Занятие № 5. Классификация согласных звуков. Принципы классификации согласных
1. Назовите принципы классификации согласных. 2. Приведите акустическую классификацию согласных. Что такое сонорные согласные? Чем они отличаются от шумных? С чем связано деление согласных на звонкие и глухие? 3. Объясните значение выражений: «место образования согласных», «способ образования согласных». На какие группы делятся согласные по этим параметрам? 4. Что такое аффриката? Что общего между аффрикатами и взрывными звуками; аффрикатами и фрикативными? 5. Какую роль при произнесении согласных играет мягкое небо (нёбная занавеска)? 6. Как объяснить изменение [м>б], [н>д] в произношении при насморке? («у бедя дасборг» вместо «у меня насморк»). 7. Что такое палатализация звука?
1. Определите согласные звуки, образованные с помощью следующей артикуляции: а) задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска опущена (для немецкогои английского языков); б) губы сомкнуты, голосовые связки не дрожат, нёбная занавеска прижата к стенке зева; в) кончик языка смыкается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска прижата к стенке зева, боковые края языка опущены; г) губы сомкнуты, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска опущена; д) кончик языка поднимается и загибается назад, периодически соприкасаясь с твердым нёбом, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска поднята; е) нижняя губа сближается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска поднята; ж) передняя часть спинки языка сближается с твердым нёбом, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска поднята; з) кончик языка упирается в альвеолы, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска опущена (для немецкого, английского языков).
2. Определите согласные звуки по следующим признакам: а) шумный, губно-зубной, щелевой, звонкий, мягкий; б) шумный, заднеязычный, щелевой глухой, твердый; в) шумный, переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твердый; г) шумный, переднеязычный, зубной, взрывной, глухой, мягкий; д) шумный, переднеязычный, нёбный, фрикативный, звонкий; е) сонорный, переднеязычный, зубной, смычно-боковой, мягкий; ж) сонорный, переднеязычный, нёбный, дрожащий, мягкий; з) сонорный, губно-губной, носовой, мягкий; и) шумный, переднеязычный, зубной, аффриката, глухой.
3. Определите, о гласных или о согласных идёт речь, и назовите звуки: а) передний ряд, верхний подъем, нелабиализованный; б) переднеязычный, зубной, фрикативный, звонкий; в) губно-губной, смычно-носовой; г) средний ряд, средний подъем, нелабиализованный; д) задний ряд, средний подъем, носовой, лабиализованный.
4. Дайте полную характеристику следующих звуков: а) [д, з, м, х, н, б]; б) [в, ц, г, ж, к, л, ш]; в) немецк. [t,h, pf, r]; г) английск. [d, w r]; д) франц. [l, r, g, h].
5. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: яма, ехать, чай, ошибка, несчастье, еж, день, лист, фильм.
6. Определите слово русского языка, в состав которого последовательно входят следующие звуки: А. А)согласный переднеязычно-зубной, взрывной, звонкий, твёрдый; Б) гласный среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный; В) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твёрдый. Б. А) гласный заднего ряда, верхнего подъёма, лабиализованный; Б) согласный переднеязычный, нёбный, фрикативный, глухой, твёрдый; В. А) согласный переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твёрдый; Б) гласный среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованный. Г. А) согласный переднеязычный, зубной, взрывной, глухой, мягкий; Б) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твёрдый; В) гласный среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованный. Д. А) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, твёрдый; Б) гласный заднего ряда, верхнего подъёма, лабиализованный; В) согласный сонорный, переднеязычно-нёбный, вибрант, твёрдый; Г) гласный заднего ряда, среднего подъёма, лабиализованный; Д) согласный заднеязычный, взрывной, глухой, твёрдый. Е. А) согласный переднеязычно-нёбный, смычно-щелевой, глухой, мягкий; Б) гласный переднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный; В) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий; Г) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий.
7. Решите следующие звуковые пропорции: а) [п:т=w:?] б) [м:н=п:?] в) [с:н=w:?] г) [ц:ч=с:?] д) [т:к=н:?] е) [с:g=т:?] ж) [х:ŋ=с:?] з) [г:g=д:?] и) [д:т=б:?=?:х]; к) [с:с’=б:?=?:л’]; л) [п:т=б:?=?:ш=м:?].
8. Какие получаются слова, если прочесть звуки данных слов в обратном порядке: ель, лён, куль, толь, ноль, лёд, лоб, ток?
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1469)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |