Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4.2 Торговый транспорт и контейнерные перевозки



2016-01-26 1442 Обсуждений (0)
Тема 4.2 Торговый транспорт и контейнерные перевозки 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель: Изучить назначение и классификацию автомобильных транспортных средств, контейнеров; использование тары-оборудования для укладки, хранения, транспортировки фасовочных и штучных грузов от промышленных предприятий (баз, складов) до торговых залов магазинов, ответить на тесты, контрольные вопросы.

 

Содержание

4.2.1 Назначение и классификация автомобильных транспортных средств используемых в торговле.

4.2.2 Контейнеры и контейнерные перевозки товаров.

4.2.3 Тара - оборудование используемая в торговле.

4.2.4 Выводы по теме «Торговый транспорт и контейнерные перевозки».

4.2.5 Тесты по теме «Торговый транспорт и контейнерные перевозки».

4.2.6 Контрольные вопросы по теме «Торговый транспорт и контейнерные перевозки».

 

4.2.1 Назначение и классификация автомобильных транспортных средств используемых в торговле.

Для обеспечения непрерывного процесса товародвижения от поставщика до потребителя используются различные наземные транс­портные средства. В зависимости от территории, обслуживаемой транспортом, различают четыре вида транспортных перевозок:

- международные;

- междугородние;

- внутригородские;

- внутри предприятий и цехов.

Автомобильные транспортные средства разделяются на две группы:

- транспортные средства общего назначения, предназначенные для перевозки пассажиров или грузов;

- специальные транспортные средства, имеющие в своем соста­ве установки, обеспечивающие выполнение специальных (на­пример, погрузочно-разгрузочных) операций.

В каждой группе автомобильные транспортные средства классифицируются по проходимости, типу двигателя и грузоподъемнос­ти. На рис. 4.11 приведена классификационная схема автомобиль­ного транспорта, используемого для транспортировки товаров в контуре "Поставщик - Транспорт - Торговля". Технико-экономические расчеты показывают, что перевозки грузов специализированным транспортом на 20-25% дешевле, чем транспортом общего назначения, которым в настоящее время перевозится более 50% грузов в торговле. Учитывая, что транспортные издержки в контуре "Поставщик - Транспорт - Торговля" составляют более 20% всех затрат, их снижение представляет собой важную задачу в деле повышения эффективности торгово-технологических процессов.

Рассмотрим общие представления об устройстве специализиро­ванного транспорта, который делится на транспортные средства с поддержанием определенного температурного режима перевозки товаров и автомашины, оборудованные грузоподъемными механизмами.

       
 
 
   
Рисунок 4.11 - Классификация транспортных средств

 

 


Транспорт с поддержанием температурного режима перевозки предназначен для перевозок скоропортящихся пищевых продуктов в охлажденном или замороженном виде. Различают два вида холодильного автотранспорта: изотермические автомобили и авторефрижераторы. Изотермические автомобили представляют собой автомобили с теплоизолированным кузовом и специальными системами поддержания внутри кузова требуемой температуры.

Теплоизолированный кузов представляет собой штампосварной каркас с внутренней и наружной металлической оболочками, внутри которых размещается пенопластмассовая теплоизоляция (толщиной 70-100мм). При перевозке замороженных продуктов на близкие расстояния аккумулированного в продукте холода достаточно для поддержания требуемой температуры в течение всего рейса. При большей продолжительности рейсов для поддержания пониженных температур внутри изотермического кузова помещают водный или сухой лед или зероторы. Зероторы представляют собой емкости, в которых размещается эвтектический раствор с температурой замерзания около - 15оС. Зеротор до его установки в кузов машины помещают в морозильную камеру, в результате чего эвтектический раствор переходит в твердое состояние. При установке зероторов в кузове машины происходит постепенное таяние раствора за счет поглощения теплоты от окружающего воздуха, в результате чего в кузове поддерживается пониженная температура.

При перевозке в зимнее время продуктов, которые могут испортится при переохлаждении (овощи, картофель и т.д.) специализированный автотранспорт оборудуется системами подогрева за счет отбора теплоты от выхлопных газов двигателя.

В табл. 4.1 приведены основные технические характеристики специализированных автомобилей с изотермическим кузовом.

Авторефрижераторы представляют собой специализированный автотранспорт с индивидуальной холодильной установкой и теплоизолированным крытым кузовом. В зависимости от уровня минусовой температуры в кузове авторефрижераторы разделяются в следующие три класса:

- класс "А" обеспечивает температуру в кузове автомобиля

t = от -12 до 0оС;

- класс "В" обеспечивает температуру в кузове автомобиля

t = от -12 до -10оС;

- класс "С" обеспечивает температуру в кузове автомобиля

t = от -20 до -12оС.

Кузов авторефрижератора снабжен штампосварным каркасом, который изнутри имеет алюминиевую или оцинкованную обшивку, а снаружи - стальную обшивку. В задней стенке расположена двухстворчатая дверь, а на передней стенке или в передней части кузова в специальном отсеке устанавливается холодильная установка. На передней стенке кузова крепится весь холодильный агрегат. Внутри кузова находятся испаритель, вентилятор, теплообменник, терморегулирующий вентиль и друге вспомогательное оборудование. Вне кузова располагаются холодильно-силовая часть и приборы управления и контроля. В качестве хладагентов современных компрессионных холодильных установок применяются фреон, хладоны. В последнее время в качестве холодильных установок в авторефрижераторах все большее распространение получают холодильные установки с охлаждением сжиженным газом (азотом, воздухом, углекислым газом). Наибольшее применение получили системы охлаждения сжиженным азотом.

В табл. 4.1, 4.2 приведены основные технические характеристики автомобилей для перевозки пищевых продукции.

 

Таблица 4.1 – Технические характеристики автомобилей с изотермическим кузовом

Показатели ГЗСА-3702 ГЗСА-3706 ЕрАЗ-37301 ГЗСА-889 с обогрев. кузова
Грузоподъемность, кг
Внутренние размеры кузова, мм: длина ширина высота        
Объем кузова, м3 14,2 14,4 6,1 14,2
Погрузочная высота, мм
Проем двери, мм: ширина высота        

 

Автомобили с грузоподъемными механизмами предназначены для выполнения операций погрузки и разгрузки грузов из кузова самого автомобиля или рядом стоящего и применяются, как правило, при пакетных (контейнерных) перевозках. Такие автомобили целесообразно использовать для перевозки грузов на малые расстояния (20-30 км) при объеме переработки 5‑10т/сутки. В зависимости от вида используемого грузоподъемного механизма автомобили подразделяются на машины с подъемным краном и с грузоподъемным бортом.

Грузоподъемный гидрокрановый механизм может быть смонтирован как в центре грузовой платформы, так и между кабиной и кузовом, при этом грузоподъемность крана варьирует от 0,55 до 2,5 т.

Рассмотрим работу грузоподъемного механизма, размещаемого между кабиной и кузовом. Гидрокрановая установка работает следующим образом.

Основанием грузоподъемного механизма служит трубчатая металлическая колонна, монтируемая на специальной раме. На колонне устанавливается поворотная складывающаяся грузоподъемная стрела. Складывание и подъем стрелы осуществляется с помощью гидроцилиндров, в которые под давлением поступает масло из гидроусилителя управления краном. В положении для транспортирования крана она складывается и помещается в пространстве между кабиной и кузовом. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ в зависимости от месторасположения груза стрела в сложенном горизонтальном положении подводится к грузу и с помощью грузоподъемного крюка груз подвешивается к ней. Стрела складывается, поднимается и, перемещает груз по кузову и опускает его в требуемое место в кузове. Гидроподъемный механизм оборудуется выносным кнопочным пультом управления.

Таблица 4.2 - Технические характеристики авторефрижераторов

Показатели IA4 ЛуМ3-89ОЕ ЛуМ3-8930
Грузоподъемность, кг
Внутренние размеры кузова, мм: длина ширина высота      
Объем кузова, м3 11,2 10,0 10,0
Погрузочная высота, мм
Проем двери, мм: ширина высота      
Диапазон регулирования температуры, °С От -18 до 4

Автомобили с грузоподъемным бортом обеспечивают погрузку и разгрузку груза при различной высоте кузова и приемной эстакады. При этом в отдельных случаях можно поднимать грузы с уровня земли до уровня пола кузова.

Грузоподъемные устройства могут быть вилочные для грузов цилиндрической формы (бочки, рулоны бумаги и др.) или платформенные, встроенные или навесные (съемные), с тросовым или рычажным механизмами подъема, с гидравлическим или электромеханическим приводом. Автомобили в общем случае снабжены задней двухстворчатой дверью, раскрываемой, как правило, на 270°. В отдельных случаях в закрытом положении грузоподъемная платформа является дверью, закрывающей заднюю часть кузова по всей ширине и высоте.

Грузоподъемность механизма с грузоподъемным бортом - от 0,5 до 3т при времени цикла подъема и опускания около 10-12 с и погрузочной высоте до 1,4 м. Как правило, грузоподъемный борт представляет собой сварную раму, выполненную из гнутых профилей с листовым металлическим настилом. Опускание и подъем борта осуществляется с помощью подъемников соответствующего типа. Для удержания подъемной площадки в горизонтальном положении имеются цепи.

4.2.2 Контейнеры и контейнерные перевозки товаров.

Перевозка грузов в контейнерах является наиболее прогрессивной формой завоза товара в магазины. При контейнерных перевозках, как правило, используется высокопроизводительное погрузочно-разгрузочное оборудование, что позволяет максимально механизировать процесс, ускорить работы по погрузке и разгрузке грузов и исключить тяжелый ручной труд, сократить операции по обработке товарных потоков в магазинах, сократить количество работников, занятых на транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работах на транспорте и в розничной торговле, повысить эффективность использования транспортных средств, снизить их простой и сократить затраты на изготовление тары. При этом наиболее рационально применять контейнеры и поддоны, кратные габаритным размерам кузова транспортного средства. В этом случае грузы плотно размещаются в кузове автомобиля и при движении не раскачиваются и не перемещаются. Кроме того, при применении пакетных грузов (контейнеров, грузов на поддонах) эффектив­нее используется складская и торговая площади.

Грузовым контейнером называется единица транспортного обо­рудования, многократно используемая на одном или нескольких видах транспорта, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов, с приспособлениями, обеспечивающими меха­низированную установку и снятие ее с транспортных средств.

По назначению контейнеры классифицируются на универсаль­ные и специализированные.

Универсальные контейнеры используются для доставки различных грузов (обувь, ткани, консервы и т.п.), не требующих особых условий при транспортировке и хранении. Универсальные контейнеры (табл. 10.3) по грузоподъемности подразделяются на крупнотоннажные (грузоподъемностью 10, 20 и 30т), среднетоннажные (грузоподъемностью 2,5, 3 и 5т) и малотоннажные (грузоподъемностью 0,625 и 1,25т). Малотоннажные универсальные автомобильные контейнеры типа АУК-125 и АУК-0,625 используются только для автомобильных перевозок, их размеры не кратны размерам железнодорожного подвижного состава. Все универсальные контейнеры, металлические, закрытого типа с водонепроницаемыми двустворчатыми дверями с запорными устройствами в торцевой стенке.

Для доставки грузов определенной категории используют специ­ализированные контейнеры, оборудованные, в отличие от универсальных, соответствующими приспособлениями (фиксирующими, обеспечивающими режим хранения и т.п.). В специализированных контейнерах перевозят овощи, картофель, скоропортящиеся продукты, одежду и т.п.

По конструкции различают контейнеры с жестким каркасом, полужесткие и эластичные в зависимости от материала, из которого они изготовлены. Для перевозки скоропортящихся продуктов используют изотермические контейнеры, выполняемые обычно деревянно-металлическими с тепловой изоляцией.

Прогрессивная технология перемещения штучных грузов основана на укрупнении транспортных единиц за счет укладки товаров на поддоны, приспособленные для удобного захвата их вилочными погрузчиками, штабелеукладчиками и различными тележками с подъемными вилками.

На поддоне могут быть уложены любые товары во всевозможной таре-мешках, бумажных пакетах, ящиках (самые разнообразные грузы превращаются в единую транспортную единицу).

Транспортировка товаров на поддонах от изготовителя до предприятия оптовой и розничной торговли сокращает необходимость ручной переукладки товаров, позволяет эффективно механизировать операции, резко повышает производительность труда, сокращает простой автомобильного и железнодорожного транспорта, обеспечивает лучшее использование складской емкости. Поэтому применение поддонов во всей системе транспортировки и хранения товаров является основным направлением рационализации перемещения грузов.

Для этой цели используются поддоны плоские деревянные, а также металлические с размерами 850×1000мм, 800×1200мм и 1000×1200мм; поддоны ящичные и стоечные с размерами 800×1200мм и 1000×1200мм.

Поддоны с одинаковым грузом могут укладываться на хранение в сплошные штабеля высотой до 4-5 метров. Однако это возможно лишь в том случае, если груз на поддонах обладает достаточной несущей способностью, то есть может воспринять давление верхних поддонов с товаром.

При недостаточной несущей способности самой тары применяются стоечные поддоны, служащие опорой для верхних поддонов.

При сложном ассортименте товаров и необходимости иметь свободный доступ к любому поддону, находящемуся на хранении, применяется установка поддонов на стеллажи.

Для стеллажного хранения обычно используются металлические стеллажи, рассчитанные на установку в них стандартных поддонов с пакетированным грузом.

Внедрение перевозок и хранения грузов на поддонах (пакетных) осуществляется в торговых складах, плодоовощных базах, крупных магазинах, фабриках заготовочных, холодильных и других предприятиях торговли и ресторанного хозяйства.

По конструкции поддоны делятся на плоские, ящичные и стоечные.

В отечественной и мировой практике пакетных перевозок при­меняют поддоны следующих размеров (в мм) в плане: 800´1000, 800´1200, 1000´1200, 1100´1400, 1200´1600, 1200´1800. Эконо­мически целесообразные размеры поддонов зависят от совокупности требований, предъявляемых к перевозимому грузу, погрузочно-разгрузочным механизмам, складским помещениям, внутреннему объему транспортных средств и контейнеров.

Большее распространение получили плоские поддоны размером в плане 800х1200мм или 1000х1200 мм. Материалом для изготовления поддонов служат дерево и пластмасса. Наиболее часто применяют деревянные поддоны. Грузоподъемность плоских поддонов 1000 кг, их собственная масса около 25 кг. Различают одно- и двухнастильные поддоны. В зависимости от возможности ввода вилочного захвата с двух противоположных или четырех сторон поддоны делятся на двухзаходные и четырехзаходные.

Стоечные поддоны представляют собой площадки с надстройкой в виде свободно стоящих или скрепленных связями вертикальных складных или съемных стоек (обычно по углам). Их применяют для пакетирования грузов, прочность тары которых не допускает штабелирования в несколько ярусов по высоте, и для перевозки внутри предприятий продукции, неустойчиво лежащей на плоских поддонах (например, для транспортировки мороженных мясных туш). Стоечные поддоны для длительного хранения не используются.

Ящичные поддоны выпускают в виде площадок с надстройками в виде стенок и крышек (при необходимости). Очень широко применяются для транспортировки различных видов плодоовощной продукции россыпью и продукции в потребительской таре, что позволяет отказаться от мелкой транспортной тары (ящиков) и дает возможность комплексно механизировать все погрузочно-разгрузочные работы у поставщиков и потребителей. Различают деревометаллические или металлические жесткие, складные и разборные ящичные поддоны. Наибольшее применение получили складные и разборные поддоны, характеристика которых приведена в табл.10.4.

4.2.3 Тара-оборудование используемая в торговле.

Разновидностью контейнеров и жестких ящичных поддонов, используемых в торговле, является тара-оборудование. Тара-оборудование предназначено для укладки, хранения, транспортировки фасованных и штучных товаров от промышленных предприятий (или торговых баз) до торговых залов магазинов и для продажи из нее товаров методом самообслуживания.

Тара-оборудование выполняет последовательно функции про­изводственной, транспортной тары и немеханического торгового оборудования. Поэтому его конструктивное решение должно со­ответствовать требованиям, предъявляемым как к торговому оборудованию, так и к производственной и транспортной таре.

При этом тара-оборудование, как правило, оснащается колесами. Это позволяет легко и быстро перемещать его в удобное для хранения или продажи место в магазине, а также широко использовать при транспортировке в автомобили с грузоподъемным бортом. Однако важным условием, которое необходимо выполнять при применении тары-оборудования, является обеспечение кратности его габаритов размерам грузовых платформ (кузовов, фургонов и т.д.) используемых транспортных средств.

Как тара, это оборудование должно быстро заполняться товаром, обеспечивать достаточную прочность конструкции, возможность перемещения его в загруженном виде одним человеком (в случае применения контейнеров, способных катиться), штабелирования в несколько ярусов, применения стандартных подъемно-транспортных средств, обеспечивать сохранность товара при транспортировке и хранении, быть недорогим, технологичным и ремонтопригодным. Как торговое оборудование, устанавливаемое в торговом зале магазина, оно должно иметь привлекательный внешний вид, обеспечивать свободный доступ покупателя к товару, возможность легко проверить качество товара при приемке его в магазине.

Специализированные контейнеры:

А - металлический решетчатый, разделенный на отдельные полки с люками (дверцами). Он установлен на четырех обрезиненных колесах с раздельным поворотом, масса около 80 кг. Контейнер вмещает фасованных овощей, фруктов, картофеля до 300 кг;

Б - каркасный из тонкостенных труб на четырех роликах. Он имеет ручки погрузки-выгрузки, его масса около 15 кг. Размеры 1000´600´1600 мм. Легкий тент, прикрепленный к каркасу контейнера кнопочными застежками, предохраняет товары в процессе перевозки от пыли и загрязнения;

В - трансформирующийся контейнер грузоподъемностью до 200 кг. Масса порожнего контейнера 30 кг. Он изготовлен из алюминия. Размеры 1200´660´1360 мм. Колеса расположены с четырех сторон платформы. Средние расположенные на продольной стороне, выше торцевых на 10 мм, поэтому во время езды или на стоянке платформа опирается на три точки. Такое расположение колес придает платформе контейнера большую маневренность. Стояночный тормоз действует на два средних неуправляемых колеса. Контейнер предназначен для перевозки и продажи из него продовольственных товаров: бакалейных, в бутылочной таре, кондитерских и других изделий.

 

4.2.4 Выводы по теме «Торговый транспорт и контейнерные перевозки».

Автомобильным транспортом осуществляется процесс товародвижения от поставщика до потребителя. Автомобильный транспорт классифицируется на машины общего и специального назначения, которые подразделяются по проходимости, по типу двигателя, по грузоподъемности. Чтобы ускорить процессы по обработке товарных потоков рационально перемещать грузы на поддонах и в контейнерах. По назначению контейнеры классифицируются на универсальные и специализированные. Универсальные контейнеры подразделяются на крупнотоннажные, среднетоннажные, малотонножные. По конструкции различают контейнеры с жестким каркасом, полужесткие и эластичные. Для перевозки скоропортящихся продуктов используют изотермические контейнеры.

Укрупнение транспортных единиц осуществляется за счет укладки товаров на поддоны, перемещение которых может осуществляться электропогрузчиками, штабелеукладчиками, тележками с гидравлическими подъемами вил.

 

4.2.5 Тесты по теме «Торговый транспорт и контейнерные перевозки».

Вопрос 1.

К классам авторефрижераторного транспорта А, В, С выбрать температурные режимы:

а) от -12 до -10оС;

б) от -20 до -12оС;

в) от -12 до 0оС.

 

Вопрос 2.

Определить соответствие между правой и левой колонками. Какие признаки классификации относятся к контейнерам (А), какие к поддонам (Б).

А – поддоны а) универсальные;

Б – контейнеры б) стоечные;

в) плоские;

г) ящечные;

д) специализированные.

Вопрос 3.

Определить соответствие между правой и левой колонками. Какие признаки классификации относятся к контейнерам (А), какие к поддонам (Б).

А – поддоны а) жесткий каркас;

Б – контейнеры б) ящечный;

в) плоский;

г) эластичный;

д) полужесткий;

е) стоечный.

Вопрос 4.

Укажите правильные варианты ответов. Контейнеры, используемые для доставки товаров в магазин, выполняют функции:

а) транспортной тары;

б) транспортной тары и оборудования;

в) оборудования для выкладки товаров.

Вопрос 5.

Укажите правильные варианты ответов. При завозе товаров в магазин в таре-оборудовании, какие технологические операции требуются:

а) подготовка товара к продаже;

б) фасовка товара;

в) упаковка товара;

г) перечисленные операции не требуются.

 

Вопрос 6.

Укажите правильные варианты ответов. Определить количество тары-оборудования, если необходимо принимать в день 600 кг овощей, вместимость тары оборудования 300 кг, уровень товарных запасов в магазине 2 дня.

а) 13;

б) 11;

в) 14.


Вопрос 7.

Определить соответствие между правой и левой колонками. Выбрать преимущества применения.

А – поддонов а) механизация погрузочно-разгрузочных

работ;

Б – контейнеров б) сокращение количества работников и

погрузочно-разгрузочных работах;

В – тары-оборудования в) сокращение простоев автотранспорта;

г) исключение ручного труда;

д) ускорение выполнения погрузочно-

разгрузочных работ.

Вопрос 8.

Укажите все правильные варианты ответов. Тара-оборудование, используемая для доставки товара в магазин самообслуживания, выполняет функции:

а) производственная тара;

б) транспортная тара;

в) немеханическое торговое оборудование;

г) совмещает функции производственной, транспортной тары, немеханического торгового оборудования.

Вопрос 9.

Определите соответствие между правой и левой колонками. Какие признаки классификации относятся к:

А – контейнерам а) одно-, двухнастильные;

Б – поддонам б) двухзаходные и четырехзаходные;

В – таре-оборудования

Вопрос 10.

Какие признаки классификации относятся к универсальным или специализированным контейнерам. Определите соответствие между правой и левой колонками.

А – специализированные контейнеры а) крупнотоннажные;

б) среднетоннажные;

Б – универсальные контейнеры в) малотоннажные.

 

 

4.2.6 Контрольные вопросы по теме «Торговый транспорт и контейнерные перевозки».

1. По каким признакам классифицируются транспортные средства?

2. Как устроены изотермические автомобили и авторефрижераторы? Что общего в их устройстве и в чем отличие?

3. Как устроены автомобили с грузоподъемными механизмами?

4. По каким признакам классифицируются контейнеры?

5. По каким признакам классифицируются поддоны?

6. Какие функции тары-оборудования?

7. Перечислите преимущества транспортирования продовольственных и непродовольственных товаров:

- на поддонах;

- в контейнерах;

- в таре-оборудовании.

8. Приведите примеры применения поддонов, контейнеров, тары-оборудования в универсамах.

9. Как устроены:

- поддоны;

- контейнеры?

10. Как устроены деревянные плоские поддоны? В чем отличие их?

11. Чем отличаются универсальные и специальные поддоны?

12. Чем отличаются универсальные и специализированные контейнеры?

13. Какие признаки классификации универсальных контейнеров по массе?

14. Какие признаки классификации специализированных контейнеров?

 




2016-01-26 1442 Обсуждений (0)
Тема 4.2 Торговый транспорт и контейнерные перевозки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4.2 Торговый транспорт и контейнерные перевозки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)