Характеристика учебной деятельности в концепции Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова
12 В школьном возрасте у детей формируются и развиваются новые виды деятельности и связанные с ними способности. Важную роль начинает играть учебная деятельность. Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания (знания о взаимосвязи существенно общего и частного), овладение которыми посредством этой деятельности развивает у учащихся «основы теоретического сознания и мышления, а также творчески-личностный уровень осуществления практических видов деятельности». Учебная деятельность школьников строится в соответствии со способом изложения научных знаний, со способом восхождения от абстрактного к конкретному. Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое исходное общее отношение, обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется во многих других частных отношениях, имеющихся в данном материале. Фиксируя в какой-то знаковой форме выделенное исходное общее отношение, школьники строят содержательную абстракцию изучаемого предмета. Продолжая анализ изучаемого материала, они раскрывают закономерную связь исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение изучаемого объекта. Содержательные обобщения составляют основу системы теоретических знаний. Они включают в себя: - наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (процесс, время, развитие и др.); - понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи; - теоретические образцы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами. Т.о., содержательное обобщение представляет собой постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другим, а через его скрытые конкретные взаимосвязи. Опираясь на теоретический способ мышления, а также на общую структуру деятельности, предложенную А.А.Леонтьевым, В.В.Давыдов подробно описал структуру учебной деятельности. Структура учебной деятельности, утверждает автор, включает два основных типа (пласта) компонентов: 1)потребность - задача; 2)мотивы-действия-средства-операции. Учебная потребность, по определению В.В.Давыдова, это потребность школьника в реальном или мыслительном экспериментировании с тем или иным материалом с целью расчленения в нем существенно-общего и частного с целью прослеживания их взаимосвязи. В самом начале школьной жизни у ребенка нет потребности в теоретических знаниях, как психологической основе учебной деятельности. Эта потребность у ребенка возникает в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач. Таким образом теоретические знания, как содержание учебной деятельности являются вместе с тем и её потребностью. В процессе формирования у младших школьников потребности в учебной деятельности происходит её конкретизация в многообразие мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий. Мотивы учебных действий конкретизируют потребность в учебной деятельности и побуждают школьников к усвоению способов воспроизводства теоретических знаний. При выполнении учебных действий школьники овладевают прежде всего способами воспроизводства тех или иных конкретных понятий - и через эти способы усваивают содержание этих теоретических знаний. Мотив обычно реализуется путем постановки и достижения некоторой учебной задачи или системы учебных задач. Суть учебной задачи, как утверждает В.В.Давыдов, состоит в том, что при её решении посредством учебных действий школьники раскрывают происхождение «клеточки» некоторого целостного объекта и используют эту «клеточку» для его мысленного воспроизведения, усваивая при этом общий способ реализации такого процесса. Учебная задача, которая предлагается учителем школьникам, требует от них: 1)анализа фактического материала с целью обнаружения в нем некоторого общего отношения, имеющего закономерную связь с различными проявлениями этого материала, т.е.построение содержательной абстракции и содержательного обобщения; 2)выведение на основе абстракции и обобщения частных отношений данного материала и их объединения (синтеза) в некоторый целостный объект, то есть построение его «клеточки» и мысленного конкретного объекта; 3)овладение в этом аналитико-синтетическом процессе общим способом мысленного построения изучаемого объекта. «Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъект» (В.В.Давыдов). Учебная задача решается путем выполнения системы учебных действий, которые заключаются в: 1)преобразовании условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; 2)моделировании выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме; 3)преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом» виде; 4)построение системы частных задач, решаемых общим способом; 5)контроле (самоконтроле) за выполнением предыдущих действий; 6)оценке (самооценке) усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
12
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (710)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |