Таблица 7
Эффект инновационных мероприятий по повышению конкурентоспособности товаров и эффективности деятельности предприятия ______________________
(наименование предприятия)
№ п/п
| Показатель
| Ед. изм.
| Значение эффекта и эффективности
|
|
|
|
|
1.
| Рост потребительской конкурентоспособности товара на рынке
|
|
|
1.1. (название товара)
| %
|
|
1.2. (название товара) и т.д.
| %
|
|
2.
| Надбавка к цене на единицу товара
|
|
|
2.1. (название товара)
| руб.
|
|
2.2. (название товара) и т.д.
| руб.
|
|
3.
| Дополнительная прибыль за счёт надбавки к цене продаж товара
|
|
|
3.1. (название товара)
| тыс.руб.
|
|
3.2. (название товара) и т.д.
| тыс.руб.
|
|
4.
| Дополнительная прибыль инновационных мероприятий
|
|
|
4.1. Инновационные мероприятия «на входе» предприятия – всего в т.ч.
| тыс.руб.
|
|
4.1.1.(содержание мероприятия)
| тыс.руб.
|
|
4.1.2.(содержание мероприятия) и т.д.
| тыс.руб.
|
|
4.2. Инновационные мероприятия во внутренней среде предприятия – всего в т.ч.
| тыс.руб.
|
|
4.2.1. .(содержание мероприятия)
| тыс.руб.
|
|
4.2.2. .(содержание мероприятия) и т.д.
| тыс.руб.
|
|
4.3. Инновационные мероприятия «на выходе» предприятия – всего в т.ч.
| тыс.руб.
|
|
4.3.1. .(содержание мероприятия)
| тыс.руб.
|
|
4.3.2. .(содержание мероприятия) и т.д.
| тыс.руб.
|
|
5.
| Годовой эффект в натуральных измерителях по предприятию
|
|
|
5.1. Сокращение численности работников предприятия
| чел.
|
|
5.2. Экономия сырья и материалов
| кг
|
|
5.3. Экономия технологической электроэнергии
| кВт-ч
|
|
5.4. Экономия технологического топлива
| т (м3)
|
|
5.5. Относительное высвобождение оборудования
| ед.
|
|
5.6. Относительное высвобождение зданий
| м2
|
|
6.
| Экономический эффект в стоимостном выражении
|
|
|
6.1. Дополнительные капитальные вложения
| тыс.руб.
|
|
6.2. Годовая дополнительная прибыль за счёт надбавки к цене и инновационных мероприятий
| тыс.руб.
|
|
6.3. Годовой экономический эффект
| тыс.руб.
|
|
6.4. Экономический эффект за срок «Т»
| тыс.руб.
|
|
7.
| Экономическая эффективность капитальных вложений в инновационные мероприятия
|
|
|
7.1. Рентабельность капитальных вложений
| %
|
|
7.2. Срок окупаемости капитальных вложений
| годы
|
|
| Финансовая эффективность проекта
|
|
|
8.1. Чистый дисконтированный доход
| ЧДД>0
|
|
8.2. Индекс рентабельности
| ИД>1
|
|
8.3.Срок окупаемости
| годы
|
|
Список литературы
1. Берман, Барри, Эванс, Джоэл, Р. Розничная торговля: стратегический подход, 8-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008.
2. Ершова Г.Е., Иовлева О.В. Инновационная деятельность предприятия: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд.-во урал. гос. ун-та, 2005.
3. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / К.В. Балдин и др.– М: Издательский центр «Академия», 2008.
4. Иовлева О.В. Инновационная деятельность и конкурентоспособность предприятия. – Екатеринбург: Изд.-во урал. гос. экон. ун-та, 2007.
5. Карпова Е.В. Ресурсы торгового предприятия: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005.
6. 12. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / С.Н. Лебедева. – 5-е изд., испр. – Минск: Новое знание, 2007.
7. Леманн Дональд Р. Управление продуктом: учебник для студентов вузов. /Дональд Р. Леманн, Рассел С. Винер; пер. с англ. – 4-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНН, 2008 (серия «Зарубежный учебник).
8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2001.
9. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие / кол. Авторов; под ред. А.А. Есютина и Е.В. Карповой. – 2-е изд., - М.: КНОРУС, 2008.
10. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб./Р.А. Фатхутдинов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркет ДС, 2008 (Университетская серия).
11. Хваткин Н.Г. Экономика оптовой торговли продовольствием: учебное пособие / Н.Г. Хваткин. – М.: Эксмо, 2007.
12. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: Учеб. пособие для студентов / В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 (Серия «Magistеr»).
13. Чепурной И.П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: учеб. пособие. М.: Изд-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
14. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник / Под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА – М, 2008.
Приложение А
Анкета для сравнительной характеристики поставщиков по товару _______________ (наименование товара)
Критерий
| Вариант оценки
| Максимальный балл
|
|
|
|
Тип
| Производитель, дилер, импортёр
|
|
Официальный эксклюзивный дистрибьютор (представитель производителя)
|
|
Один из официальных дистрибьюторов (представитель производителя, прямого импортёра)
|
|
Поставщик, работающий напрямую с эксклюзивным дистрибьютором (прямым импортёром)
|
|
Поставщик - перекупщик
|
|
Лояльность
| 100 – процентное выполнение всех требований. Стремление улучшать и развивать сотрудничество, находит взаимовыгодные решения
|
|
Выполнение требований в рамках, не требующих дополнительных затрат, поставщик безынициативен
|
|
Работа сведена до формального уровня: заказ – поставка - оплата
|
|
Качество работы
| Доставка товара в соответствии с графиком поставок, заказанным ассортиментом, по фиксированной закупочной цене, соответствующего качества
|
|
Есть нарушения по графику, цене, ассортименту, качеству товара, но быстро и без проблем устраняются
|
|
Более пяти нарушений
|
|
Логистика
| Бесплатная доставка в магазин/магазины
|
|
Бесплатная доставка на распределительный центр (РЦ)
|
|
Транспортные расходы включены в оплату отдельной статьёй или в цену товара
|
|
Самовывоз
|
|
Поставляемый ассортимент
| Более 100 наименований
|
|
От 50 до 100
|
|
От 20 до 50
|
|
Менее 20
|
|
Условия поставки (цена, отсрочка, доставка)
| Лучший поставщик в категории
|
|
Стандартные условия для автономного розничного предприятия
|
|
Стандартные условия для сетевого розничного предприятия
|
|
Стандартные условия для РЦ
|
|
|
|
Условия изменяются в зависимости от объёма поставки
|
|
Продвижение товара (без увеличение закупочной цены)
| Дополнительные инвестиции за выкладку, размещение на полках, ввод новых артикулов
|
|
Продвижение посредством дегустаций, промоакций. Предоставление скидок на товар, участвующих в акциях
|
|
Услуги мерчандайзера, продавца - консультанта
|
|
Ассортиментное и количественное выполнения заказа, в %
| 90% и выше
|
|
От 70 до 89%
|
|
От 50 до 69%
|
|
Менее 50%
|
|
Объём товарооборота за отчётный период (месяц, квартал)
| Более 1000000 руб.
|
|
От 500000 до 1000000 руб.
|
|
От 200000 до 500000 руб.
|
|
От 50000 до 200000 руб.
|
|
Менее 50000 руб.
|
|
Результаты оценки работы с поставщиком:
· более 75 баллов: партнёр, ориентация на расширение поставляемого ассортимента и увеличения товарооборота, развитие и укрепление сотрудничества; поддержка в продвижении новинок; приоритетная выкладка товаров; бесплатные выкладки товаров; размещение товаров поставщика в рекламных буклетах;
· от 60 до 75 баллов: основной поставщик; ориентация на увеличение товарооборота и ассортимента взамен улучшения сервиса и условий поставки;
· от 45 до 60 баллов: поставщик; переговоры по улучшению сервиса и условий поставки; при их отрицательном исходе – поиск новых поставщиков на поставляемый ассортимент;
· менее 45 баллов: временный поставщик; переговоры по улучшению сервиса и условий поставки; при их отрицательном исходе – отказ от сотрудничества и поиск новых поставщиков на поставляемый ассортимент; если их нет – отказ от ассортимента и замещение его аналогами (поставщик не может два месяца находиться в этой категории – либо после проведения переговоров он переходит в другую категорию, либо прекращает работу с ним).
По результатам рейтинга поставщиков определяется направление работы с ними. Процент поставщиков, относящихся к первым двум категориям, должен быть не менее70.
Приложение Б
Анкета оценки текущей деятельности предприятия розничной торговли _______________
(наименование предпр.)
№ п/п
| Вопросы
| Оценка в баллах
|
|
|
|
Взгляд на себя и свою способность к росту
|
| Следите ли за изменениями в вашей сфере деятельности, подписываясь на ведущие отраслевые издания и посвящённые общим вопросам бизнеса?
|
|
| Планируете ли вы получить чистый доход сверх вашей приемлемой зарплаты руководителя?
|
|
| Являетесь ли вы активным членом торговой ассоциации?
|
|
Отношения с покупателями
|
| Стараетесь ли вы целенаправленно обслуживать только избранные группы клиентов, а не все без исключения?
|
|
| Имеете ли вы чёткое представление об имидже вашего розничного предприятия, который хотели бы внушить вашим клиентам?
|
|
| Оцениваете ли вы результаты своей работы, опрашивая клиентов о том, что им нравится, а что- нет, и посещая магазины конкурентов для сравнения их ассортимента, цен и методов стимулирования сбыта с вашими?
|
|
Управление и надзор за персоналом
|
| Знает ли каждый сотрудник вашей фирмы, в чьём подчинении он находится?
|
|
| Передаёте ли вы полномочия непосредственным подчинённым, чтобы освободить себя от лишней рутинной работы?
|
|
| Спрашиваете ли вы мнение работников об ассортименте товаров, выборе новых товаров, планировке магазина, выставках товара и специальных мероприятиях по стимулированию сбыта?
|
|
| Применяете ли вы концепцию «управление с помощью постановки целей», т.е. определяете ли рабочие цели для самого себя и для каждого работника на предстоящий месяц или сезон и сверяете ли в конце каждого периода эти цели с фактическими результатами?
|
|
Контроль над товарными запасами
|
| Ведёте ли вы учёт продаж, запасов и закупок по разным типам товаров в своём отделе?
|
|
| Контролируете ли вы свои закупки в денежном эквиваленте с помощью системы «суммы, свободной для закупок»?
|
|
| Составляете ли вы контрольный список (т.е. список «всегда в продаже») для основных, регулярно заказываемых товаров, чтобы сверять с ним фактически имеющийся ассортимент?
|
|
| Обеспечиваете ли вы быстрый повторный заказ самых ходовых товаров и незамедлительное избавление от неходовых товаров?
|
|
| Принимаете ли вы соответствующие меры для сокращения случаев хищений и мелких краж в вашем магазине?
|
|
| Бюджетный контроль и эффективность
|
|
| При проведении контроля за операциями предприятия сравниваете ли вы постоянно фактические результаты с бюджетными прогнозами и изменяете ли свои планы мерчендайзинга, продвижения и расходов в зависимости от характера отклонений от прогноза?
|
|
| Изучаете ли вы данные по отрасли и сравниваете ли с ними результаты своей деятельности?
|
|
| Проводите ли вы анализ с точки зрения коэффициентов и процентов, а не только денежных единиц (долларов)?
|
|
| Используете ли вы разнообразные критерии эффективности, такие как чистая прибыль в процентах от собственного капитала, скорость оборота товарных запасов, валовая прибыль на инвестированный капитал и объём продаж в расчёте на квадратный метр площади торгового предприятия?
|
|
Закупки
|
| Проводите ли вы регулярные исследования рынка, чтобы быть в курсе товаров, цен и поставщиков, а не полагаться только на привычные источники поставок?
|
|
| При повторном заказе новых товаров, показавшим высокий потенциал продаж, ставите ли перед собой цель заказать достаточное их количество?
|
|
| Поддерживаете ли вы на одном уровне ассортимент в течение важных периодов продаж, смотря на то, что на нераспроданные товары, возможно, придётся снижать цены?
|
|
| Для товаров с коротким сезоном продажи определяете ли вы заранее время размещения первых заказов и пополнения запасов, длительность периода «пика» продаж, время начала распродажи по сниженным ценам и полного прекращения продажи?
|
|
| Используете ли вы преимущества всевозможных скидок и включаете ли их в свой письменные заказы?
|
|
Ценообразование
|
| Устанавливаете ли вы надбавку в процентах от розничной отпускной цены, а не в процентах от затрат (себестоимости)?
|
|
| Устанавливаете ли вы шкалы цен или зональные цены?
|
|
| Обеспечивают ли установленные вами цены адекватные надбавки в рамках конкурентоспособности цены?
|
|
| При установлении цен на новые товары и оценке затрат руководствуетесь ли вы тем, что по вашему мнению, покупатель сочтёт ценным?
|
|
| Прежде чем выставлять товары для распродажи по сниженным ценам, рассматриваете ли различные варианты их сбыта – специальные способы демонстрации, изменение упаковки или «пакетную» продажу вместе с другими товарами?
|
|
Выставки товара и планировка магазина
|
| Спланированы ли витрины таким образом, чтобы привлекать внимание, вызывать интерес, желание сделать покупку и побуждать клиентов зайти в ваш магазин для более близкого ознакомления с товарами?
|
|
| Уделяете ли вы столько же внимания выставкам товаров внутри магазина, как и витринам?
|
|
| Размещены ли у входов в магазин и в других оживлённых местах товары, которых покупатель не ищет специально, но склонен купить, если они попадутся ему на глаза (т.е. импульсивно)?
|
|
| Удачно ли расположены кассы?
|
|
| Находятся ли неторговые и офисные помещения вне торгового зала, каждый квадратный метр площади которого очень ценен?
|
|
| Занимаетесь ли вы получением, проверкой и маркировкой поступающих товаров в централизованных пунктах, а не в торговом зале?
|
|
Реклама и стимулирование сбыта
|
| Постоянно ли вы даёте рекламу с помощью хотя бы одного из подходящих средств: газеты, прямой почтовой рассылки, листовок, местного телевидения или радио?
|
|
| Стремитесь ли в каждом рекламном объявлении, помимо рекламы товаров, «подать» ещё и саму вашу фирму?
|
|
| Знакомите ли продавцов с вашими планами рекламы товаров и стимулирования сбыта регулярно и систематически?
|
|
| Консультируетесь ли с поставщиками по поводу помощи посредника в проведении акций по стимулированию сбыта их (поставщиков) товаров в вашем магазине?
|
|
| Проводите ли совместную рекламу с другими местными розничными торговцами?
|
|
| Постоянно ли предпринимаете усилия для того, чтобы получить бесплатное паблисити в местной прессе, на радио или телевидении?
|
|
Наличность и финансы
|
| Занимается ли кто-либо, кроме кассира или бухгалтера, просмотром почты и составлнением списков поступлений, которые следует проверить на соответствие депозитам?
|
|
| Размещаете ли вы на депозит в банке все ежедневные денежные поступления без задержки?
|
|
| Контролируете ли вы регулярно свои денежные потоки и принимаете ли меры для того, чтобы обеспечить в каждом периоде достаточное количество наличности для удовлетворения всех потребностей?
|
|
| Если у вас договорённость с банком о предоставлении кредита, позволяющая не только удовлетворять сезонные потребности, но и занимать средства в любое время, если возникнет срочная необходимость?
|
|
Бухгалтерский учёт
|
| Составляется ли баланс и проводится ли суммирование счетов на вашем предприятии ежемесячно?
|
|
| Используете ли вы современные кассовые терминалы для проведения торговых акций и современное оборудование для учёта дебиторской задолженности?
|
|
| Сохраняете ли вы данные о продажах, закупках, запасах и прямых затратах для различных типов товаров?
|
|
Налоги и юридические вопросы
|
| Нанимаете ли вы специалиста по налогообложению для изучения ваших бухгалтерских документов и составления налоговых деклараций в сложных случаях?
|
|
| Нанимаете ли вы хорошего юриста для консультаций по повседневным проблемам, которые могут иметь последствия юридического характера?
|
|
Планирование роста
|
| Много ли вы занимались долгосрочным планирование роста за последние несколько лет?
|
|
| Действуете ли вы решительно и творчески, когда видите необходимость каких – либо перемен?
|
|
| Осуществляете ли вы большинство изменений после тщательного анализа, а не в качестве реакции на кризисные ситуации?
|
|
| | | |
Примечание: Эти вопросы охватывают направления, основные для розничной торговли. Вы можете использовать анкету для того, чтобы оценить нынешнее положение дел на предприятии и , возможно, пересмотреть некоторые решения. На каждый вопрос отвечайте «Да» или «Нет».
Приложение В
Анкета оценки стратегического развития предприятия __________________
(назван.предприятия)
№ п/п
| Вопросы
| Оценка в баллах
|
| Долгосрочная миссия сформулирована чётко
|
|
| При разработке планов на будущее во внимание нынешнее положение фирмы
|
|
| Роль фирмы в бизнесе понятна
|
|
| Фирма активно стремится получить устойчивые конкурентные преимущества
|
|
| Слабые стороны компании выявляются и минимизировать
|
|
| Стиль руководства соответствует способу ведения бизнеса компанией
|
|
| Существует логичный долгосрочный и краткосрочный подход к ведению дел в выбранной фирмой сфере деятельности
|
|
| Существуют конкретные, реалистичные и измеримые долгосрочные и краткосрочные цели
|
|
| Этими целями руководствуются при разработке стратегии и распределении ресурсов
|
|
| Характеристики и потребности целевого рынка известны
|
|
| Стратегия соответствует выбранному целевому рынку
|
|
| Систематически составляются планы для каждого элемента комплекса стратегий:
А) расположение;
Б) ведение бизнеса;
С) мерчендайзинг и ценообразование
Д) коммуникации с покупателями
|
|
| Проводится наблюдение за неконтролируемыми факторами:
А) покупатели;
Б) конкуренты;
С) технология
Д) экономическая ситуация;
Е) сезонность;
Ф) законодательные ограничения
|
|
| Общая стратегия интегрирована
|
|
| Кратко- , средне- и долгосрочные планы взаимно совместимы
|
|
| В фирме знают, какое место занимает на рынке каждая группа товаров, предлагаемая услуга и формат бизнеса
|
|
| Тактика разрабатывается в соответствии со стратегическим планом
|
|
| Информация о стратегическом плане и его элементах передаётся соответствующим образом
|
|
| Фирма стремится регулярно получать объективные отзывы потребителей о каждом аспекте стратегического плана
|
|
| Осуществляется поиск информации о новых возможностях и угрозах
|
|
| После реализации стратегического плана постоянно проводится анализ сильных и слабых сторон, а также успехов и неудач компании
|
|
| Результаты изучаются так, чтобы снизить вероятность излишне бурной реакции фирмы на ситуацию
|
|
| Стратегические изменения вносятся по мере необходимости
|
|
| Изменения в стратегические планы вносятся до возникновения кризисных ситуаций
|
|
| Фирма избегает резких изменений стратегии (которые сбивают с толку покупателей, работников, поставщиков и др.)
|
|
| У компании есть Web – сайт или его планируют создать в ближайшее время
А) на сайте удалось адекватно передать имидж компании;
Б) структура сайта проста и понятна;
С) сайт обеспечивает быстрое и надёжное обслуживание клиентов;
Д) сайт регулярно обновляется
|
|
Примечание: Оцените деятельность предприятия по пятибалльной шкале (от1до5), где 1 соответствует высказыванию полностью соответствует истине» (отличное достижение), а 5 – «абсолютно не соответствует истине» (слабое достижение). Оценка от 3 и выше означает, что необходимо вносить улучшения в работу