Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды конкуренции по характеру развития



2016-01-26 433 Обсуждений (0)
Виды конкуренции по характеру развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Характерные черты типов конкуренции

 

Линии сравнения Совершенная (чистая) конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая Олигополия (от гр. oligos — несколько, poleo — продаю) Чистая монополия (от гр. mono — один, poleo — продаю)
1. Число фирм Очень много Много мелких Несколько (3−5) Одна
2. Тип товаров Одинаковые изделия Разные изделия сходного назначения Одинаковые или различные изделия Уникальный товар, не имеющий заменителей
3. Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену
4. Условия вхождения в отрасль Очень лёгкие, нет препятствий Сравнительно лёгкие Существенные препятствия Нет вхождения
5. Пример отраслей Сельское хозяйство, бытовые услуги (например, рыбный рынок в маленьком приморском городе) Розничная торговля, производство одежды, обуви, аптеки, рестораны, услуги (например, несколько парикмахерских в одном районе, принадлежащие разным владельцам) Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря и др., авиаперевозки (например, мировой рынок автопроизводителей) Местные предприятия коммунального хозяйства, электроэнергетика, железнодорожные перевозки (например, в России — Газпром, РЖД; в мире до недавнего времени — компании Apple, Microsoft, De Beers)

 

Монополия — рыночная ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей, для других продавцов вход на данный рынок закрыт.

В отличие от совершенного конкурента монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса. Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли, и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации.

В зависимости от характера и причин возникновения различают естественные и искусственные монополии.

Естественные монополии имеют в своей собственности трудновоспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) или целые отрасли инфраструктуры (например, железные дороги).

Искусственные монополии — это объединения нескольких предприятий, которые создаются ради получения монополистических выгод.

Формы искусственных монополий — картель, синдикат, трест и концерн.

Картель — это объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о рыночных ценах на товары, распределяют рынки сбыта, определяют долю каждого предприятия в общем объёме производства.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность и собственность на средства производства. Однако предприятия, входящие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а произведённая ими продукция реализуется через единую контору.

Трест — это единое акционерное общество, господствующее в определённой отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности.

Концерн — это объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.

Монополист – это крупный капиталист, представитель монополистического капитала.

Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Выделяют следующие функции конкуренции:

§ выявление или установление рыночной стоимости товара;

§ выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;

§ регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Виды конкуренции по масштабам развития

По масштабам развития выделяют следующее виды:

§ индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

§ местная (среди товаровладельцев какой-то территории);

§ отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

§ межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

§ национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

§ глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

Виды конкуренции по характеру развития

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы:

§ конкуренция в области рынков сырья за завоевание позиций на ресурсных рынках;

§ конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;

§ конкуренция между покупателями на сбытовых рынках.

 



2016-01-26 433 Обсуждений (0)
Виды конкуренции по характеру развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды конкуренции по характеру развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)