Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным
Учитель математики высшей категории Цапиева Тамара Васильевна Город Удомля Тверской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Удомельская средняя общеобразовательная школа № 5 С углубленным изучением отдельных предметов» E-mail: eljvkz88@ mail.ru Телефон: 89201618411 УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ (методическое пособие для учащихся 7-9 класс)
СОДЕРЖАНИЕ
· Пояснительная записка. · .Уравнения с параметром, сводящие к линейным. · .Квадратные уравнения с параметром. · Применение теоремы Виета и исследование расположения · корней квадратного уравнения относительно нуля. · Расположения корней квадратной функции относительно · заданных точек. · Решение биквадратных уравнений с параметром. · Уравнения с параметром, содержащие модуль.
Пояснительная записка.
Решение уравнений с параметрами можно считать деятельностью, близкой по своему характеру к исследовательской. Это обусловлено тем, что выбор метода решения, запись ответа предполагают определенный уровень сформированности умений наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать и проверять гипотезу, обобщать полученные результаты. Без сомнения, задачи с параметрами дают развивающий эффект, научный подход к решению задач. И в то же время наша программа не включает в себя этот важный раздел. С этим противоречием я и столкнулась, так как в наших школьных учебниках не содержится теоретического материала о решении заданий с параметрами, всего несколько упражнений, которые идут со звездочкой и не даются систематически. То есть, возникает противоречие между необходимостью увеличить объем информации, включаемый в общеобразовательную программу и возможностью ее усвоения каждым учеником. Предложенное методическое пособие может быть использовано на уроках математики в 7 - 9 классах.
Решение уравнений с параметром.
В школе первые представления о параметре мы получаем при изучении прямой пропорциональности; линейной функции; линейного уравнения; уравнения первой степени; квадратного уравнения; исследования количества корней квадратного уравнения в зависимости от значений параметра. Параметр, будучи фиксированным, но неизвестным числом, имеет как бы двойственную природу. Во-первых, предполагаемая известность позволяет «общаться» с параметром как с числом, а во-вторых,- степень свободы общения ограничивается его неизвестностью. Обычно в уравнении буквами обозначают неизвестные. Решить уравнение– значит найти множество значений неизвестных, удовлетворяющих этому уравнению. Иногда уравнения кроме букв, обозначающих неизвестные, содержат другие буквы, называемые параметрами. Тогда мы имеем дело не с одним, а с бесконечным множеством уравнений. При этом бывает, что при одних значениях параметров уравнение не имеет корней, при других – имеет только один корень, при третьих – два корня. При решении таких уравнений надо сначала найти множество всех допустимых значений параметров, а затем разбить это множество на части, в каждой из которых ответ выражается одной и той же функцией через параметры. .. Многие учащиеся слабо владеют методами их решения, часто воспринимают параметр как величину известную и проводят соответствующие выкладки без должного анализа различных ситуаций, диктуемых параметром. Отсюда неверные выводы, порою даже парадоксальные. Чтобы избежать этого, необходимо тщательно продумывать каждый шаг решения задачи с параметром, логически обосновывать любое преобразование, в котором участвует параметр.
Если в уравнении , кроме неизвестных, входят числа, обозначенные буквами, то они называются параметрами, а такое уравнение – параметрическим. Решить уравнение, содержащее параметр-это значит для каждого допустимого значения параметра найти множество всех значений данного уравнения.
Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным.
Рассмотрим уравнение (1) где - неизвестная величина, и - параметры уравнения. Достаточно очевиден следующий результат. Теорема. Если , то уравнение (1) при любом имеет единственное решение если и то уравнение (1) имеет бесчисленное множество решений (именно любое является решением уравнения (1); если и то уравнение (1) не имеет решений (т.е. ).
1). Для каждого допустимого значения параметра решить уравнение
Решение. В данном уравнении допустимыми являются любые значения параметра Уравнение равносильно такому уравнению: (2)
Используя теорему 1, получаем
а) если то уравнение (2) равносильно уравнению ⟺ б) если то уравнение (3) равносильно уравнению ⟺ в) если и то из (3) следует, что . Ответ. Если то если то если то
2.) Решить уравнение : Решение. Если не учитывать теории линейных уравнений, то в лучшем случае можно получить ответ , являющийся ошибочным, так как не учтены различные ситуации, связанные с параметром. Правильный же результат запишется так: Если то если то Ответ. Если то если то
3).Решить уравнение: Решение. Если не принять во внимание, что в данном уравнении параметр может принимать любые значения (в том числе и обращаться в нуль), то можно получит результат который является исчерпывающим лишь при . Если же то уравнение приводится к виду решением которого является любое число Ответ. Если то если , то
4).Решить и исследовать в зависимости от параметра уравнение:
Решение: возможны три случая: а) если , т о уравнение имеет единственное решение ; б) если , то , а тогда решений нет; в) то и уравнение имеет бесконечное множество решений .
Ответ: при при , решения нет; при .
5). Для каждого допустимого значения параметра решить уравнение
и указать все значения параметра, при которых корни уравнения больше Решение. В данном уравнении допустимыми являются любые значения параметра При каждом значении параметра уравнение равносильно системе
⟺ (3)
Решим сначала уравнении системы (3); оно линейно и по теореме 1 имеем: а) если то указанное уравнение равносильно такому уравнению: ⟺ ; б) если то . Найдем теперь те значения параметра при которых найденное решение уравнения удовлетворяет неравенствам из (3). 8∙ ⟺ ⟺ ⟺
Итак, если то данное уравнение имеет единственный корень если же или то данное уравнение корней не имеет . Найдем теперь те значения параметра при которых найденный корень превосходит . Имеем
⟺ ⟺
⟺ Ответ. Если то если или то Если то корень больше 6).Решить уравнение. Решение. Обозначим , где получим уравнение Подставим , получим , Откуда то есть . Возможны два случая: а) если т.е. , то решения нет; в) если т.е. , то , значит последнее уравнение имеет бесконечное множество решений . Однако надо проверить, что следовательно, исходное уравнение имеет решение .
Ответ: при , решений нет при , то
7).Решить уравнение. Решение: Уравнение равносильно системе:
Последнее уравнение перепишем в виде ; При получаем нет корней. При получаем единственное решение. Однако надо проверить, что
Ответ: при нет решения; при .
8).Решить уравнение. ОДЗ: Решение: Упростим уравнение. , , , , Последнее уравнение является линейным относительно х, и оно равносильно исходному в ОДЗ заданного уравнения. 1) При уравнение имеет единственное решение . Полученное решение входит в ОДЗ, если
Таким образом исходное уравнение имеет единственное решение при . 2) при линейное уравнение примет вид и, значит, имеет бесконечное множество решений , 3) при уравнение очевидно решений не имеет. Ответ: при при , при решений нет.
9).При каком значении а уравнение имеет единственное решение ОДЗ
Решение: Упростим уравнение:
Последнее уравнение является линейным относительно х , и оно равносильно исходному в ОДЗ заданного уравнения. При уравнение имеет единственное решение Полученное решение входит в ОДЗ, если ОДЗ Ответ: при Задачи для самостоятельного решения: 1). Найти значения параметра m , при которых уравнение а) имеет единственное решение, б) не имеет решений, в) имеет бесконечное множество решений.
Ответ: a) б) в) .
2) При каких значениях параметра а уравнение
имеет единственное решение Ответ .
3). При каких значениях параметра а уравнение
имеет единственное решение Ответ
4). При каких значениях параметра а уравнение имеет единственное решение Ответ: .
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3074)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |