КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
ТЕМА: “Социология как наука, ее предмет и методы” Человек зачастую сталкивается с большим количеством сложных противоречивых ситуаций, в результате которых необходимо делать собственные выводы ,принимать оптимальные решения. Это невозможно без знания основных социологических понятий, принципов и тенденций общественного развития. Социология – наука, изучающая общество и процессы в нем происходящие, от древнегреческого «социо» - общество, «логос» - наука. Предмет социологии: общество, социальные процессы, индивид, социальные институты, социальные взаимодействия и социальные движения… Значение знаний по социологии: 1. Помощь специалистам, ориентированным на взаимодействие с различными социальными группами и индивидами. 2. Помощь в управлении поведением людей, разрешении конфликтов, проведении реформ и инноваций на предприятии. 3. Изучение общественных явлений способствует умению применять власть, открытию новых альтернатив для принятия жизненноважных решений. Социологический анализ необходим: 1. При оценке политических предпочтений. 2. При подборе и расстановке кадров. 3. При оценке эффективности рекламной компании… Социология как наука возникла в 40-е-50-е г. XIX века в связи с развитием буржуазной формации и функционированием новых демократических органов власти (в первую очередь парламента). Понадобилось изучение общественного мнения и специальные кадры социологов, работающих на научной основе. Впервые термин социология появился в работе французского философа Огюста Конта «Курс позитивной философии» в 1842г. Конт считал, что социология должна помогать эволюционному развитию общества, без потрясений и революций. Он считал, что социология должна состоять из двух частей: 1. Социальная статика – это изучение общества в определенный момент. 2.Социальная динамика – это изучение общества в развитии. Принципы социологии: 1. Принцип всеобщности. Означает, что любой факт социальной действительности социология рассматривает как проявление всеобщей закономерности. 2. Принцип целостности. Любой факт рассматривается как часть целого процесса. 3. Принцип конкретности. Любой факт рассматривается в конкретном аспекте: региональном, национальном, половом, возрастном. Методы социологии: 1. Анализ документов. 2. Наблюдение. 3. Опрос. 3.1. Интервьюирование. 3.2. Анкетирование 4. Эксперимент Уровни социологического знания: 1. Эмпирический – это сбор фактов социальной действительности. (Фактография) 2. Теоретический – это осмысление фактографии. Необходимо сочетание двух уровней, т.к. теория без практики «мертва», а практика без теории «слепа». Общесоциологические теории: 1. Макросоциологическая – это изучение в первую очередь общества в целом,и лишь за тем индивида. 2. Микросоциологическая – это изучение индивида и межличностных отношений. Необходимо сочетание двух теорий. Впервые заслуга сочетания принадлежит К.Марксу и Ф.Энгельсу, создавшим теорию коммунистического общества. Система исследовательских процедур: 1. Формирование гипотезы. 2. Формулирование цели и задач. 3. Использование методов. 4. Подготовка концепции решений. 5. Принятие решений. Д.З.: 1. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии : уч. пособ. для ср. проф. уч. зав. / Г.И. Козырев.-М.: Инфра-М, 2008.-239 с., гл. 4 п.2-4 .КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ТЕМА: “Общество, как социокультурная система” «?»Общество – обособившаяся от природы часть материала мира… «?»Общество – это совокупность социальных групп, социальных институтов, индивидов.
Признаки общества: 1. «?»Территория, как географическое пространство. 2. «?»Устойчивость – это способность воспроизводить внутренние взаимосвязи. 3. «?»Социальная стабильность – развитие без кризисов, потрясений, глобальных конфликтов, гражданских войн… Черты зрелого общества: 1. «?» Автономность – это способность создавать условия: 1.1. Для реализации разумных интересов и потребностей индивидов. 1.2. Для самоутверждения и профессиональной деятельности. 1.3. Для приобщения к материальным и духовым ценностям. 2. «?» Самодостаточность – это способность существовать без внешних воздействий. 3. «?»Интегрирующая сила – означает, что общество приобщает каждое новое поколение к правилам и нормам поведения. 4. «?» Достаточно высокий уровень экономического развития. Классификация социальных систем: 1. Традиционное общество- 1.1. «?» Преимущественно аграрный тип хозяйства. 1.2. «?»Зачастую низкие темпы экономического развития. 1.3. «?» Низкая мобильность индивида. 1.4. «?» Традиции и обычаи подавляют индивида 2. Индустриальное общество- 2.1. «?» Наряду с сельским хозяйством развивается промышленность. 2.2. «?»Высокая мобильность индивида. 2.3. «?» Более высокие темпы экономического развития. 2.4. «?»Традиции и обычаи рационально сосчитаются с правом и свободой индивида. 3. Постиндустриальное общество- 3.1. «?» Технологическая революция с 70-х годов XX века (автоматизация производства, роботизация, появление различных систем связи, биогенетика и генная инженерная) 3.2. «?» Информационное общество. 3.3. «?» Вместе с тем существует опасность негативного влияния технократической элиты на гражданское общество. (Зомбирование, эффект 25 кадра…) · Д.З.: Козырев Г.И. Основы социологии и политологии : уч. пособ. для ср. проф. уч. зав. / Г.И. Козырев. - М.: Инфра-М, 2008.-239 с., гл. 3 · Конспект · Проблемное задание
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |