

Рпeн — работающие лица пенсионного возраста;

Рмол — работающие подростки до 16 лет.

Среднегодовая численность трудовых ресурсов за год ( )

(12)

Естественный прирост трудовых ресурсов (Те):

(13)

где Рв — численность лиц, входящих в трудоспособный возраст, а также численность лиц пенсионного возраста и подростков до 16 лет, вовлекаемых для работы в общественном производстве;

Рп — численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, а также численность лиц, умерших или получивших инвалидность в трудоспособном возрасте. Миграционный прирост трудовых ресурсов, а также относительные показатели динамики численности трудовых ресурсов (коэффициенты общего, естественного и механического прироста) определяются аналогично расчету подобных показателей для всего населения.

 

 

Задача 2.1

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность населения трудоспособного возраста на начало следующего года, если за текущий год имеются следующие данные: численность населения трудоспособного возраста на начало года — 70 млн. человек; численность умерших в трудоспособном возрасте в течение года — 0,2 млн. человек; численность молодежи, достигшей в данном году трудоспособного возраста, — 2,0 млн. человек; численность лиц, достигших пенсионного возраста в текущем году — 1,6 млн. человек.

 

Решение_____________________

 

Задача 2.2

Исходные данные. Население трудоспособного возраста составляет 80 млн. человек, в том числе неработающие инвалиды I и II групп — 1,2 млн. человек; работающие подростки — 0,1 млн. человек, работающие пенсионеры — 4,5 млн. человек.

Постановка задачи. Определите численность трудовых ресурсов.

Решение_____________________

 

Задача 2.3

Исходные данные. В городе численность населения составляет 120 тыс. человек, коэффициент прироста населения в базисном периоде — 100 промилле, доля трудовых ресурсов — 50%.

Постановка задачи. Определите перспективную численность населения и трудовых ресурсов на начало планируемого периода при условии неизменности доли трудовых ресурсов в населении города.

 

Решение_____________________

_______________________________

 

Задача 2.4

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность трудовых ресурсов города, если численность населения в трудоспособном возрасте 750 тыс. человек, среди них инвалидов I и II группы трудоспособного возраста 10 тыс. человек.; численность работающих подростков до 16 лет — 15 тыс. человек, работающих лиц старше трудоспособного возраста — 55 тыс. человек.

Решение_____________________

 

Задача 2.5

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность населения в трудоспособном возрасте к концу планируемого года, если его численность на начало планируемого года составила 1 млн. человек; численность населения, вступающего в трудоспособный возраст, — 30 тыс. человек; численность населения, выходящего за пределы трудоспособного возраста, — 22 тыс. человек; число умерших в трудоспособном возрасте — 5 тыс. человек; механический прирост населения в трудоспособном возрасте — 3 тыс. человек.

Решение_____________________

 

 

Задача 2.6

Исходные данные. Численность трудоспособного населения области на начало года составила

1 млн. человек, работающих лиц пенсионного возраста и подростков до 16 лет — 40 тыс. человек.

В течение года в составе трудоспособного населения произош­ли следующие изменения: вступило в рабочий возраст 250 тыс.человек; прибыло из других областей 90 тыс. человек; вовлечено для работы в народном хозяйстве 20 тыс. человек пенсионного возраста; перешло в пенсионный возраст, на инвалидность и умерло 200 тыс. человек трудоспособного возраста; 15 тыс. пенсионеров перестали работать; выбыло в другие регионы 75 тыс. человек трудоспособного возраста.

Постановка задачи. Определите численность трудовых ресурсов на начало и конец года; общий, естественный и механический прирост трудовых ресурсов, а также соответствующие коэффициенты движения трудовых ресурсов.

Решение_____________________

______________________________

 

Задача 2.7

Исходные данные и постановка задачи. Рассчитайте по региону перспективную численность трудовых ресурсов при условии, что коэффициент общего прироста населения составляет 10 промилле, доля трудовых ресурсов во всем населении будет ниже на 0,01 пункта по сравнению с базисным периодом. Численность населения на начало планируемого периода составляет 10 млн. человек, трудовых ресурсов — 6 млн. человек.

Решение_____________________

______________________________

 

Задача 2.8

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность населения в трудоспособном возрасте в регионе на конец года, если численность населения трудоспособного возраста на начало года составила 1 млн. человек; вступило в трудоспособный возраст 30 тыс. человек; умерло из лиц трудоспособного возраста 5 тыс. человек; выбыло из трудоспособного возраста 35 тыс. человек; прибыло из других районов 350 тыс. человек; убыло в другие районы — 100 тыс. человек.

Решение_____________________

_______________________________

Задача 2.9

Исходные данные и постановка задачи. Определите перспективную численность населения и трудовых ресурсов города при условии, что коэффициент естественного прироста составляет 20 промилле, коэффициент механического прироста 30 промилле. Доля трудовых ресурсов во всем населении будет выше на 0,01 пункта по сравнению с базисным периодом. Численность населения на начало планируемого периода составляет 1 млн. человек, трудовых ресурсов 500 тыс. человек.

Решение_____________________

 

 

Тема 3: Статус занятости

Методические указания

Статус занятости определяется для трудовых ресурсов, участвующих в общественно полезной деятельности. К ним относятся две группы населения: члены первой группы предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, второй — участвуют в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого денежного дохода либо приносящей доход, непосредственно не связанный с производством товаров и услуг.

В первую группу входят граждане, занятые:

в государственном секторе экономики;

в кооперативах;

в частном секторе.

Во вторую группу входят:

учащиеся с отрывом от производства;

служащие Российской Армии.

Часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составляет экономически активное население (рабочую силу). Численность экономически активного населения устанавливается по состоянию на определенный период и включает занятых и безработных.

К занятым в составе экономически активного населения относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

а) выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);

б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;

в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

а) не имели работы (доходного занятия);

б) и в то же время занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела;

в) и в то же время были готовы приступить к работе.

Следовательно, при отнесении к безработным должны присутствовать все три критерия, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.

В международной практике распространено также понятие “гражданское экономически активное население”, в состав которого не включают военнослужащих.

Экономически неактивное население — это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:

а) среди населения в трудоспособном возрасте:

учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;

лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т.п.;

лица, прекратившие поиск работы в связи с исчерпанием всех возможностей ее получения, однако они могут и готовы работать;

лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода;

б) среди населения, не входящего в состав трудовых ресурсов:

лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по случаю потери кормильца) и не занятые никакой деятельностью;

инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью.

Задание 3.1

Определите статус лиц, перечисленных ниже с точки зрения их отношения к занятости, если они классифицируются как:

экономически активное население в составе трудовых ресурсов (Эа);

безработные (Б);

экономически неактивное население (Эн);

не включаемые в состав трудовых ресурсов (Н).

 

а) работник, уволенный по собственному желанию и ищущий работу;

б) работник, переведенный на режим неполного рабочего дня;

в) учитель, который по состоянию здоровья (инвалидности) больше не может работать;

г) уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски;

д) студент, который учится на дневном отделении учебного заведения;

е) автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения;

ж) домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей;

з) домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря,

 

Задание 3.2

Определите статус лиц, перечисленных ниже с точки зрения их отношения к занятости и безработице, если они классифицируются как:

безработные (Б);

экономически активное население в составе трудовых ресурсов (Эа);

экономически неактивное население (Эн);

не входящие в состав трудовых ресурсов (Н).

 

а) работник, находящийся в очередном отпуске;

б) работник, уволенный в связи с сокращением штатов и ищущий работу;

в) жена, помогающая мужу на семейном предприятии;

г) ученик, проходящий профподготовку на производстве и получающий стипендию;

д) служащий Вооруженных Сил;

е) работник, получивший инвалидность на производстве;

ж) человек, давно потерявший работу и прекративший поиски новой работы,

 

Задание 3.3

Неработающий человек, который надеется вскоре снова получить работу:

а) относится к разряду занятых;

б) относится к безработным;

в) не учитывается в составе экономически активного населения;

г) рассматривается как не полностью занятый;

д) рассматривается как потерявший надежду найти работу.

 

Какой из ответов теста правильный, если человек болен и временно не работает?

 

Задание 3.4

Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

а) фрикционной формой безработицы;

б) структурной формой безработицы;

в) циклической формой безработицы;

г) институциональной формой безработицы.

д) все предыдущие ответы неверны.

 

Какой из ответов теста верен, если работник, уволившийся добровольно, пока еще не нашел работу?

 

Задание 3.5

Согласно закону Оукена двухпроцентное превышение фактического уровня безработицы над его естественным уровнем означает, что отставание фактического объема ВНП от потенциального составляет:

а) 2%,

б) 3%,

в) 4%,

г) 5%,

д) значительно больше, чем 5%.

 

Задание 3.6

Фрикционная безработица появляется, когда:

а) реальная заработная плата высока;

б) необходимо время на поиск новой работы;

в) безработные оказываются недостаточно квалифицированными;

г) происходит сокращение занятых в связи с конверсией оборонных отраслей промышленности.

 

Задание 3.7

Отечественное предприятие разорилось в результате конкуренции с иностранным производителем, продающим продукцию по более низким ценам. Появившаяся в результате безработица является:

а) структурной;

б) экономической;

в) циклической;

г) фрикционной;

д) институциональной.

 

Задание 3.8

Циклическая безработица охватывает тех, кто:

а) потерял работу в связи со структурными изменениями в спросе на рабочую силу определенной квалификации;

б) не может найти работу в связи с общим падением производства;

в) не имеет работу более одного года;

г) вынужден менять рабочее место 'из-за сезонного характера производства.

 

Задание 3.9

К фрикционной безработице относится:

а) увольнение с работы в связи с уходом за детьми;

б) увольнение в период кризиса перепроизводства;

в) увольнение в связи с началом учебы;

г) увольнение шахтеров в связи с развитием использования альтернативных источников энергии.

 

Задание 3.10

Соотнесите предложенные ниже термины и понятия.

 

Термины;

а) фрикционная безработица;

б) циклическая безработица;

в) институциональная безработица;

г) структурная безработица;

д) экономическая безработица;

е) естественный уровень безработицы;

ж) полная занятость;

з) уровень безработицы;

и) экономически активное население;

к) закон Оукена.

 

Понятия

1. Превышение безработицы над ее естественным уровнем на 1% влечет за собой сокращение реального объема ВНП по отношению к потенциально возможному на 2,5%.

2. Безработица, связанная с добровольной сменой наемными работниками места работы или с периодами их временного увольнения.

3. Безработица, вызванная циклическим сжатием производства.

4. Безработица, вызванная несоответствием профессиональной подготовки рабочей силы структуре производства.

5. Все трудоспособные лица, которые могут и хотят работать.

6. Доля экономически активного населения, не занятая в каждый данный момент (период) времени.

7. Занятость, составляющая менее 100% наличной рабочей силы и предполагающая неизбежные формы безработицы (фрикционную, структурную).

8. Безработица, рост которой связан с увеличением размера пособия по безработице.

9. Безработица, вызванная разорением части производителей в конкурентной борьбе.

10. Уровень безработицы при отсутствии циклической формы безработицы.

 

 



2016-01-26 908 Обсуждений (0)
Тема 3: Статус занятости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3: Статус занятости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (908)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)