Проектирование улиц, дорог, проездов и внутриквартальных
ОДЕССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИЕКТУРЫ Кафедра проектирования, строительства и эксплуатации Автомобильных дорог
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ По дисциплине ПЛАНИРОВАНИЕ ГОРОДОВ И ТРАНСПОРТ На тему «Разработка генерального плана настройки жилого квартала» К практическим занятиям и курсовой работе
Часть I
Для студентов направления 0921 «Строительство» Форма обучения дневная и заочная
ОДЕССА – 2011 УДК 711+711.533 «УТВЕРЖДЕНО» Ученым сонетом ФГТС протокол № 7 от 3 марта 2011 року
СОСТАВИТЕЛИ: проф. Мишутин А.В. доцент Поливанов А.А. доцент Черная Л. В. ассистент Дудник Л.В. к.т.н. ассистент Гапоненко Е. А.
РЕЦЕНЗЕНТЫ: к.т.н., доцент Буренин А.И., доцент кафедры Архитектурных конструкций Греков А.С., заведующий отделом Глав УАГ.
Методические указания для индивидуальной и самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения предназначены для проведения практических занятий и разработки курсовой работы по дисциплине «Планирование городов и транспорт»
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК: зав.кафедрой проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог проф. Мишутин А.В.
СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ.....................................................................................................5
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ...............................6
Тема 1. Разработка ситуационного плана. Функциональное зонирование городских территорий.....................................6
Тема 2. Проектирование улиц, дорог, проездов и внутриквартальных площадок ........................................................................9
Тема 3. Разработка генерального плана гражданского здания с учетом нормативных требований............................12
Тема 4. Построение рельефа в горизонталях по заданному уклону..........................................................................................15
Тема 5. Горизонтальная и вертикальная привязка здания на конкретной геоподосновы...............................................................................21
Тема 6. Вертикальное планирование участка Оформление схемы организации рельефа.................................................... 24
Тема 7. Построение поперечного профиля улицы по одинаковым отметкам поверхности земли............................................................................27
Тема 8. Разработка вертикальной планировки участка методом проектных горизонталей......................................................................................... 31
Тема 9. Обеспечение условий безопасности движения транспорта и пешеходов при пересечении перекрестка улиц. Построение треугольника видимости...............................................................38
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................43 Приложение А Категории территорий за их пригодностью для разнообразных видов строительства .............................................................44 Табл. А.1. Характеристика естественных условий территории по пригодности для жилищного строительства ................................................. 44 Табл. А.2 Характеристика естественных условий территории по пригодности для промышленного строительства...........................................46 Табл. А.3. Характеристика естественных условий территорий по пригодности для размещения коммунально складских зон..........................49 Табл. А.4.Характеристика естественных условий территории по пригодности для размещения садов и парков...........................................51 Рис. А.5 Украина. Градостроительное районирование на основании природно географических и инженерно-строительных условий..................53 Рис. А.6 - Украина. Климатические зоны.....................................................54 Приложение Б................................................................................................55 Табл. Б.1 Условные графические изображения территорий которые проектируются и их пределов……………………………………………………..55 Табл. Б.2 - Условны графические изображения на чертежах Генплана и транспорта....................................................................................56 Табл. Б.З - Расстояния до подземных инженерных сетей................................59 Табл. Б.4 - Размещение гаражей и открытых автостоянок индивидуального автотранспорта....................................................................61 Рис. Б.5 - Перекладка подземных инженерных сетей при реконструкции квартала. Пример...........................................................62 Приложение В.................................................................................................63 Табл. В. 1 - Категории улиц и дорог..........................................................63 Табл. В.2 - Допустимые уклоны и радиусы вертикальных кривых при проектировании проектных линий продольного профиля улиц ...........................................................................................65 Приложение Г...........................................................................................66 Черт. Г. 1 - Реконструкция исторической части города. Привязка здания торгового центра на топогеоподоснове.................................66 Рис. Г.2 - Реконструкция квартала. Привязка жилого здания на сложном рельефе........................................................................67 Приложение Д..........................................................................................68 Элементарные задачи вертикальной планировки……………………….............68 Дополнение Е............................................................................................72 Черт. Е. 1 - Пример графического оформления чертежа организации рельефа......................................................................72 Приложение Ж.........................................................................................73 Черт. Ж. 1 - Реконструкция квартала. Пример вертикальной планировки участка жилого здания...........................................................73 Приложение И.........................................................................................74 Табл. И. 1 -Технико-экономические показатели генплана гражданского здания.................................................................................74 Приложение К...........................................................................................75 Черт. К. 1- Пример оформления основной надписи (штампа)...................75 Рис. К. 2 -Пример оформления индивидуального задания (КР)...................76
Литература............................................................................................................77 ВСТУПЛЕНИЕ Данные «Методические указания...» составлены на основе учебной Программы нормативной дисциплины «Планирование городов и транспорт» и являют собой основную методическую помощь для студентов при выполнении курсовой работы «Разработка генерального плана застройки жилого квартала». Информационные блоки (разделы) «Методических указаний...» расположены в определенной логической последовательности, содержат в себе объяснение и примеры выполнения одной или несколько проектных процедур. Справочные материалы для работы выбраны из действующих нормативных источников и в виде отдельных дополнений размещены в конце методических указаний, после текстовой части. Эффективность выполнения отдельных разделов курсовой работы с помощью «Методических указаний...» должна обеспечиваться целенаправленной самостоятельной работой студентов при организационной и методической поддержке преподавателей – руководителей проекта. Пример выполнения курсовой работы приведен в Приложении «К1».
СОСТАВ ЗАДАНИЯ Курсовая работа разрабатывается на листе формата А1 (594х841 мм). Состав чертежей, схема размещения их на листе и порядок разработки, следующие: 1. Ситуационный план, М 1:2000 (1:5000) 2. Роза ветров 3. Генеральный план, М 1:1000 4. Поперечный профиль, М 1:100 (1:200) 5. Продольный профиль, М 1:1000 6. Условные обозначения ситуационного плана 7. Условные обозначения генерального плана 8. Фрагмент - Построение проектных горизонталей на участке улицы с двойным уклоном, М 1:500 9. Фрагмент - Вынесение отметки угла квартала на пересечении красных линий, М, 1:1000 10. Фрагмент - Построение треугольника видимости, М, 1:1000 11. Фрагмент - Остановка городского транспорта М 1:500 (по варианту) 12. Таблица - Экспликация зданий и сооружений 13. Таблица - Технико - экономические показатели генерального плана.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РОБОТА С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ Тема 1 Разработка ситуационного плана. Функциональное зонирование городских территорий. Государственные строительные нормы Украины ДБН 360-92** «Градостроительство. Планирование и застройка городских и сельских поселений» распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений Украины. Территория города по функциональному назначению и характеру использования подразделяется на: - селитебную; - производственную (в том числе внешнего транспорта); - ландшафтно рекреационную. Для определения местоположения участка генерального плана разрабатывают ситуационный план и строят розу ветров для данного поселения. Ситуационный план выполняют в масштабе М 1:2000, 1:5000 (или 1:10000), на нем отображают размещение (существующее или проектное) территорий, их основные структурные элементы, территории соответственно с условными обозначениями (табл. Б1 Приложение Б). Например, для селитебной территории: общегородской центр, ядро центра города, жилая застройка, озеленение территории общего пользования, селитебный район, жилой район, жилой квартал; -для производственной территории: - промышленная зона, научно-производственная, коммунально-складская, зона внешнего транспорта и т.п.; -для ландшафтно рекреационной территории: озелененная территория города (может быть общего, ограниченного пользования, специального назначения), курортная зона. Размещение объектов, которые проектируются, необходимо выполнять соответственно с требованиями охраны окружающей среды. Размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допустимо: - на землях заповедников, заказников, водоохранных зон, и т.п.; - на землях зеленых зон городов (кроме объектов, предназначенных для отдыха, спорта или обслуживания пригородного лесного хозяйства); - в первых зонах санитарной охраны источников водоснабжения, курортов гидрометеорологических станций (кроме объектов, указанных в /1/); - на земельных участках загрязненных органическими и радиоактивными отходами, в опасных зонах отвалов угольных шахт. Санитарно-защитные разрывы между селитебной и ландшафтно - рекреационной зонами должны быть не менее 500 м, а при условиях реконструкции - не менее 100 метров. Промышленные и сельскохозяйственные объекты, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, нужно располагать с подветренной стороны по отношению к селитебным территориям. В районах с выраженным ветровым режимом нужно учитывать повторяемость и скорость ветра. Ветровую нагрузку на данной местности оценивают с помощью розы ветров (рис. 1). Данные для выполнения розы ветров принимаются по Дополнению 4 Строительная климатология и геофизика СНиП 2.01.01-82 «Направление и скорость ветра» На ситуационном плане помечают участок генерального плана (см. рис. 2). Рис. 1. Роза ветров.
Рис. 2. Ситуационный план Тема 2 Проектирование улиц, дорог, проездов и внутриквартальных Площадок Сеть улиц и дорог в городе должна обеспечивать быстрые и безопасные транспортные развязки всех функциональных зон города. В зависимости от транспортного назначения улицы и дороги распределяют на категории (табл. В1, дополнение В). Городские улицы и дороги выделяют из территории застройки. Границы, которые отделяют территорию улиц и дорог от территории застройки, называются красными линиями. Ширину улиц и дорог следует определять с учетом их категорий и в зависимости от расчетной интенсивности движения транспорта и пешеходов, типа застройки, рельефа местности, требований охраны окружающей естественной среды, размещения подземных инженерных сетей, зеленых насаждений, и в пределах красных линий принимать, м: магистральные дороги 50-90 м магистральные улицы: общегородского значения 50-80 м районного значения 40-50 м улицы местного значения (жилищные) 15-35 м поселковые и сельские улицы (дороги) 15-25 м Основные элементы улиц: -проезжая часть; -тротуары; -полосы зеленых насаждений. Проезжая часть улицы должна обеспечивать возможность движения транспорта в двух направлениях и должна иметь не менее двух полос движения (внутреквартальные проезды могут быть однополосные), см. табл. В1 приложение В. Тротуары, предназначены для пешеходов, размещают, как правило, с обеих сторон проезжей части, ширина их принимается кратной 0,75 м (ширина движения для одного пешехода) в зависимости от интенсивности пешеходного движения. Полосы зеленых насаждений на улицах отделяют тротуары от проезжей части, а так же разделяют полосы проезжей части разных направлений. Расстояние от края основной проезжей части магистральных улиц и дорог к линии регуляции жилищной застройки следует принимать не меньше чем 50 метров, а при применении шумозащитных устройств не менее 25 метров. Обычно проектируют улично дорожную сетку микрорайона с учетом требований нормативных документов, максимально сохраняя естественный рельеф на остальной территории. Сетка внутремикрорайонных (внутриквартальных) проездов должна обеспечивать: -удобный подъезд и подход к зданиям и сооружениям, связь с городскими улицами; -соблюдение санитарно-гигиенических требований; -соблюдение противопожарных требований. Въезды на территорию микрорайонов и кварталов и сквозные проезды . должны предусматриваться на расстоянии не больше 300 метров один от другого. Протяжность внутремикрорайонных проездов должна быть минимальной. Для исключения транзитного движения автотранспорта в середине квартала проезды проектируют тупиковыми с оборудованием через каждых 100 метров разворотных площадок шириной 6 метров и длиной 15 метров. Тупиковые проезды протяжностью не более 150 метров допустимо совмещать с тротуаром и принимать шириной не менее 3,5 метра с разворотными площадками 12 х 12 метров или кольцевыми объездами с радиусом по оси проезда не менее 10 метров (см. рис. 3). Проезды, которые ведут к жилым зданиям и пешеходные дороги следует размещать не ближе 5 метров от стен жилых и общественных зданий. К жилым зданиям высотой 9 этажей и более и общественным высотой 5 этажей и более должны быть предусмотренные проезды шириной 3,5 метра с двух продольных сторон многосекционных домов и со всех сторон односекционных домов для проезда пожарных машин. Радиусы закругления проезжей части по краю тротуаров - не менее 12 метров. Поперечный уклон проездов - 0,02. Поперечный профиль - одно или двускатный, выпуклый. Продольные уклоны принимают согласно естественному рельефу, но не менее 0,004 (для асфальтовых покрытий) и не больше максимально допустимых уклонов (табл. В2, дополнение В). Для пешеходного движения в середине микрорайона, как правило, используют тротуары шириной 1,5 метра, а также грунтово-щебеночные дорожки через участки зеленых насаждений. Тротуары на внутреквартальных проездах устраивают только со стороны входа в дом. Поперечное сечение тротуаров и проезжей части подъездов к зданию - односкатный, с поперечным уклоном 0,020. Высота бортового камню тротуара - 150 мм. При проектировании застройки необходимо предусматривать устройство следующих площадок: -детских для игр из расчета 0,7 кв. м на чел., -отдыха старшего населения - 0,2 кв. м/чел; - занятий физкультурой 0,3 кв. м/чел, - хозяйственных целей - 0,3 кв. м/чел; -выгуливание собак - 0,3 кв. м/чел; -стоянки автомобилей - 0,8 кв. м/чел. Наименьшее расстояние их к окнам домов соответственно - 12, 10, 10, 40, 20 и 40 метров. Стоянки для автомобилей размещают согласно табл. БЗ дополнению Б. Тема 3 Разработка генерального плана гражданского здания с учетом
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1435)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |