Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О психологической помощи населению в Российской Федерации»



2016-01-26 4510 Обсуждений (0)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О психологической помощи населению в Российской Федерации» 0.00 из 5.00 0 оценок




Конвенция о правах ребенка 1989 года

В Преамбуле Конвенции подтверждается, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране со стороны государства; акцент делается на ответственности со стороны семьи; подчеркивается необходимость правовой и другой защиты ребенка до и после рождения, важность уважения культурных ценностей народа, к которому принадлежит ребенок, жизненно важная роль международного сотрудничества в деле защиты прав ребенка.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний воз­раст достижения совершеннолетия. В 54 статьях Конвенции показано, что необходимая ре­бенку для развития его интеллектуальных, моральных и духовных способностей свобода зависит от здоровой и безопасной окружающей обстановки, наличия доступа к здравоохранению и обеспечения минимальных норм в отношении пита­ния, одежды и жилища. Дети должны пользоваться своими правами без какой-либо дискриминации, не­зависимо от расы, цвета кожи, пола, языка, происхож­дения, имущественного положения, состояния здоро­вья и обстоятельств рождения ребенка, его или ее родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О психологической помощи населению в Российской Федерации»

В целях обеспечения социальной защищенности и психологического благополучия населения Российской Федерации, обеспечения доступа граждан к квалифицированной психологической помощи настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере оказания психологической помощи населению в Российской Федерации и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы оказания психологической помощи;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере оказания психологической помощи, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оказания психологической помощи;

4) права и обязанности лиц, оказывающих психологическую помощь;

5) контроль, надзор и ответственность в сфере оказания психологической помощи

Лица, оказывающие психологическую помощь - государственные учреждения и негосударственные организации, оказывающие психологическую помощь, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по оказанию психологической помощи без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели).

Специалист-психолог - физическое лицо, имеющее высшее психологическое образование (с уровнем профессиональной подготовки не ниже специалиста), успешно прошедшее супервизию и/или стажировку, сдавшее квалификационный экзамен в порядке, установленном Всероссийским объединением саморегулируемых организаций психологов, и являющееся членом саморегулируемой организации психологов.

  1. Документы, определяющие принципы деятельности психолога.

«Единый квалификационный справочник» (2010) для трех министерств: образование, здравоохранение, соц. защита.

«О продолжительности отпусков работников, имеющих право на дополнительные отпуска» письмо. В школе, садике отпуск – 56 дней.

«О возрождении и развитии прикладного психоанализа» (1996).

Постановление «Об утверждении положения, профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».

Постановление «О списках работ, профессий, учреждений, за которые досрочно назначается трудовая пенсия».

Право на досрочный выход на пенсию: работать не менее, чем на ставку, 25 лет выслуга.

«О введении должности психолога в учреждениях народного образования» 1985, инструктивное письмо.

Приказ гос. Комитета «Об утверждении положения психологической службы в системе народного образования».

Письмо «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах в учреждениях образования» (про пенсии, надбавки).

«О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания работникам образовательных учреждений».

«Об утверждении положения о службе педагогической психологии».

«Об утверждении положения об условии предоставления педагогическим работникам длительного отпуска до 1 года».

Инструктивное письмо «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения». В неделю 36 часов рабочего времени делятся на 2 части: работа с обучающимися, с педработниками и родителями (18 часов). Где проводить время для работы с документацией, решает администрация.

Стандарты ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт).

Документы, регламентирующие вопросы аттестации (зарплата в зависимости от категории).

 

4. Основная и дополнительная нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность психолога в образовательных учреждениях различного вида.

В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:

Международные:

· Конвенция ООН о правах ребенка.

Федеральные:

· Конституция РФ;

· Закон РФ «Об образовании»;

· Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;

· Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)

· Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

· Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;

· Письмо МО РФот 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;

· Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;

· Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;

· Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

· Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».

· Письмо Министерства образования Российской Федерацииот 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;

· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

· Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»;

· Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;

· Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»;

· Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва);

· Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).

· Требования к оформлению кабинета педагога-психолога;

· Рекомендуемые формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении.

 

  1. Организация и содержание работы психолога в системе МЧС.

«Силовой» психолог работает в экстремальных условиях - зонах боевых действий и чрезвычайных ситуаций.

С момента создания на психологическую службу МЧС России возложено две основные задачи. Первая, традиционна для силовых ведомств – задача психологического сопровождения деятельности личного состава МЧС России: спасателей, пожарных, врачей, летчиков и других. Это профессиональный отбор, психологическая подготовка, коррекция и восстановление психического здоровья, решение проблем, возникающих в связи с выполнением профессиональных обязанностей.

Вторая задача уникальна – оказание первой психологической помощи при чрезвычайных ситуациях. Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, является функцией МЧС России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации. Это направление работы во многом предопределило формирование и развитие психологической службы министерства.

Психологи МЧС России прибывают в зону чрезвычайной ситуации одновременно со всеми оперативными службами и работают в круглосуточном режиме до окончания работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Первые действия психолога в ЧС – помочь пострадавшему человеку справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями. Это могут быть страх, гнев, агрессия, обида, тревога, безысходность, чувство утраты. Все эти острые реакции на стресс очень энергозатратны и опасны как для самого человека, так и для психологического здоровья окружающих.

В задачи психологов, которые работают в зоне чрезвычайной ситуации входит не только оказание экстренной психологической помощи, но и информационно-психологическая поддержка родственников погибших и пострадавших. Фактор неизвестности и информационного вакуума оказывает одно из самых пагубных воздействий на психику пострадавших людей.

В повседневной жизни психологи МЧС России решают широкий круг задач по трем основным направлениям, которые неразрывно связаны между собой: психологическая диагностика, подготовка, профилактика и реабилитация.

В рамках психодиагностического обеспечения проводятся различные исследования. Это и профессиональный психологический отбор, который позволяет оценивать степень соответствия кандидатов на работу в МЧС России к требованиям профессии. Это и динамическое наблюдение за психологическим состоянием сотрудников Министерства в период прохождения службы, работы или учебы, которое позволяет выявлять психологические последствия, связанные с профессиональной деятельностью. Такие обследования проводятся как в плановом режиме – раз в два года, так и после каждой крупной чрезвычайной ситуации. Кроме того, существует система социально-психологических исследований, которая позволяет оценить психологическое здоровье не только одного человека, но и коллектива в целом. Также психологи участвуют в работе аттестационных комиссий различного уровня.

Второе направление работы – это психологическая подготовка сотрудников МЧС России. Курс психологической подготовки должен отвечать на два запроса. Первый - что нужно сделать специалисту, чтобы в условиях экстремальной работы, самому остаться здоровым человеком. Второй - что нужно знать и уметь специалисту для того, чтобы общаться с людьми, с которыми он сталкивается в процессе профессионального общения. Это и коллеги, с которыми нужно уметь эффективно взаимодействовать, и пострадавшие в чрезвычайных ситуациях, находящиеся в сложном психологическом состоянии.

Система психологического сопровождения в большой мере направлена на профессиональный психологический отбор, диагностику, психологическую подготовку и профилактику, но, тем не менее, может возникать потребность и в коррекционных мероприятиях. Это связанно с тем, что специалисты экстремальных профессий сталкиваются с рядом психологических проблем, зачастую связанных с профессиональной деятельностью. Эти состояния требуют внимания специалиста в рамках коррекционной и реабилитационной работы.

Психологическая коррекция может происходить в разнообразных формах, программа разрабатывается индивидуально, в зависимости от потребностей, которые определяются в ходе диагностических мероприятий. Наиболее часто коррекционные мероприятия происходят в виде индивидуальных консультаций с психологом или групповых занятий. Кроме того, психолог в коррекционной работе использует психофизиологическое оборудование, которое применяется как для профилактики функциональных расстройств, так и повышения резервных возможностей и восстановления организма.

 

  1. Организация и содержание работы психолога в системе УИС.

Рассмотрим организационную структуру психологической службы на всех уровнях уголовно-исполнительной системы.

Основная работа психологов выполняется на исполнительском или низовом уровне: в следственных изоляторах, тюрьмах, исправительных учреждениях. В настоящее время на низовом уровне работает большинство психологов (87 % от общей численности).

В соответствии с существующей нормативной базой, в данных подразделениях создаются психологические лаборатории, в штаты которых входят: начальник лаборатории, предельное звание – майор внутренней службы; старший психолог – капитан внутренней службы; психолог – старший лейтенант внутренней службы. При определении численности сотрудников лаборатории учитывают следующие факторы: установленные нормативы нагрузки на одного психолога (300-350 человек как осужденных, так и персонала в обычных колониях, а воспитательных – 100 осужденных); установленные штаты для учреждения, наличие вакантных должностей и кандидатов на их замещение; состояние оперативной обстановки и психологического климата в учреждении.

В соответствии с Положением о психологических лабораториях УИС, они являются самостоятельным структурным подразделением, приравниваемым к отделу, а ее начальник подчиняется непосредственно начальнику исправительного учреждения (СИЗО). Последние нередко делегируют эти функции заместителю по воспитательной работе и кадрам.

Сотрудники психологической лаборатории осуществляют партнерское взаимодействие со всеми службами исправительного учреждения и СИЗО.

В аппарате управления территориальных органов УИС введена должность начальника психологической службы . На него возлагаются следующие основные функции: методическое обеспечение деятельности психологов ИУ, СИЗО; подбор и комплектование психологов; организация системы переподготовки и повышения квалификации специалистов; стратегическое планирование развития психологической службы территориального органа; текущий контроль за результатами деятельности психологических лабораторий; изучение, обобщение и распространение положительного опыта; подготовка отчетов о деятельности психологической службы территориального органа.

По отношению к начальникам СИЗО, начальник психологической службы выступает функциональным руководителем. Он не имеет права им приказывать, арсенал средств его управленческого воздействия – советы, рекомендации, убеждение или рапорта, докладные, служебные записки на имя вышестоящего руководителя. Однако, в ситуациях, когда выявленные недостатки по линии психологической службы не устраняются, а начальник учреждения не создает необходимых кадровых, организационных и материально-технических предпосылок для нормального функционирования психологической лаборатории, то начальник психологической службы территориального органа должен не только проявлять твердость и настойчивость в реализации своих требований, но и информировать о сложившейся обстановке вышестоящего функционального руководителя (начальника психологической службы ГУИН Минюста России).

Должности психологов введены в отделах специального назначения и управлениях (отделах) по конвоированию и спецперевозкам территориальных органов УИС. В крупных (базовых) подразделениях – по два психолога.

Как родственное структурное подразделение наряду с психологической службой на уровне территориальных органов УИС можно рассматривать центры психофизиологической диагностики (ЦПД) при военно-врачебных комиссиях. Сотрудники ЦПД совместно с психологами исправительных учреждений осуществляют профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему. К сожалению, более чем в 50% территориальных органов они еще не созданы.

Практически во всех территориальных органах УИС имеются учебные центры или учебные пункты. В штатах многих из них введены либо психологи-практики, либо преподаватели психологии.

В 2001 году в 12 территориальных органах УИС, в том числе, где размещены окружные управления, созданы межрегиональные психологические лаборатории (МПЛ) численностью – 8 штатных единиц. На них возлагаются следующие функции: оказание практической помощи территориальным органам в решении актуальных психологических проблем; изучение, обобщение и распространение положительного опыта в регионе; проведение научно-прикладных исследований, направленных на разработку новых психотехнологий и их внедрение в пенитенциарную практику; стажировка психологов. Не исключено, что со временем часть МПЛ может быть передана из территориального органа в окружное управление.

Завершающий элемент организационной структуры психологической службы УИС – это отдел психологической службы ГУИН Минюста России (далее – ОПС). Он создан в начале 2000 года, является самостоятельным структурным подразделением. Основная миссия ОПС – разработка научно обоснованной стратегии развития психологической службы УИС Минюста России и организационно-методическое обеспечение решения текущих проблем.

К числу основных видов деятельности или функций, которые возлагаются на психологическую службу УИС, относятся: психологическая диагностика; психопрофилактика; психологическая коррекция; психологическое просвещение .

  1. Специфика содержания работы психолога в учреждении здравоохранения.

Лечебно-реабилитационный процесс в настоящее время все чаще обеспечивается участием клинических психологов в работе лечебно-профилактических учреждений. Число должностей клинических психологов за последние 5 лет увеличилось более чем в два раза, что отражает возросшую потребность системы здравоохранения в этих специалистах. Должности клинических психологов вводят в штаты учреждений или подразделений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, чтобы клинический психолог работал в тесном сотрудничестве либо с врачом-психиатром, либо с врачом-психотерапевтом. Эта практика оправдывает себя в течения ряда лет, так как сама психологическая помощь ориентирована на работу с пациентами, страдающими психическими расстройствами, в том числе обусловленными соматической патологией.

Основные подходы к организации медико-психологической помощи в целом соответствуют используемым при оказании психиатрической и психотерапевтической помощи.

Принцип приближения психологической помощи к населению реализуется введением должностей клинических психологов в психотерапевтических кабинетах лечебно-профилактических учреждений различного профиля, специализированных центрах, психотерапевтических отделениях многопрофильных больниц.

Принцип системности обеспечивается включением клинических психологов в бригады специалистов, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь.

Принцип непрерывности предполагает участие клинического психолога в ведении пациента на всех этапах лечебно-диагностического процесса и проявляется в реализации различных медико-реабилитационных мероприятий.

Системообразующим фактором участия клинического психолога в деятельности лечебного профилактического учреждения является расположение его рабочего места в учреждениях (центрах) и подразделениях психотерапевтической службы - психотерапевтический кабинет, психотерапевтическое отделение, психотерапевтический центр, во внебольничных учреждениях психиатрической и наркологической служб, психоневрологический и наркологический диспансеры, психиатрический и наркологический стационары, подразделения кризисной службы. Рабочее место (лаборатория, кабинет) клинического психолога организуется также в других учреждениях и подразделениях - кабинетах психологической разгрузки медико-санитарных частей, кабинетах социально-психологической помощи, психологических консультациях, психотерапевтических клубах и клубах бывших пациентов, психотерапевтических студиях.

Развитие отечественной психологической базы в здравоохранении во многом определяется Законом Российской Федерации № 3185-1 от 2 июня 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". На правовом уровне закреплено развитие гуманного отношения общества и государства к психически больному человеку, что фактически способствует интеграции психологии в здравоохранение.

Приказом от 13.02.95 г. № 27 "О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь" определены штаты врачей-психотерапевтов, клинических психологов и специалистов по социальной работе в психиатрических учреждениях.

Приказом от 30.10.95 г. № 294 "О психиатрической и психотерапевтической помощи" сформулированы основные требования, определяющие дальнейшее развитие клинической психологии в психотерапевтических, в многопрофильных медицинских и психиатрических учреждениях. Согласно приказу, указанные подразделения могут быть развернуты практически в любом узкоспециализированном или многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении. В каждом психотерапевтическом кабинете предполагается должность клинического психолога, в каждом стационарном отделении должность клинического психолога предусматривается из расчета одна на 20 коек.

В приказе Минздрава России от 26.11.96 г. № 391 приводятся требования к непрерывной профессиональной подготовке клинических психологов, а также методические рекомендации по взаимодействию основных специалистов, участвующих в психотерапевтическом процессе, в том числе врача-психотерапевта и клинического психолога.

Приказом от 17.12.1997 г. № 373 приняты нормативы для подготовки специалистов в области наркологии, в том числе психологов. Приказ от 18.03.1997 г. № 76 предполагает развитие специализированных наркологических реабилитационных центров, в работе которых участвует клинический психолог. Приказ Минздрава России от 28.12.1998 г. № 383 - специальный нормативный документ, позволяющий повысить эффективность деятельности клинического психолога в области лечебно-восстановительного обучения и психологической помощи пациентам, перенесшим нейротравмы, острые сосудистые мозговые расстройства и другие нарушения мозговых функций.

В настоящее время организация работы клинических психологов предусматривает следующие нормативы. Открытие психотерапевтических кабинетов возможно при соблюдении норматива 1 кабинет на 25 тыс. населения и 1 кабинет на 200 коек в многопрофильных больницах. В этих кабинетах введены штатные должности клинических психологов из расчета по одному на кабинет.

Крупные лаборатории клинической психологии создаются в региональных психотерапевтических центрах, число которых возрастает. Эти специализированные учреждения не только оказывают сложные виды психотерапевтической и психологической консультативной помощи населению на территории обслуживания, но и формируют систему оказания психотерапевтической и психологической помощи. Они осуществляют координацию деятельности всех психотерапевтических подразделений на основе современных технологий и экономических стандартов, что способствует дальнейшей интеграции психотерапевтической и психологической помощи в развивающиеся системы здравоохранения.


8. Специфика работы психолога в системе HR (система управления персоналом).

Основные задачи психолога в организации.
Наиболее востребованная услуга психолога - это отбор и подбор работников на вакантные места (или при ротации кадров) с учетом их психологической пригодности к выполнению планируемой работы.
Другая задача, тесно связанная с первой - это формирование команды: подбор работников, которые психологически максимально подходят друг к другу и одновременно соответствуют задаче, решаемой подразделением. Задача подбора и формирования команд решается как путем индивидуальной работы, так и с использованием специальных групповых занятий.
Еще один раздел работы психолога на фирме - помощь работникам (в том числе и руководителям) в формировании профессионально значимых для них качеств. Именно здесь обычно может пригодиться опыт психологического консультирования.
Задача, актуальная в наше время в любом временном и постоянном коллективе - это обучение работников приемам психологической саморегуляции, которая является профилактикой стрессовых состояний.
И, наконец, для многих организаций в последнее время становится актуальной изучение нравственного потенциала работников. Руководители могут ожидать от психолога объективной оценки этого потенциала и прогноза возможных действий работника, способных нанести организации существенный ущерб.

Особенности функционирования психолога в организации.
Организационно существует несколько способов включения психолога в коллектив. Он может быть прикреплен к отделу кадров, может работать как помощник руководителя, также возможна работа без его включения в какое-либо подразделение. Если же по каким-либо причинам организация предпочитает не иметь в штате професионала-"человековеда", целесообразно привлечение внешнего консультанта для решения актуальных разовых задач. В каждом конкретном случае существует оптимальный вариант, и его можно найти.
Определенные особенности работы психолога зачастую связаны с тем, что в среде психологов приняты профессиональные этические стандарты, и в своей деятельности в организации психолог должен им следовать. Соблюдение принципа конфиденциальности, принципа благополучия обращающегося к психологу человека, принципа морально-позитивного эффекта должны быть законом для работы психолога. Однако нередко подобные условия работы психолога с трудом понимаются руководителями, и могут стать причиной недопонимания между ними или конфликта.
Таким образом, психолог находится между Сциллой добросовестного служения интересам фирмы и Харибдой соблюдения интересов каждого конкретного кандидата и работника. И его авторитет, благополучие и профессиональный рост во многом зависят от того, насколько психолог сможет выполнить поставленную перед ним задачу, не поступившись интересами каждого обратившегося к нему человека.
По роду своей деятельности психолог обладает ценной информацией о положении дел в коллективе. Поэтому при принятии управленческих решений психолог должен иметь "совещательный" голос, к которому чуткий руководитель всегда прислушается.

 

  1. Организация деятельности психологического центра.

В отделении должны работать не менее двух психологов-консультантов разной специализации, например, по вопросам детской возрастной психологии и семейного воспитания и по вопросам межличностных взаимоотношений в семье, или по вопросам работы с пожилыми людьми и инвалидами и по вопросам межличностных взаимоотношений в семье. Эти специалисты должны иметь дипломы психологов и специальную подготовку в области теории и практики психологического консультирования, включая работу под руководством супервизора, то есть более опытного консультанта. Необходимы также специалист по социальной работе и по возможности социальный педагог и дефектолог в детской консультации и врач–невропатолог или психиатр в геронтопсихологической консультации и т.д.

Для консультирования должна быть отведена комната, где, кроме кресел и журнального столика, нет ничего лишнего. Консультант не должен сидеть за письменным столом, а клиента усаживать напротив. Очень важно проявить к нему уважение, подчеркнуть равенство позиций, исключить ситуацию "начальник-подчиненный". Добровольность, анонимность обращения, большая значимость для клиента обсуждаемой проблемы должны исключать всякое неравенство, упреки, морализирование и даже четкие формулировки рекомендательного характера.

При работе с клиентом идеальным считается расположение напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый мог видеть лицо собеседника и при желании отвести глаза в сторону без особого напряжения. При работе с группой клиентов лучше всего расположить всех по кругу, что позволяет концентрировать психотерапевтические воздействия не на одном, а на всех членах семьи.

Основные принципы работы с людьми в рамках психологического учреждения

1. Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответствен за последствия своего влияния на личность. Он должен, насколько это возможно, осознавать, что его услуги не будут использованы во вред клиенту, воздерживаться от действий и заявлений, угрожающих неприкосновенности личности. Он следит, чтобы его выводы и заключения не оскорбляли человеческого достоинства клиента, не использовались другими для угнетения и подавления личности.

2. Принцип компетентности. Если психолог понимает, что его профессиональной компетентности для решения проблем данного клиента недостаточно, он предоставляет другим, более опытным коллегам решать поставленную клиентом задачу. Если и другие специалисты отказываются по причине своей некомпетентности в данной области решить проблему, они рекомендуют клиенту, куда ему обратиться. При этом они остаются ответственными за клиента до тех пор, пока другой специалист не примет на себя ответственность за решение проблемы клиента.

3. Принцип добровольности как необходимость решения консультативных, диагностических, терапевтических, коррекционных задач на добровольной и свободной для клиента основе, то есть на основе его собственного обращения в центр, возможности у каждого обратившегося прекратить контакт со специалистом (центром) в любой момент и по собственному желанию. При работе с малолетними детьми, а также с людьми, совершившими правонарушения, в отношении которых допустимо применение некоторых насильственных мер, отклонения от принципа добровольности могут иметь место только с учетом соответствующих законодательных норм или с согласия родителей. Но и при этом установление в отношениях с клиентом атмосферы взаимопонимания и сотрудничества остается требованием непреложным.

4. Принцип конфиденциальности, содержащий в себе требование сохранения тайны в отношении того, что сообщает клиент или что стало известно о его частной жизни и жизненных обстоятельствах. Психологи не сохраняют конфиденциальности, если этим могут нанести вред клиенту и если существует реальная опасность для него самого или других людей в связи с сохранением этой тайны. Однако в этом случае необходимая информация должна передаваться только тем лицам, которые способны или/и имеют право предпринимать действия, адекватные ситуации. Исключение составляют также случаи, когда сами клиенты просят, чтобы информация была передана в соответствующие инстанции. Психологи, работающие в одной команде, могут только с согласия клиента передавать информацию о нем ее членам, но при условии, что это делается в интересах клиента. Они не наводят никаких справок о клиенте без его согласия и довольствуются той информацией, которая необходима и достаточна для решения поставленной задачи. История клиента, письменные документы, видео- и магнитофонные записи, связанные с работой, хранятся так, чтобы исключить доступ к ним лиц, не имеющих отношения к работе с клиентом и не обладающих специальными полномочиями. Если клиенты, или участники обследования, не достигли совершеннолетия или считаются не способными позаботиться о себе, психологи должны получить разрешение родителей или опекунов.

5. Принцип безоценочного отношения к клиенту, отсутствие какой бы то ни было селекции по признаку его "удобства" для специалиста, симпатии или антипатии, за которыми стоит оказание помощи без осуждения или недовольства, на основе доброжелательности, желания понять и поддержать.

 

  1. Особенности деятельности перинатального психолога.

Перинатальную психологию можно представить в виде нескольких разделов:

• психология материнства;

• психология пренатального ребенка;

• психология новорожденного.

Практическая деятельность: перинатальная психодиагностика, психотерапия, психокоррекция и консультирование, которые используются для решения широкого спектра проблем, связанных с поддержкой репродуктивного здоровья и коррекцией его нарушений, обеспечением и коррекцией условий развития ребенка на ранних этапах онтогенеза, актуализацией перинатальных проблем в психике взрослого человека. Работа проводится индивидуально, с парами, семьями или в группах. Продолжительность психодиагностики, консультирования, терапевтических программ определяется глубиной и содержанием психологических и психосоматических проблем и содержанием контрактов с клиентами о желаемых результатах и может варьировать от единичных сессий до многомесячной регулярной работы. Применяется в клинических условиях, в немедицинской форме в условиях психологических центров и консультаций и частнопрактикующими психологами и психотерапевтами.

Кроме того в область практики входят психопрофилактика и формирование родительства – в форме подготовки к зачатию, родам и родительству, работа с родителями после рождения ребенка. Это рассматривается как формирование адекватной среды развития ребенка.

Перинатальный психолог (консультант по перинатальному воспитанию) – это специалист в области психологии ребенка перинатального периода, грудного и раннего возраста, а так же психологии беременной, роженицы и кормящей матери. Он изучает закономерности и оптимальные условия для формирования и развития психики ребенка.

Практические задачи перинатального психолога

1.Занятия с беременными:

• по подготовке к родам и материнству, создание оптимальных условий для развития плода (предохранение его от стресса), а также для благополучного протекания беременности;

• формирование материнской доминанты;

• настрой на естественные роды и грудное вскармливание;

• психологическая коррекционная работа (занятия проходят в группах, семейными парами, индивидуально).

2. Занятия с родными беременной, направленные на изменение отношения к будущему ребенку и самой беременной, а также к материнству вообще.

3. Партнерство в родах, направленное на достижение психоэмоционального комфорта роженицы, необходимого для благополучных родов.

4. Помощь в преодолении возможных послеродовых последствий, а также послеродовой депрессии.

5. Мягкая адаптация новорожденного и грудного ребенка к новой среде существования, организация полноценного грудного вскармливания и физиологически обоснованного ухода.

6. Наблюдение за развитием грудного ребенка первого года жизни, консультации по развитию грудничка и формированию его поведения, внесение изменений в уход и приемы воспитания.

7. Наблюдение за развитием ребенка раннего возраста (от 1 года до 3 лет), консультации по его развитию, приемам ухода и воспитания.

8. Формирование материнского поведения, обучение матери основным навыкам о



2016-01-26 4510 Обсуждений (0)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О психологической помощи населению в Российской Федерации» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О психологической помощи населению в Российской Федерации»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4510)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)