Практическое задание по MS EXCEL
Цель работы: ü закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц; ü познакомиться со способами адресации; ü освоить некоторые приемы оформления таблиц; ü построение графиков с помощью мастера функций.
Задание №1 Решение задачи табулирования функции с помощью Excel Цель работы: ü закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц; ü познакомиться со способами адресации; ü освоить некоторые приемы оформления таблиц; ü построение графиков функций. Постановка задачи:вычислить значения функции для всех X на интервале [-2,2] с шагом 0.2 при k=10.Решение должно быть получено в виде таблицы:
Прежде чем перейти к выполнению задачи, познакомьтесь со способами адресации в Excel.
Абсолютная, относительная и смешанная адресации ячеек и блоков
При обращении к ячейке можно использовать способы:B3;A1;G9 и т.д. Такая адресация называется относительной. При ее использовании в формулах Excel запоминает расположение относительно текущей ячейки. Так , например, когда вы вводите формулу =B1+B2 в ячейку B4, то Excel интерпретирует формулу как “прибавить содержимое ячейки, расположенной тремя рядами выше, к содержимому ячейки, расположенной двумя рядами выше”. Если при копировании формул вы пожелаете сохранить ссылку на конкретную ячейку или область, то вам необходимо воспользоваться абсолютной адресацией. Для ее задания необходимо перед именем столбца и перед номером строки ввести символ $. Например, $B$4 или $C$2:$F$48 и т.д. Смешанная адресация. Символ $ ставится только там, где он необходим. Например, B$4 или $C2. Тогда при копировании один параметр адреса изменяется, а другой – нет.
Заполните основную и вспомогательную таблицы. ü Заполните шапку основной таблицы начиная с ячейки A1: в ячейку A1 занесите N, в ячейку B1 занесите K и т.д. установите ширину столбцов такой, чтобы надписи были видны полностью. ü Заполните вспомогательную таблицу начальными исходными данными начиная с ячейки H1:
где X0 – начальное значение X, step – шаг изменения X, K –коэффициент (константа). ü Используя функцию автозаполнения, заполните столбец A числами от1 до 21, начиная с ячейки A2 и заканчивая ячейкой A22. ü Заполните столбец B значениями X: в ячейку B2 занесите =$H$2. Это означает, что в ячейку B2 заносится значение из ячейки H2(начальное значение X),знак $ указывает на абсолютную адресацию: в ячейку B3 занесите =B2+$I$2. Это означает, что начальное значение X будет увеличено на величину шага, которая берется из ячейки I2: скопируйте формулу из ячейки B3 в ячейки B4:B22. Столбец заполнится значениями X от –2 до 2 с шагом 0.2. ü Заполните столбец C значениями коэффициента K: в ячейку C2 занесите =C2. Посмотрите на введенные формулы. Почему они так записаны? скопируйте формулу из ячейки С3 в ячейки C3:C22. Весь столбец заполнится значением 10. ü Заполните столбец D значениями функции ; в ячейку В2 занесите =B2*B2-1; скопируйте формулу из ячейки D2 в ячейки D3:D22. Столбец заполнится как положительными так и отрицательными значениями функции Y1. Начальное и конечное значения равны 3. ü Аналогичным образом заполните столбец E значениями функции Проверьте! Все значения положительные ; начальное и конечное значения равны 5. ü Заполните столбец F значениями функции ; в ячейку F2 занесите =C2*(D2/E2); скопируйте формулу из F2 в ячейки F2:F22. Проверьте! Значения функции как положительные, так и отрицательные; начальное и конечное значения равны 6.
Понаблюдайте за изменениями в основной таблице при смене данных во вспомогательной. ü Измените во вспомогательной таблице начальное значение X: в ячейку H2 занесите –5. ü Измените значение шага: в ячейку I2 занесите 2. ü Измените значение коэффициента : в ячейку J2 занесите 1. Внимание! При всех изменениях данных во вспомогательной таблице в основной таблице пересчет производится автоматически. ü Прежде чем продолжить работу, верните прежние начальные значения во вспомогательной таблице:X0=-2, step=0.2,K=10.
Оформите основную и вспомогательную таблицы. ü Вставьте две пустые строки сверху для оформления заголовков: -установите курсор на строку номер 1; выполните команды меню Вставка, Строки (2 раза). ü Введите заголовки: в ячейку A1 “Таблица” в ячейку A2 “Основная” в ячейку H2 “Вспомогательная”. ü Объедините ячейки A1:J1 и разместите заголовок таблицы по центру: выделите блок A1:J1; используйте кнопку Центрировать по столбцам панели инструментов Форматирование. ü Аналогичным образом разместите по центру заголовки “основная” и “вспомогательная”. ü Оформите заголовки определенными шрифтами. ü Постройте графики функций Y1(X), Y2(X), Y(X).
Сохраните результаты работы на диске в личном каталоге.
Задание №2 Составление штатного расписания хозрасчетной больницы. Постановка задачи: заведующий хозрасчетной больницей должен составить штатное расписание, т.е. определить, сколько сотрудников, на каких должностях и с каким окладом он должен принять на работу. Общий месячный фонд зарплаты составляет $10000. Построим модель решения этой задачи. Поясним, что является исходными данными. Казалось бы ничего не дано, кроме общего фонда заработной платы. Однако заведующему больницей известно больше: он знает, что для нормальной работы больницы нужно 5-7 санитарок, 8-10 медсестер, 10-12 врачей, 1 заведующий аптекой, 3 заведующих отделениями, 1 главный врач, 1 заведующий хозяйством, 1 заведующий больницей. На некоторых должностях число людей может меняться. Например, зная, что найти санитарок трудно, руководитель может принять решение о сокращении числа санитарок, чтобы увеличить оклад одной из них. Итак, заведующий принимает следующую модель задачи. За основу берется оклад санитарки, а все остальные вычисляются исходя из него: во столько-то раз или на столько-то больше. Говоря математическим языком, каждый оклад является линейной функцией от оклада санитарки: A*C+B, где C- оклад санитарки, A и B – коэффициенты, которые для каждой должности определяются решением совета трудового коллектива. Допустим , что совет решил, что: медсестра должна получать в 1.5 раза больше санитарки (A=1,B=0); врач – в 3 раза больше санитарки (B=0,A=3); заведующий отделением – на $30 больше, чем врач (A=3,B=30); заведующий аптекой – в 2 раза больше санитарки (A=2,B=0); заведующий хозяйством – на $40 больше медсестры (A=1.5,B=40); главный врач – в 4 раза больше санитарки (A=4,B=0); заведующий больницей – на $20 больше главного врача (A=4,B=20). Задав количество человек на каждой должности, можно составить уравнение: N1*(A1*C+B1)*N2*(A2*C+B2)+…+N8*(A8*C+B8)=10000, где N1 – количество санитарок; N2 – количество медсестер и т.д. В этом уравнении нам известны A1…A8 и B1…B8, а неизвестны C и N1…N8. Ясно, что решить такое уравнение известными методами не удается, да и единственного верного решения нет. Остается решать уравнение путем подбора. Взяв первоначально какие-либо приемлемые значения неизвестных, подсчитаем сумму. Если эта сумма равна фонду заработной платы, то нам повезло. Если фонд заработной платы превышен, то можно снизить оклад санитарки , либо отказаться от услуг какого-либо работника и т.д.
Проделать такую работу вручную трудно. Но вам поможет электронная таблица. Ход работы. Отведите для каждой должности одну строку и запишите названия должностей в столбец A. В столбцах B и C укажите соответственно коэффициенты A и B. В ячейку H5 занесите заработную плату санитарки (в формате с фиксированной точкой и двумя знаками после нее). В столбце D вычислите заработную плату для каждой должности по формуле A*C+B. Обратите внимание! Этот столбец должен заполняться формулами с использованием абсолютной ссылки на ячейку H5, в которой указана зарплата санитарки. Изменение содержимого этой ячейки должно приводить к изменению содержимого всего столбца D и пересчету всей таблицы. В столбце E укажите количество сотрудников на соответствующих должностях в соответствии со штатным расписанием. В столбце F вычислите заработную плату всех рабочих данной должности. Тогда сумма элементов столбца F даст суммарный фонд заработной платы. Данные в столбцах D,F должны быть представлены в формате с фиксированной точкой и двумя знаками после нее. Если расчетный фонд заработной платы не равен заданному, то внесите изменения в зарплату санитарки или поменяйте количество сотрудников в пределах штатного расписания, затем осуществляйте перерасчет – до тех пор, пока сумма не будет равна заданному фонду. Сохраните таблицу в личном каталоге . После получения удовлетворительного результата отредактируйте таблицу. Оставьте видимыми столбцы A,D,E,F. Столбцы B,C можно скрыть, воспользовавшись пунктом меню Формат,Столбец,Скрыть. Дайте заголовок таблице “Штатное расписание хозрасчетной больницы” и подзаголовок “зав.больницей Петров И.С.” Оформите таблицу, используя автоформатирование. Для этого: выделите всю таблицу, включая заголовки; выберите в меню пункт Формат, Автоформат; выберите удовлетворяющий вас формат. Сохраните отредактированную таблицу в личном каталоге под другим именем. Воспользуйтесь режимом предварительного просмотра. Пример оформления таблицы см.ниже
Решение задач с описанием выполнения практической части представить в распечатанном виде и как рабочий документ в электронной форме в формате MS EXCEL
VII. Литература, рекомендуемая при изучении курса “Информатика”
В.Э. Фигурнов, "IBM PC для пользователя" изд.7 Б.С. Богумирский, "Руководство пользователя ПЭВМ" в 2-х книгах. Б.С. Богумирский, "MS-DOS 6.2" P. Хаселир.К.Фаненштихт, "Windows 3.1" P. Хаселир, К.Фаненштихт, "Word 6.0 for Windows" Н.Николь, Р.Альбрехт, "Excel 5.0" Электронная почта в системе MS-DOS. Руководство Relcom. Экономическая информатика. Учебник для ВУЗов. Microsoft Office 97 Professional. 6 книг в одной. И. Рогов, "Excel 97" С. Каратыгин, "Access-97" И. Рогов "Microsoft Office 97" Информатика. Учебное пособие. Виктор Пасько. "Word 97. Русифицированная версия" А. Колесников, "Excel 97. Русифицированная версия" Виктор Пасько. "Access 97. Русифицированная версия" В. Пасько. "Microsoft Office 97. Русифицированная версия" Периодическая печать - газеты, журналы и брошюры по вопросам информатики и вычислительной техники.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1877)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |