Особенности авторской сказки как жанра литературы
Это жанр повествования с фантастическим или волшебным сюжетом, происходящим в реальном или волшебном мире, в котором могут действовать как реальные, так и вымышленные персонажи. Автор может поднять моральные, социальные, эстетические проблемы истории и современности. Определения похожи, но во втором, касающемся литературной сказки, есть определенная конкретизация и уточнения. Они отображают место действия, образы героев, а также автора и проблематику произведения. Теперь перечислим главные черты литературной сказки: 1. Отражает эстетику и мировоззрение своей эпохи. Заимствование у народной сказки персонажей, образов, сюжетов, особенностей языка и поэтики. 2. Сочетание вымысла и реальности. 3. Гротескный мир. 4. Присутствует игровое начало. 5. Стремление к психологизации героев. 6. Позиция автора ярко выражена. 7. Социальная оценка происходящего. Зачем детям сказки? Вопрос, конечно, интересный. Есть подозрение, что сказки нужны всем, даже взрослым, ведь сказка – это приглашение окунуться в иной мир, встретиться с интересными персонажами, успеть полюбить положительных героев и испытать негодование к отрицательным. Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает нам незыблемую уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни. Сказки хорошие помощники для взрослых! Они могут подсказать, как поступить в аналогичной ситуации в жизни.Сюжеты многих сказок пропитаны оптимизмом - нам этого так не хватает в жизни! Литературная сказка как жанр, безусловно, является поучающим направлением литературы. Кажется, спрос на данные произведения не будет исчерпан никогда, они будут непременно и постоянно востребованы у детей, и взрослых. Чем же она отличается от фольклорной, народной. Ну, во-первых, тем, что у нее есть конкретный автор, писатель или поэт (если она в стихах). А фольклор, как известно, предполагает коллективное творчество. Особенности литературной сказки в том, что она объединяет в себе принципы и фольклора, и литературы. Можно и так сказать: это следующая ступень эволюции фольклора. Ведь многие авторы пересказывают известные сюжеты сказок, считающихся народными, используя тех же персонажей. А иногда придумывают новых оригинальных героев и рассказывают об их приключениях. Оригинальным может быть и название. Литературных сказок придумано сотни, но у всех есть конкретное авторство и ярко выраженная авторская позиция. В нашем случае, наше нелёгкоевремя, когда мы неумолимо черствеем – сказка просто необходима. В ней зашифрованы важные законы жизни, благодаря которым возможно сохранить духовное здоровье.
Тема, идея, сверхзадача сказки Чтобы проанализировать любое произведение, относящееся к тому или иному роду, нужно суметь выделить в нём тему и идею. Под темой чаще всего понимается то, о чём идёт речь в произведении. Тема, в переводе с древнегреческого, буквально означает «нечто, положенное в основу». Предметом изображения в художественной литературе могут быть различные явления жизни общества, человека, природы. Темасказки-комедии – Возвращение главного героя Писателя Пумпочкина в своё детство. Несмотря на возраст «все мы родом из детства» человек должен не забывать об этой удивительной стране, оберегать её, и иногда возвращаться в своё чудесное время, чтобы душа немного оттаяла, стала чище и добрее. Идея - это главная мысль пьесы, то, ради чего автор написал пьесу. Идея должна быть сформулирована так, чтобы она не была абстрактна, а была горячим лозунгом - "Не могу молчать!". Если идея не ранит сердце, то произведение не воздействует. Идейный момент очень опасно превращать в формальный, декларированный. Идея сказки-комедии – все взрослые персонажи пьесы должны вспомнить, как они были маленькими, для того чтобы сохранить этот сказочный мир в себе,быть счастливыми, жить в атмосфере радости и безграничной любви. Сверхзадача — термин, введённый К. С. Станиславским для обозначения той главной цели, ради которой создаётся пьеса, актёрский образ или ставится спектакль. Сверхзадача сказки-комедии – всю жизнь согревать, не бояться сохранить детские воспоминания в себе, показать детям, как прекрасно быть маленьким и что нужно беречь каждое мгновение этих прекрасных дней. А взрослым напомнить и словно по волшебству волшебной палочки перенести их на мгновение в мир дразнилок, игрушек, самокатов, шаров и нежных маминых колыбельных песен.
Фабула и сюжет. В литературном произведении под сюжетом подразумевается расположение событий с целью достигнуть желаемого эффекта. Сюжет -это серия тщательно продуманных действий, которые приводят через борьбу двух противостоящих сил (конфликт) к кульминации и развязке. В предельно общем виде сюжет - это своего рода базовая схема произведения, в которую входит последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. Термином "сюжет" обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Сюжет пьесы «Все мальчишки - дураки! Или И вот однажды». «Тишина. Полумрак. В большом гамаке, укрывшись клетчатым пледом с бахромой, кто-то спит. Гамак тихо покачивается. На сцену выруливает на велосипеде Царь в короне. Подъезжает к гамаку, приподнимает плед, заглядывает. Из-под пледа раздается перепуганный вопль, и тут же знаменитый писатель Пумпочкин садится в гамаке в окружении подушек и подушечек. Царь сообщает ему страшное известие, что пропал замечательный Папа. Просто чудесный. С большой пушистой бородой. А украло его Лысое Чудовище, что бы делать из папиной пушистой бороды парики, и теперь его держат в шкафу, где недоеденная банка варенья из молодых мухоморов и мышиные хвостики. А помочь в этом горе может только взрослый писатель Пумпочкин, сочинив сказки для Лысого Чудовища, оно обожает сказки. Но дело в том, что писатель никогда не сочинял сказки, он ведь взрослый, серьёзный - Писатель Пумпочкин. Он даже забыл, как они сочиняются, а лучшим лекарством для вспоминания является прошлое, да, именно, взрослому писателю необходимо вспомнить себя маленьким. В этом ему первый помогает доктор, т.е. милиционер: «…Нет, вы точно раньше были маленьким. Просто вы забыли. Вам обязательно надо вспомнить, как вы были маленьким. (Пишет рецепт.) Попробуйте три раза в день громко орать. Пять раз в день пронзительно визжать. Шесть раз в день садиться на велосипед, проезжать на всей скорости по лужам, поднимать ноги и ужасно вопить. Прыгать с разбегу в кучи осенних листьев. Делайте лечебную гимнастику. Регулярно ходите на голове. Почешите левой ногой правое ухо. Если свое ухо не получится почесать, почешите ухо какого-нибудь соседнего дедушки. Только своей собственной ногой. Должно помочь. А главное, по ночам деритесь изо всех сил подушками…». Второй герой сказки , который пытается помочь писателю это Грабительница, залезшая к нему в дом. Она помогает ему вспоминать весёлое, беззаботное детство. Пумпочкин вспомнил, как учился в барабанной школе, и что он не всегда был мальчиком, а иногда превращался в примерную девочку Анечку. У Анечки была злая учительница со вставной челюстью и много вредных школьных подружек. На протяжении всей пьесы автор знакомит нас с разными персонажами, которые вспоминают своё детство, и даже у Лысого Чудовища оно было. Ведь у каждого должно быть детство. Как в сказке, так и в жизни детство всегда заканчивается влюблённостью, так произошло и с героями сказки. Грабительница рассказывает о своем случае из жизни«…А вот у меня тоже в детстве случай был – закачаешься. Когда я была маленькая, я была очень… противная. Я все время кусалась, щипалась, обзывалась и дралась. Но на самом-то деле это все было не потому, что я была такая противная. А просто я больше всего на свете любила мириться. Чтобы вот так вот сцепляться мизинцами и говорить «мирись-мирись-мирись». Я так часто со всеми мирилась, что у меня даже мизинец, оттопыренный, на всю жизнь остался. Вот! И вот однажды осенью я гуляла в саду «Эрмитаж». И увидела очень красивого мальчика… Ой. (Хватается за сердце.) Не могу говорить, волнуюсь…Он был такой красивый! Немножко кудрявый, задумчивый и в красном шарфике. И мне тут же захотелось с ним помириться. И долго-долго трясти мизинцами. Но ведь чтобы помириться, надо сначала как следует поссориться.И я… И я стала… Ой! Не могу. Стесняюсь.И я стала кидаться в него шишками, камнями, каштанами, желудями и палками. (Кидается). Но не попала. Тогда я подошла к нему поближе и изо всех сил показала ему язык. (Показывает). Бээээээээ! А он только улыбнулся. Тогда я сказала: «А у меня зато волосы - рыжие!» Потому что я думала, что он сейчас начнет дразниться, и тогда уж мы точно поссоримся. А он сказал: «Красивые какие волосы!» И дал мне конфету. И я поняла, что я с ним никогда не помирюсь. Потому что не поссорюсь. И я ушла…». Писатель (подскакивает как ужаленный). «Вы?! Так это были вы?!» Грабительница. «Не может быть! Это вы?» Писатель. «Вот мой красный шарфик! Только он стал совсем маленьким, как носовой платок. Я ведь думал, что вы обиделись, потому что я вам сосательную конфету дал, а вы хотели кусательную! Вот! Возьмите, пожалуйста, шоколадную! Я специально для вас всю жизнь в кармане ношу!» (Показывает огромную конфету). Писатель и грабительница бросаются друг к другу в объятья. В это время выходит Лысое Чудовище, рыдая оно рассказывает о своём детстве, жалуется на свою лысину и переживает, что украл Папу у детей. Лысое Чудовище решаетсяосвободить пленника, однако Папа уже сам сбежал. Он не обижается на похитителя, а наоборот приносит ему мазь против лысины и пытается вместе с Писателем Пумпочкиным вспомнить своё детство, а в этом им помогает справедливая Царица. Видите, как все хорошо получается, когда взрослые помнят, что они тоже были маленькими. Папы! Мамы! Троюродные тети! Семиюродные прадедушки! Все вспомнили, как были маленькими? То-то же! Вот теперь вспоминайте почаще. Приказ очень важнойглавности. Все герои начинают вспоминать своё детство и делиться интересными смешными историями.
Главный конфликт Конфликт - (лат. conflictus – столкновение, разногласие, спор) – специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей. Специфическим содержанием конфликта является борьба между прекрасным, возвышенным и безобразным, низменным. Конфликт в литературе является основой художественной формы произведения, развития его сюжета. Конфликт и его разрешение зависит от концепции произведения. В сказке» Все мальчишки – дураки! или И вот однажды…» главным конфликтом является борьба героев за воспоминание о детстве, «даже если вы забыли попытайтесь вспомнить…!» Все герои сказки обязаны помочь Пумпочкину вспомнить его детство, ведь иначе Лысое Чудовище не отдаст Папу.
Сквозное действие Действенное, внутреннеестремлениечерез всю пьесу двигателейпсихической жизни артисто-роли мы называем - сквозное действие спектакля. Сверхзадача реализуется через сквозное действие. СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ - ЭТО ТА БОРЬБА, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОЙ УТВЕРЖДАЕТСЯ СВЕРХЗАДАЧА. Сквозное действие в спектакле возникает на наших глазах. Это то, зачем должен следить зритель. Это реализация конфликта пьесы через событийно действенный ряд. В определение сквозного действия произведения всегда присутствует слово "борьба" за что-то, ради чего-то. Для актера верно найденное сквозное действие рождает верное сквозное самочувствие. Не будь сквозного действия - все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга, без всякой надежды ожить. В современной драматургии не просто вскрыть сквозное действие, его надо найти, обнаружить и оно станет тем стержнем, на который нанизывается борьба. Поскольку сквозное действие борьба, то само собой существует и контрсквозноедействие, которое обычно не называют, но оно подразумевается. На мой взгляд,сквозное действие в пьесе это стремление ПисателяПумпочкина поскорее вырасти, стать взрослыми и серьёзным писателем со своими житейскими проблемами, а чем старше мы становимся, тем больше у нас возникает сложностей. Но не нужно торопиться, ведь время так быстротечно, нужно уметь наслаждаться тем, что мы имеем и пытаться сохранить любое доброе воспоминание о детстве, ведь эти далёкие воспоминания будут вызывать только положительные эмоции и даже помогут найти выход из трудной ситуации. Контрсквазное действие– это те причины, по которым ПисательПумпочкин не хочет вспоминать моменты из детства, а именно лень, душевное равнодушие, чёрствость, обыденность, хаос повседневной жизни.
Жанр произведения Следующим этапом работы над пьесой является изучение жанра драматического произведения. Жанр зависит от отношения автора к изображаемым им в пьесе событиям и образам, это язык и способ общения автора с теми, кто читает или будет ставить его пьесу. Жанр (для драматурга) - угол зрения на проблему. Жанр (для режиссера) -угол зрения на пьесу, содержащую проблему. Таким образом, в результате познания действительности у нас рождаются те или иные мысли и одновременно те или иные чувства. Мы не должны отделять одно от другого. Мысли и чувства, слившиеся в одно целое, представляют собой во всей полноте наше отношение к изучаемой действительности. Это отношение должно найти выражение и в любом спектакле, только тогда оно будет вызывать полноценное впечатление у зрителя. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К СОБЫТИЯМ И ОБРАЗАМ ПЬЕСЫ И СОСТАВЛЯЕТ ЕЕ ХАРАКТЕР, ЖАНР, или, как точно и образно сказал Г.А. Товстоногов: "УСЛОВИЯ ИГРЫ". Жанр сказки Ксении Драгунской «Все мальчишки – дураки! или И вот однажды…» я определила как комедийная сказка. Комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества. В пьесе высмеиваются все те, кто перестал верить в волшебство и в одноглазых пиратов. Взрослая учительница по кувырканию, Учительница барабанной школы, Писатель Пумпочкин и даже Папа с пушистой бородой тоже забыл своё детство. Сказка — это жанр литературного творчества, чаще всего в сказках присутствует волшебство и различные невероятные приключения… Такие приключения, которые переживает наш главный герой – Писатель Пумпочкин.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6689)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |