Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика учебной деятельности в концепции Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова



2016-01-26 710 Обсуждений (0)
Характеристика учебной деятельности в концепции Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова 0.00 из 5.00 0 оценок




В школьном возрасте у детей формируются и развиваются новые виды деятельности и связанные с ними способности. Важную роль начинает играть учебная деятельность. Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания (знания о взаимосвязи существенно общего и частного), овладение которыми посредством этой деятельности развивает у учащихся «основы теоретического сознания и мышления, а также творчески-личностный уровень осуществления практических видов деятельности».

Учебная деятельность школьников строится в соответствии со способом изложения научных знаний, со способом восхождения от абстрактного к конкретному.

Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое исходное общее отношение, обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется во многих других частных отношениях, имеющихся в данном материале.

Фиксируя в какой-то знаковой форме выделенное исходное общее отношение, школьники строят содержательную абстракцию изучаемого предмета.

Продолжая анализ изучаемого материала, они раскрывают закономерную связь исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение изучаемого объекта.

Содержательные обобщения составляют основу системы теоретических знаний. Они включают в себя:

- наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (процесс, время, развитие и др.);

- понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи;

- теоретические образцы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.

Т.о., содержательное обобщение представляет собой постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другим, а через его скрытые конкретные взаимосвязи.

Опираясь на теоретический способ мышления, а также на общую структуру деятельности, предложенную А.А.Леонтьевым, В.В.Давыдов подробно описал структуру учебной деятельности.

Структура учебной деятельности, утверждает автор, включает два основных типа (пласта) компонентов:

1)потребность - задача;

2)мотивы-действия-средства-операции.

Учебная потребность, по определению В.В.Давыдова, это потребность школьника в реальном или мыслительном экспериментировании с тем или иным материалом с целью расчленения в нем существенно-общего и частного с целью прослеживания их взаимосвязи.

В самом начале школьной жизни у ребенка нет потребности в теоретических знаниях, как психологической основе учебной деятельности.

Эта потребность у ребенка возникает в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач. Таким образом теоретические знания, как содержание учебной деятельности являются вместе с тем и её потребностью.

В процессе формирования у младших школьников потребности в учебной деятельности происходит её конкретизация в многообразие мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий.

Мотивы учебных действий конкретизируют потребность в учебной деятельности и побуждают школьников к усвоению способов воспроизводства теоретических знаний. При выполнении учебных действий школьники овладевают прежде всего способами воспроизводства тех или иных конкретных понятий - и через эти способы усваивают содержание этих теоретических знаний.

Мотив обычно реализуется путем постановки и достижения некоторой учебной задачи или системы учебных задач. Суть учебной задачи, как утверждает В.В.Давыдов, состоит в том, что при её решении посредством учебных действий школьники раскрывают происхождение «клеточки» некоторого целостного объекта и используют эту «клеточку» для его мысленного воспроизведения, усваивая при этом общий способ реализации такого процесса.

Учебная задача, которая предлагается учителем школьникам, требует от них:

1)анализа фактического материала с целью обнаружения в нем некоторого общего отношения, имеющего закономерную связь с различными проявлениями этого материала, т.е.построение содержательной абстракции и содержательного обобщения;

2)выведение на основе абстракции и обобщения частных отношений данного материала и их объединения (синтеза) в некоторый целостный объект, то есть построение его «клеточки» и мысленного конкретного объекта;

3)овладение в этом аналитико-синтетическом процессе общим способом мысленного построения изучаемого объекта.

«Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъект» (В.В.Давыдов).

Учебная задача решается путем выполнения системы учебных действий, которые заключаются в:

1)преобразовании условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

2)моделировании выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;

3)преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом» виде;

4)построение системы частных задач, решаемых общим способом;

5)контроле (самоконтроле) за выполнением предыдущих действий;

6)оценке (самооценке) усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

 

 


 



2016-01-26 710 Обсуждений (0)
Характеристика учебной деятельности в концепции Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика учебной деятельности в концепции Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (710)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)