Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Первобытное общество на территории Беларуси



2016-01-26 1720 Обсуждений (0)
Первобытное общество на территории Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение в дисциплину «История Беларуси».

 

1. История как наука, ее предмет и задачи. Древние цивилизации. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.

2. Первобытнообщинный строй на территории Беларуси.

 

№ 1. История как наука, ее предмет и задачи. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Типы цивилизаций.

Слово "история" (с греч. яз. – historia) означает "рассказ о прошедшем". Предметом дисциплины «История Беларуси» являются общие закономерности и особенности политического, экономического, культурного и духовного развития белорусского народа с древнейших времен до наших дней.

История Беларуси как самостоятельное направление современного обществознания решает актуальную задачу – дать такой объем информации по отечественной истории, усвоение которой позволило бы не только хорошо ориентироваться во всех исторических периодах, но и уметь анализировать и объяснять эти события, формировать на этой основе способности к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации.

Важнейшие функции истории:

· познавательная (накопление знаний и обобщение социального опыта),

· практическая (изучение влияния событий прошлого на современность),

· воспитательная (осуществляет всестороннее воспитание людей, в первую очередь, любовь к своей земле, народу, Отчизне).

Истори­ческие источники–все то, что осталось из прошлого и содержит информацию о нем.

Исторические источники можно разделить на группы:

1. Устные (фольклор: пословицы, поговорки, легенды, песни, загадки).

2. Письменные (летописи, хронографы, хроники, мемуары, дневники).

3. Вещественные: археологические и этнографические.

4. Художественно-изобразительныеи художественно-графические (памятники архитектуры, скульптуры, графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).

Периодизация истории Беларуси:

1. Древнее общество(100-40 тыс. лет до н.э. – V в. н.э.):

· каменный век (100-40 тыс. лет до н.э. – III тыс. до н.э.):

- палеолит (100-40 тыс. лет до н.э. – 10 тыс. лет до н.э.),

- мезолит (IX – V тыс. лет до н.э.),

- неолит (IV – III тыс. до н. э.);

· бронзовый век (II тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э.);

  • железный век (начало I тыс. до н.э. – V в. н.э.).

2. Средневековье (конец V – XV вв.):

· раннее (V – IX вв.);

· высокое (X – XIII вв.);

· позднее (XIV – XV вв.).

3. Новое время(XVI – начало XX вв.):

· оформление феодальной системы и вызревание ее кризиса (XVI – конец XVIII вв.);

· гене­зис и утверждение капитализма, кризис буржуазного общества (конец XVIII в. – 1917 г.).

4. Новейшее время (1918 г. – до наших дней).

В исторической науке существуют различные подходы объяснения истории человеческого общества, наиболее известными из которых являются формационный и цивилизационный.

Известный немецкий мыслитель и общественный деятель К. Маркс (1818 - 1883 гг.) объяснял прогресс человечества в виде закономерной смены пяти основных общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Переход к новой формации осуществляется в результате социальных революций. Формационный подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Формационный подход со временем уступил место более научно обоснованному – цивилизационному, который стал складываться еще ранее, в XVIII в., но окончательно оформился в XIX – начале XX вв. Его основателями можно считать французских философов-просветителей Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Д. Дидро. Цивилизационный подход основывается на изучении истории как совокупности многочисленных, самобытных цивилизаций.

Цивилизация– устойчивая культурно-историческая общность людей, которая достигла определенного уровня развития, со свойственными ей духовными ценностями, близкими условиями материального производства, единством социально-политического развития, общими этническими чертами и географическими границами. Важнейшие признакицивилизаций: имущественная и социальная дифференциация, наличие политической системы (государства), письменности, науки, искусства.

История древних цивилизаций охватывает период с сер. IV тыс. до н.э. до конца V ст. н.э. Первые цивилизации возникли на территории Древнего Востока: Древняя Месопотамия (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия), Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия, Малая Азия, Сирия, Финикия, Палестина, Иран; а также вЕвропе: Древняя Греция и Древний Рим.

Древние цивилизации прошли в своем развитии 3 основных этапа:

I этап – складывание классового общества и государства (конец V – IV тыс. до н.э.);

II этап – расцвет древних обществ, наивысшее развитие рабовладельческих отношений (III-II тыс. до н.э. – конец I тыс. до н.э.);

III этап – упадок древних обществ, переход к феодализму (I – V вв. н.э.).

Начало истории цивилизаций связано с «неолитической революцией», в результате которой произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. В наше время выделяется комбинированный подход к пониманию цивилизации, предложенный английским историком А. Тойнби (1889 - 1975 гг.), который насчитывал в мире 13 самостоятельных цивилизаций, проходивших одни и те же фазы. В историческом процессе А. Тойнби выделял несколько цивилизационных стадий:

· аграрно-традиционная (рабовладельческое и феодальное общество), для которой характерны признание господства государства над обществом, всесилие аппарата государственной власти, развитие земледелия и ремесла в условиях господства натурального хозяйства;

· индустриальная (капитализм), которая характеризуется зарождением и развитием капиталистических отношений, началом промышленного переворота и внедрением в производство достижений науки и техники;

· постиндустриальная, которая возникла во второй половине XX в. под влиянием научно-технической революции и сможет использовать информационные технологии и другие технологические продукты «века компьютеров».

Таким образом, цивилизационный подход к изучению белорусской истории поможет показать ее как неразрывную часть единой всеобщей истории во взаимодействии и взаимосвязи с историями других народов.

№ 2. Первобытнообщинный строй на территории Беларуси.

История человечества начинается с глубокой древности и связана с появлением и деятельностью человека. Существуют различные теории происхождения человека:религиозная, эволюционная, космологическаяи др.

Многие религии мира, в том числе христианство, показывают происхождение человека как акт Божьего творения. Встречаются очень схожие мифы народов, которые жили на далекой протяженности друг от друга. К примеру, возникновение Света из хаоса, создание человека Богом или Богами из глины встречаются в мифах Месопотамии, Ирана, Египта, Китая.

Английский ученый Ч. Дарвин (1809 – 1882 гг.) связывал происхождение человека от вымершего вида человекоподобной обезьяны. В дальнейшем эволюционную теорию развил немецкий ученый Ф. Энгельс (1820 – 1895) о главной роли труда в процессе развития человека. Важнейшие знания по истории первобытного человека внесла археологическая наука, исследования которой являются на сегодняшний день очень важными.

Первобытнообщинный строй – это период от появления первых людей и до возникновения классового общества. Характерные черты первобытнообщинного строя: постепенная биологическая эволюция человека, коллективная собственность на средства производства, равное распределение средств существования. Выделяют три основных этапа первобытнообщинного строя: первобытное человеческое стадо, формирование и расцвет родового общества (материнский род) и его разложение на отличающиеся друг от друга социальные группы.

В зависимости от материалов, которые шли на изготовление орудий труда, выделяют каменный (палеолит, мезолит, неолит), бронзовый и железный века.

Каменный век на территории Беларуси длился с момента появления здесь первых людей 40 тыс. лет назад и закон­чился приблизительно 3 тыс. лет до н.э. В конце среднего палеолита возникло родовое общество и завершилось формирование человека современного физического типа – кроманьонца (останки такого типа человека нашли в пещере Кро-Маньон во Франции). Заселение Беларуси началось с ее южных районов. Самые древние стоянки человека на территории Беларуси найдены около дд. ЮровичиКалинковичского района и Бердыж Чечерского – Гомельской области (26-24 тыс. лет назад). На рубеже среднего и позднего палеолита появились начальные формы племен, состоявших из нескольких родов. Племена управлялись коллективно, старейшинами родов, из которых избирались вожди. Матриархат –сложившиеся отношения, в результате которых родство первоначально велось по материнской линии, так как женщина в этот период играла главную роль в жизни общества.

После таяния последнего ледника (XIII − XI тыс. лет до н.э.) произошло потепление. Территория Беларуси постепенно покрылась реками и озерами, лесами, была заселе­на более мелкими лесными зверями. В эпоху мезолита (IX – V тыс. лет до н.э), с юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее заселение территории Беларуси. Открыто более 100 стоянок этого времени в Поднепровье, Понеманье, в бассейне Припяти и менее всего в Подвинье. Характерные черты мезолита: индивидуальная охота, изобретение лука и деревянных стрел с каменными наконечниками, использование просверленных и шлифованных каменных топоров, зернотерок, деревянных челнов (лодок). Для этого периода характерен переход к оседлой жизни. Основные занятия людей в палеолите и мезолите: собира­тельство, загонная охота, рыболовство, бортничество. Человек брал от природы всё в готовом виде, поэтому такой вид хозяйства называется присваивающим. Примерно с V тыс. до н.э. зарождаются гончарство и ткачество.

Период неолита (IV – III тыс. до н.э) оставил свыше 600 стоянок, обнаруженных в бассейнах рек Припять, Сож, Неман. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляночных жилищ, которые располагались вдоль рек, в поймах. Люди начали приручать диких животных, а затем перешли к их разведению. Таким образом происходит переход от охоты к животноводству. Собирательство женщинами семян диких растений постепенно при­вело к земледелию – обработке земли с целью выращивания растений. Сначала земледелие было мотыжным, затем – подсечно-огневым, или лесным. Переход от присвоения человеком даров природы к производству про­дуктов в исторической науке называется “неолитической революцией”. Переход от охоты и собирательства к животновод­ству и земледелию означал переход от присваивающего к производящемухозяйству. В период неолита совершенствовались каменные орудия труда: появились шлифовка, сверление. Основным материалом для изготовления орудий труда оставался кремень.

В период бронзового века (II тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э.) появляются изде­лия из меди и бронзы, которые привозились из Закавказья и Прикарпатья посредством обмена. Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзо­вом веке стали основными занятиями мужчины. Пат­риархат – сложившиеся отношения, при которых родство определялось по мужской линии, так как мужчина занимал господствующее положение в обществе. Основной хозяйственной ячейкой становится патриархальная семья (община), состоявшая из нескольких поколений ближайших родственников по отцу с их женами и детьми. В этот период выделялись роды и племена, которые больше, чем другие, выращивали скота, получали зерна, владели материальными ценностями. Таким образом, появляется имущественное неравенство.

В железном веке (нач. I тыс. до н.э. – V в. н.э.) происходят значительные изменения в хозяйственной деятельности, этническом составе населения, общественных отношениях и мировоззрении людей. В VII – VI вв. до н.э. предки научились получать железо из болотных руд. Об этом свидетельствуют находки железных орудий, криц и домниц, хотя в этот период люди пользовались бронзовыми и даже каменными орудиями труда. Основные занятиянаселения железного века – земледелие (подсечно-огневое) и животноводство, дополнялись охотой, рыбной ловлей, собирательством, гончарством, прядением, ткачеством. Появляются укрепленные поселения – городища, что свидетельствует о разложении первобытных отношений, столкновениях между родами и племенами.

Невозможность объяснить природные явления (молнию, гром и др.) породила веру людей в существование сверхъ­естественных сил, духов и т.д. Наиболее характерные формы религиозных верований: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Развивался культ предков. С появле­нием земледелия и животноводства зародились новые верова­ния людей: они начали обожествлять солнце, небо, землю, гром, дождь. Отношение древних людей к окружающему миру вырази­лось и в первобытном искусстве. Его первыми памятниками стали статуэтки (женщин, мужчин, лося, утки), орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения (подвески, бусы, лунницы, застежки), музыкальные инструменты (бубен, дудка).

 



2016-01-26 1720 Обсуждений (0)
Первобытное общество на территории Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Первобытное общество на территории Беларуси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1720)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)