Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность



2016-01-26 2184 Обсуждений (0)
Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность 0.00 из 5.00 0 оценок




Налоги — одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств содержания органов государст­венной власти и материального обеспечения его функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное назначение на­логов как источника средств, обеспечивающих деятельность го­сударства, сохранилось, хотя их роль стала многозначной.

Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов; с другой стороны, налоги — один из при­знаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловлен­ность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание.

Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязатель­ный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с органи­заций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оператив­ного управления денежных средств в целях финансового обеспече­ния деятельности государства и (или) муниципальных образова­ний.

Из данного определения выводятся основные признаки налога.

1. Обязательность.

Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанав­ливается государству в одностороннем порядке, без заключе­ния договора с налогоплательщиком, и взыскивается — в слу­чае уклонения от его уплаты — в принудительном порядке. Статья 57 Конституции РФ установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Следователь­но, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполне­ния налоговой обязанности. Обязательность уплаты служит од­ним из главных критериев, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, установленных ст. 41 Бюджетного кодек­са РФ (БК РФ).

2. Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность.

Закон­но уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм.

Согласно действующему законодательству налоги передаются, государству в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматри­вает, никаких личных компенсаций налогоплательщику.

3. Денежный характер.

Налог взимается посредством отчуж­дения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оператив­ного управления. В современных условиях все налоговые пла­тежи уплачиваются только в денежной форме. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не до­пускается.

Налог уплачивается из денежных средств, принадлежащих налогоплательщику. Следовательно, уплата налога или обраще­ние взыскания по налоговым недоимкам из денег, принадлежа­щих третьим лицам, не считается законным способом исполне­ния налоговой обязанности. Вместе с тем из принадлежащих налогоплательщику денежных средств может быть осуществле­но принудительное взыскание налоговой недоимки, независи­мо от того, где находятся эти средства — на банковском счете собственника или перечислены им в порядке предоплаты, пе­реданы по кредитному договору и т. д.

4. Публичное предназначение.

С древнейших времен налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности государ­ства и его органов. Взимание налогов — один из важнейших признаков государства и, одновременно, необходимое условие его существования. В условиях капиталистического способа производства и рыночных отношений ни одно мероприятие в государстве невозможно реализовать без материальной под­держки. Современные государства для пополнения своей казны используют и другие виды поступлений и платежей. Но на пер­вое место среди них по своему значению и объему выступают налоги. В России налоговые платежи составляют более 85% до­ходной части федерального бюджета.

На публичное предназначение налоговых платежей неодно­кратно обращал внимание Конституционный Суд РФ.

2. Соотношение налогов и иных обязательных платежей

В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничи­вает понятия «налог» и «сбор», что является воспроизведени­ем тех признаков данных категорий, которые сформирова­лись в процессе правоприменительной деятельности, опреде­лены и разъяснены в постановлениях Конституционного Суда РФ.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий со­вершения в интересах плательщиков сборов государственными ор­ганами, органами местного самоуправления, иными уполномочен­ными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основным условием, сопровождающим уплату сбора, и од­новременно признаком, отличающим сбор от налога, является совершение для плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых действий. Под ними следует понимать разновидность юридических фактов (закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жиз­ненные обстоятельства), наступление которых влечет юридиче­ские последствия в виде возникновения, изменения или пре­кращения правоотношений.

В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям также относятся предоставление определенных прав и выдача разрешений (ли­цензий).

Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопрово­ждается определенной целью частного субъекта получить воз­мездную услугу от государства. Данный признак характеризует сборы и пошлины как индивидуальные платежи.

Сбор взимается, как правило, за обладание специальным правом (например, сбор за право торговли).

Пошлина взимается в качестве мате­риальной компенсации государству за пользование государст­венным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к судебному рассмотрению, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий).

Сборы отличаются от налогов по способам нормативного правового установления. Налоги могут быть установлены толь­ко законодательством о налогах и сборах. Установление сборов допускается актами иных отраслей права.

Налог и сбор четко разграничиваются по сле­дующим юридическим характеристикам.

1.По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных дохо­дов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

2.По цели. Цель налогов — удовлетворение публичных по­требностей государства или муниципальных образований; цель сборов — удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

3.По обстоятельствам. Налоги представляют собой безус­ловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, пре­доставляемую плательщику государственным (муниципальным)учреждением, который реализует государственно-властные полномочия.

4.По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

5.По периодичности. Налогам свойственна определенная пе­риодичность; сбор обычно носит разовый характер и его уплата происходит без определенной системы.

Таким образом, в отличие от налогов сборы индивидуальны и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

3. Функции, виды налогов и способы их классификации.

Основные функции налога:

1. Фискальная (от лат. Фискус — государственная казна). В соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение — на­сыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества. В период становления буржуазного государства эта направленность налогов считалась единственной. Однако к концу XIX в. новая концепция нало­гов рассматривает их как социальный регулятор, орудие ре­форм, и к концу 30-х гг. XX в. налоги считаются и средством регулирования экономики, обеспечения стабильного экономи­ческого роста.

2.Регулирующая функция служит своеобразным дополнени­ем предыдущей и затрагивает регулирование, как производства, так и потребления (например, косвенные налоги). При этом регулирующий механизм существует объективно и влияет на плательщиков независимо от воли государства. Очень часто подданной функцией понимают лишь предоставление льгот от­дельным отраслям или производителям. Однако налоговое ре­гулирование — более сложный механизм, учитывающий не только налоговое давление, но и перспективы того или иного вида деятельности, уровни доходности и т. д.

3.Контрольная функция реализуется в ходе налогообложе­ния при регламентации государством финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятий и организаций, получении до­ходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого налога в отдельности, про­веряется, насколько налоги соответствуют реализации цели.



2016-01-26 2184 Обсуждений (0)
Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)