КИНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЛОСКИХ РЫЧАЖНЫХ
МЕХАНИЗМОВ
Кинематический анализ механизма выполняется либо для заданного момента времени, либо для заданного положения входного звена; иногда для анализируемого положения механизма задают взаимное расположение каких-либо его звеньев. Целью кинематического анализа механизма является: 1) Определение положений звеньев и каких-либо выбранных точек этих звеньев. 2) Определение скоростей и ускорений этих точек, а также угловых скоростей и угловых ускорений звеньев. 3) Изучение траекторий движения выбранных точек. Исходными данными при анализе являются: 1) Кинематическая схема механизма. 2) Размеры и иные геометрические параметры звеньев (но только такие, которые не изменяются при движении механизма). 3) Законы движения входных звеньев (или параметры движения, например, угловая скорость и угловое ускорение входного звена в выбранном для анализа положении механизма). Для механизмов, подчиняющихся классификации Л. В. Ассура, порядок кинематического анализа определяется формулой строения: вначале находят параметры движения начальных механизмов и затем – структурных групп в порядке следования их в формуле строения. Здесь следует руководствоваться простым правилом: кинематика любогоэлемента формулы строения может быть изучена только после того, как она изучена для всех предшествующих в этой формуле элементов. Из множества применяемых методов анализа наиболее широко используют аналитические и графоаналитические методы. Из графо-аналитических методов в силу своей наглядности и простоты наиболее употребителен метод планов скоростей и ускорений, тем более что результаты графических построений нередко допускают их обработку точными аналитическими методами. Теоретические основы метода планов Векторный план – это графическое изображение векторного равенства. Построение плана всегда выполняется при строгом соблюдением длин и направлений векторов. В основу кинематического анализа плоских механизмов положена теория плоскопараллельного движения твердого тела и теория сложного движения точки. В соответствии с этим рассмотрим два случая. · Две точки A и B принадлежат одному звену, совершающему плоскопараллельное движение. Скорости этих точек удовлетворяют формуле . (2.1) На рис. 2.1 изображен возможный вид плана скоростей по уравнению (2.1); здесь – полюс плана, в который помещают начала векторов абсолютных скоростей всех интересующих нас точек. Скорости и могут быть любыми, но концы этих векторов на плане обязательно находятся на одной прямой, перпендикулярной линии AB на звене, т.е. . Кроме того, скорость связана с величиной и направлением угловой скорости этого звена ; (2.2) здесь нужно учитывать, что относительная скорость направлена на ту букву плана, которая в обозначении вектора стоит первой (в данном случае – по линии ab на букву b плана). Рис. 2.1
Если скорости двух точек AиB звена известны, то для нахождения скорости любой третьей точки C этого же звена можно воспользоваться соотношением подобия: ˆ . Соотношение для ускорений точек A и B получим, продифференцировав (2.1): ; (2.3) нормальное относительное ускорение всегда направлено вдоль вектора и его величина . (2.4) Вектор (или ); его величина и направление устанавливаются по результату построения плана ускорений (рис. 2.1); тогда угловое ускорение звена . (2.5) Если ускорения точек A и B были найдены, то для любой третьей точки C можно воспользоваться соотношением подобия по аналогии с тем, которое применили при построении плана скоростей: ˆ . · Два звена, участвующих в плоскопараллельном движении, образуют поступательную пару. Абсолютное движение звена 3 (рис. 2.2) относительно неподвижной плоскости может быть каким угодно (в частности, звено может быть неподвижным, или неподвижной может быть только точка B этого звена и т.д.). Но в любом случае это движение можно считать сложным, получающимся в результате сложения двух движений: плоскопараллельного движения направляющей 2 (переносного) и прямолинейного поступательного движения звена 3 по направляющей (относительного).
Для скорости точки B звена 3 отмеченный факт отражают в такой записи: ; (2.6) здесь – абсолютная скорость точки B звена 3; – скорость точки B в переносном движении в данный момент времени (по определению – это абсолютная скорость той точки B2 направляющей 2, с которой в данный момент времени совпадает движущаяся точка B); – скорость перемещения звена 3 по направляющей 2. Важно отметить, что абсолютные скорости точек B и B2 могут быть любыми, но концы векторов и на плане скоростей (рис. 2.2) всегда будут находиться на одной прямой, параллельной направляющей 2, т.е. , или (скорость на плане направлена по прямой в сторону точки b). Чтобы получить требуемое соотношение для ускорений точек B и B2, продифференцируем (2.6); учитывая, что ; ; , получим ; (2.7) в этом уравнении: – абсолютное ускорение точки B звена 3; – ускорение точки B в переносном движении в данный момент времени (абсолютное ускорение той точки B2 направляющей 2, с которой в данный момент времени совпадает движущаяся точка B); – ускорение в движении звена 3 по направляющей 2 (если направляющая 2 прямолинейна, как в нашем случае, то , или ); – ускорение Кориолиса (поворотное ускорение), возникает при перемещении точки по звену, движущемуся непоступательно; для нашего случая ; (2.8) направление ускорения совпадает с направлением вектора , повернутого на 90° в сторону переносной угловой скорости (отметим, что при соединении звеньев с помощью поступательной пары их угловые скорости и ускорения одинаковы, т.е. , ). Заметим, что рассмотренных двух типов кинематических соотношений достаточно для исследования кинематики любой плоской структурной группы. Таблица 2.1 Определение скоростей и ускорений для структурных групп второго класса
Продолжение табл. 2.1
Окончание табл. 2.1
Вопросы для самопроверки 1. Опишите последовательность кинематического анализа плоского механизма. 2. Запишите уравнения планов скоростей и ускорений для любой структурной группы II класса, содержащей внутреннюю поступательную пару. 3. Запишите уравнения планов скоростей и ускорений для любой структурной группы II класса, содержащей хотя бы одну внешнюю поступательную пару. 4. Как определяют величину и направление ускорения Кориолиса? 5. В каких случаях при построении планов скоростей и ускорений применяют метод подобия? 6. По какому признаку можно установить, является ли равномерным (или неравномерным) относительное движение звеньев, образующих поступательную пару?
Задача 2.14 Для кинематической цепи известны: размеры звеньев BC и h; положение, скорость и ускорение точки A; положение (угол a), угловая скорость и угловое ускорение звена 2; положение, скорость и ускорение точки B. Описать порядок построения положения точки С; написать уравнения планов скоростей и ускорений, в результате решения которых будут найдены скорость и ускорение точки С, а также угловая скорость и угловое ускорение звеньев 3 и 4.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2683)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |