Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изменения в государственном аппарате и праве в 1945–1953 гг



2016-01-26 864 Обсуждений (0)
Изменения в государственном аппарате и праве в 1945–1953 гг 0.00 из 5.00 0 оценок




В послевоенные годы основными задачами государства были восстановление разрушенного народного хозяйства, его дальнейшее развитие и перестройка военной промышленности на производство мирной продукции. В результате изменения международной обстановки резко возросла внешнеполитическая и внешнеэкономическая активность СССР, повысился его международный авторитет, развиваются дипломатические отношения.

Возникает новая система государств - социалистический лагерь, основой которого становится развитие сотрудничества и взаимопомощи государств мировой системы социализма. В 1949 г. была создана межправительственная экономическая организация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Параллельно шел процесс распада мировой колониальной системы, многие освободившиеся страны шли на сотрудничество с СССР.

В результате в мире сложилось два центра силы. НАТО (1945 г.) и Организация Варшавского договора (1955 г.), противостояние которых было названо холодной войной, сопровождавшейся гонкой вооружений под постоянной угрозой атомной войны с участием главных ≪действующих лиц≫ - США и СССР.

С окончанием войны произошла и перестройка государственного аппарата: в феврале 1946 г. проводятся выборы в Верховный Совет СССР, годом позднее - в Верховные советы союзных и автономных республик; упраздняются чрезвычайные и военные органы, их функции передаются отраслевым органам; с 1946 г. СНК СССР, совнаркомы союзных и автономных республик переименовываются в соответствующие Советы министров, а наркоматы - в министерства.


Реорганизация системы управления характеризуется введением наряду с отраслевым и территориального, межотраслевого принципа- для более оперативного управления региональными предприятиями. В этих целях проводится разукрупнение министерств. Создаются новые министерства, например, Министерство по строительству предприятий тяжелой индустрии, Министерство по строительству топливных предприятий.

Репрессии имеют место, но становятся узконаправленными и не такими массовыми (≪ленинградское дело≫, ≪дело врачей≫), С окончанием войны была ликвидирована Ставка Верховного Главнокомандования. С 1946 г. Красная Армия стала называться Советской Армией, сократилась ее численность.

Судебные органы перестраиваются на работу в мирных условиях, применяется обычный процессуальный порядок. Были проведены выборы в народные суды.

Развитие права в послевоенный период отражало изменения, проводимые государством для перехода к мирному существованию.

В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа путем деноминации - замены прежних денег на новые в соотношении 10:1. При этом денежные вклады населения в сберкассах не пострадали, т. к. были пропорционально увеличены государством. Рубль становился неконвертируемой валютой, соотносился не с долларом США, с золотым запасом страны. Это позволило государству поддерживать низкие цены, снижать их и не допускать инфляции.

В гражданском и хозяйственном праве снова возрастаетроль договорных отношений. Договорпризнается единственно правильной формой взаимоотношений между хозяйственными органами.

Государство разрешает индивидуальное строительство, граждане приобретают право строить или приобретать на праве личной собственности один жилой дом общей площадью не более 60 кв.м. В семейном праве с 1948 г. вводится запрет на заключение браков с иностранцами.

В трудовом праве ликвидируются чрезвычайные нормы, характерные для военного времени. Восстанавливаются отпуска, 8-часовой рабочий день, система коллективных договоров, отменяются сверхурочные работы и трудовые мобилизации. Перед трудовым правом стояла задача трудоустройства большого количества демобилизованных граждан, для этого законодательно устанавливалась обязанность руководителей предприятий в месячный срок предоставить демобилизованному работу по специальности. Повышается роль профсоюзов, которые строго следили за соблюдением администрацией трудового законодательства.

В уголовном праве четко прослеживается тенденция на усиление уголовной репрессии. Усиление уголовного наказания связано с ростом преступности в условиях послевоенной разрухи и трудностями перехода к мирной жизни. Усиливается ответственность по важнейшим государственным преступлениям: восстанавливается смертная казнь за измену Родине, шпионаж, диверсии. Жестче карается разглашение государственной тайны и утрата документов, ее содержащих.

Повышается наказание за имущественные преступления, касающиеся не только общественной, но теперь уже и личной собственности.

Издаются Указы ≪Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона≫, ≪Об усилении уголовной ответственности за изнасилование≫, ≪Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых шахтах≫.

46Н.С. Хрущев: оценки его деятельности. 1953 год: поли­тическое развитие, борьба за власть. Смерть Сталина 5 марта 1953 года завершила целую эпоху в жизни страны: кончина вождя открыла дорогу реформам, необходимость которых ощущалась обществом и частью руководителей сра-

 

зу после окончания второй мировой войны. Комплекс по­литических проблем был связан с развитием репрессивной политики конца 40-х — начала 50-х годов, превратившей органы МВД-МГБ в особую систему тотального контроля, охватившую практически все слои общественной жизни и группы общества. Элементарный закон самосохранения тре­бовал от правящей элиты внести коррективы в эту систе­му, чтобы отвести от себя угрозу очередных кадровых чис­ток. Другим вопросом, требующим реформирования систе­мы карательных органов, был вопрос о системе ГУЛАГ, сохранение которой являлось экономически неэффективной, создавая также и угрозу политической стабильности (смерть Сталина привела к массовым восстаниям заключенных).

После смерти Сталина наиболее реальным претенден­том на власть оказался Л.П. Берия, в подчинении которо­го была вся система карательных органов — МВД и МГБ. Берия, одним из первых в руководстве страны, осознал необходимость отказа от наиболее одиозных проявлений командно-административной системы, предложив радикаль­ную программу перемен.

Прежде всего, Л.П. Берия выступил против пропаган­ды культа личности Сталина на страницах печати. В мар­те 1953 года по его инициативе был издан указ об амнис­тии, в апреле — прекращено «дело врачей». Он же пытался повлиять на развитие хозяйственного механизма. В своих выступлениях в президиуме ЦК КПСС Берия поставил под сомнение эффективность колхозного производства, призвав отказаться от практики колхозного строительства в стра­нах народной демократии. В области внешней политики Л. Берия являлся сторонником объединения ГДР и ФРГ, создания на их основе нейтрального демократического гер­манского государства, считал необходимым нормализовать отношения с Югославией. Имели место и попытки установ­ления контактов с приверженцами идеи «демократического социализма» на Западе. Все это было поставлено Берия в вину и дало основания для обвинения его в шпионской деятельности в интересах «мирового капитализма».

Обеспокоенные возможностью прихода к власти Берия, имеющего диктаторские амбиции, остальные руководители объединились и выступили против него, используя поддер-

 

жку армии. Берия был осужден и расстрелян. Устранение главы политической полиции сделало возможным ее реор­ганизацию, имеющую целью ослабить роль карательных институтов в системе государственной власти. В частности были устранены «тройки» — органы внесудебного рассмот­рения политических дел. У МВД также отобрали систему управления лагерями, передав его министерству юстиции. Политическая полиция была преобразована в самостоятель­ную организацию, получившую название Комитета государ­ственной безопасности (КГБ). Очень широкие права за ее деятельностью были предоставлены прокуратуре. Вслед за Берией арестам подверглись и другие организаторы после­военных репрессий (например, бывший глава МГБ Абаку­мов). Некоторые политические заключенные, в основном бывшие военнопленные, были амнистированы.

Внутриполитическая жизнь в стране характеризовалась продолжением борьбы за власть. Наиболее реальными пре­тендентами оставались председатель Совета министров Г.М. Маленков и один из ближайших соратников Сталина Н.С. Хрущев, ставший в сентябре 1953 года первым сек­ретарем ЦК КПСС. Позиции Маленкова были ослаблены вследствие падения Берия, с которым он был связан как один из организаторов послевоенных репрессий (в частно­сти «ленинградского дела»), Хрущев, напротив, сумел ук­репить свои позиции: контролируя партийный аппарат, он начинает расставлять своих сторонников на всех веду­щих постах в партийных органах. В начале 1955 года Маленкова сняли с поста председателя Совета министров, возложив на него политическую ответственность за отста­вание сельского хозяйства.

47Смерть Сталина и политическая борьба в руководстве государством. Начало формирования коллективного руководства в СССР. Иерархия государственных и партийных постов. Борьба за власть в высшем руководстве СССР. «Дело Берии»: окончание эпохи политических репрессий. Вопрос о приоритетной роли партийных органов. Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета министров СССР — высшие посты в советской иерархии; вопрос баланса. Попытка формирования Н.С. Хрущевым режима своей личной власти. Ее крах. Укрепление принципов коллективного руководства.

Двадцатый съезд КПСС и демократизация общественной жизни во второй половине 50-х годов.

Расширение прав союзных республик при сохранении строгой централизации управления. Изменение состава союзных республик и развитие их конституционных прав. Частичное восстановление прав репрессированных народов.

Перестройка государственного механизма в условиях преодоления культа личности Сталина. Повышение роли Советов и развитие правовой базы их деятельности. Реорганизация партийных и советских органов в конце 50-х-начале 60-х годов. Хрущевские реформы и их сущность.

Меры по укреплению законности и правопорядка в рамках борьбы с последствиями культа личности Сталина. Реабилитация безвинно репрессированных советских граждан. Реорганизация правоохранительных органов и изменения в советской судебной системе. Реформа системы государственной безопасности 1953 г.

Реорганизация Вооруженных Сил и органов военного управления.

Национально-государственное строительство. Территориальные изменения.

Развитие советского права в середине 40-60-х годов. Изменения в финансовом праве. Денежная реформа 1947 г.

КПСС и ее органы в советской государственной системе. Правовые гарантии руководящей роли КПСС в советском праве. Высшие органы КПСС: Политбюро, центральный комитет, съезды партии. Местные органы КПСС. Место Политбюро ЦК КПСС в системе органов власти и управления СССР. Феномен совместных постановлений высших партийных и государственных органов как источника советского права.

Изменения в гражданском и хозяйственном праве. Восстановление договорных отношений. Постановление СМ СССР от 21 апреля 1949 г. «О заключении хозяйственных договоров». Генеральные и локальные договоры. Частичное применение прямых договоров.

Развитие правовой базы жилищного строительства. Жилищная программа Хрущева.

Обновление и кодификация гражданского права. «Основы гражданского законодательства Союза ССР» (1961 г.). Закрепление государственной, колхозно-кооперативной собственности и собственности профсоюзных и иных общественных организаций. Дальнейшее развитие ряда гражданско-правовых институтов социалистического государства. Гражданские кодексы союзных республик 1964 г. (РСФСР).

Изменения в семейном праве. Запрещение браков с иностранными гражданами. Развитие законодательства о семье и браке в 50-60-е годы.

Развитие трудового права. Отмена чрезвычайных мер военного времени. Восстановление системы коллективных договоров (1947 г.). Решение проблемы трудоустройства демобилизованных из армии в послевоенный период. Повышение роли профсоюзных организаций в вопросах соблюдения трудового законодательства, охраны труда и здоровья трудящихся. Моральное и материальное стимулирование труда. Повышение зарплаты низкооплачиваемым трудящимся 1955-1958 и 1964 гг. Сокращение рабочего дня, начало перехода на 7- и 6-часовой рабочий день. Меры по демократизации трудовых отношений. Комиссии по трудовым спорам. Изменения в пенсионном обеспечении граждан.

Развитие колхозного, земельного и природоохранительного права. Правовая база развития колхозного производства в послевоенный период. Укрупнение колхозов в период хрущевских реформ. Расширение прав колхозов. Изменения в принципах и форме оплаты труда в сельском хозяйстве. Реорганизация МТС. Сокращение объема обложения колхозников.

Освоение целинных и залежных земель.

Развитие институтов уголовного права. Отмена смертной казни и ее восстановление в 1950 г. Кодификация уголовного права в конце 50-х годов. «Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» 1958 г. Отмена института аналогии и некоторых видов наказаний. Принятие законов «Об уголовной ответственности за воинские преступления» и «Об уголовной ответственности за государственные преступления». Уголовные кодексы союзных республик. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.



2016-01-26 864 Обсуждений (0)
Изменения в государственном аппарате и праве в 1945–1953 гг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изменения в государственном аппарате и праве в 1945–1953 гг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (864)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)