Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретико-организационные основы профессиональной адаптации



2016-01-26 392 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретико-организационные основы профессиональной адаптации 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

В современном обществе, находящемся на пути всемирной глобализации, большое значение приобретают вопросы формирования кадровой среды российских предприятий. Особенно становится важным установление таких социальных норм в основных требованиях к персоналу организации, которые способствуют ее росту и развитию, в том числе за счет привлечения и закрепления в кадровом составе профессионально подготовленных молодых специалистов, обладающих профессиональной компетентностью, творческим потенциалом, устойчивыми психофизическими характеристиками.

Большие изменения в этом направлении претерпевают библиотечные учреждения в связи с принятием новых законов, введением нового порядка финансирования, разработкой и внедрением автоматизированных технологий, трансформацией культурных норм, ценностей и т.д. Это актуализирует проблему адаптации, возникает существенная необходимость систематического поиска рациональных путей и способов приспособления молодых библиотечных специалистов к меняющимся условиям. Развитие новых информационных технологий обусловливает появление новых механизмов привыкания, которые наряду с традиционными, требуют изучения, анализа и систематизации. Адаптация для молодых библиотечно-информационных специалистов имеет особое значение. С одной стороны она дает возможность молодому работнику достичь профессиональной компетентности, а с другой – интегрироваться в кадровую и социальную структуру организации. Быстрое включение молодых специалистов в производственную деятельность играет большую роль, поскольку от степени, сроков и результатов приспособления в определенной мере зависит эффективность всей последующей трудовой деятельности, их стабильность, уровень активности, состояние трудовой дисциплины, процесс формирования личности. Результаты привыкания отражаются на показателях работы всей организации в виде потерь рабочего времени, дополнительных издержек, связанных с переквалификацией. В связи с этим перед руководителями библиотек остро встает проблема оперативной профессиональной и социально-психологической адаптации персонала к новым условиям профессиональной среды. Комплексный подход к организации работы с молодыми специалистами, а также планирование ее на перспективу являются основой успешной их адаптации, способствуют росту трудовой активности, повышению квалификации и профессионального мастерства. Однако необходимо отметить, что особая значимость приспособления молодых библиотечно-информационных работников в нашей стране еще очень слабо осознается руководством и работниками служб персонала многих государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений, где не применяются даже базовые программы адаптации не только для молодых библиотечно-информационных специалистов, но и для других категорий работников. Поэтому актуальность научного анализа проблемы адаптации персонала в российских организациях сегодня в целом высока, и тем более целесообразно и необходимо изучать процессы адаптации молодых специалистов, разрабатывать специальные программы и технологии адаптации, учитывающие все современные требования, положительный отечественный и зарубежный опыт.

Общеметодологическую основу исследования проблемы адаптации человека в обществе можно найти в классической философии на всех этапах ее формирования и развития, начиная с трудов Платона и Аристотеля, в которых уже была отражена необходимость приспособления личности к своей профессиональной и социальной роли. Впервые феномен адаптации индивида к социальной среде начал изучаться в русле психологической науки, в основном, в рамках конфликта личности и ее социального окружения. В этом направлении можно выделить труды З. Фрейда и работы Г. Гартмана. Проблема адаптации личности в сфере труда приобретает особую важность и становится объектом активного изучения в 60-е — начале 70-х годов прошлого столетия в связи с необходимостью повышения эффективности производства. Развитие психологической науки и психологии труда, в частности, позволило широко и многосторонне изучать профессии, сопоставлять их, проводить рационализацию труда, что повлияло также на исследования труда и личности библиотекаря, к которым начали привлекаться социологи, психологи, медики. Профессиональная, социально-психологическая, квалификационная характеристика библиотечного труда была изложена в публикациях Т.В. Вороновой, С.А. Дубинской, А.С. Чачко, а также в коллективных работах крупнейших библиотек страны. Хотя при описании результатов проведенных ими исследований термин «адаптация» не применялся, фактически рассматривались отдельные аспекты адаптации библиотекарей к профессиональной среде. Понятие «профессиональная адаптация» получает распространение в библиотечной сфере в конце 70-х — 80-х годов и используется для характеристики процесса введения в трудовую деятельность молодого специалиста. К концу второго тысячелетия теоретики и практики библиотечного дела начинают рассматривать проблему адаптации библиотечного специалиста в аспекте информатизации библиотечных процессов. Однако предлагаемые решения этой проблемы сводятся лишь к необходимости актуализации знаний, что является явно недостаточным. Это подтверждают исследования отечественных и зарубежных специалистов в области психологии, эргономики и компьютерных технологий (М.И. Бобнев, О.И. Волков, Б.Кемп А.А. Крылов, Б.Ф. Ломов, П. Молхолт, С.В. Пушкова, и др.), которые утверждают, что внедрение в профессиональную деятельность автоматизированных технологий требует не просто актуализации знаний, но и социально-психологической адаптации личности. Многоаспектно рассматривая автоматизацию библиотечной деятельности, А.С. Чачко также подтверждает этот факт, обращая внимание на психологические барьеры, которые испытывает и преодолевает библиотекарь при переходе к информационным технологиям.

Объектом исследования в настоящей выпускной квалификационной работе являются молодые библиотечно-информационные специалисты в российских организациях. Предметом исследования выступают процессы адаптации молодых библиотечно-информационных специалистов в современных российских условиях. Открытыми для научного анализа остаются проблемы формирования управленческих механизмов и технологий приспособления молодых специалистов в современных российских условиях, создания условий и факторов их дальнейшего профессионального и должностного развития, поиска путей решения перспективных задач создания инновационно-ориентированного кадрового потенциала российского общества в целом и отдельных организаций в том числе.

Цель исследования – выявить основные проблемы процессов адаптации молодых библиотечно-информационных специалистов в российских организациях и обосновать направления, цели и задачи их оптимизации и совершенствования на современном этапе. Научно-практическая значимость работы состоит в анализе и синтезе полученной информации, использование ее для рассмотрения адаптационного процесса работников как социально-организационного, выделении проблем и установление перспектив совершенствования процессов адаптации, разработка ряда организационно-распорядительных документов в организации, выполнение их и самое главное понимание руководителей важности приспособления молодого сотрудника в коллективе и структуре учреждения.

 

Глава 1. Теоретико-организационные основы профессиональной адаптации.



2016-01-26 392 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретико-организационные основы профессиональной адаптации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретико-организационные основы профессиональной адаптации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (392)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)