Психолого-натуралистическая традиция в прозе о войне. Некрасов «В окопах Сталинграда»
Повесть “В окопах Сталинграда” посвящена героической обороне города в 1942—1943 годах. Это произведение впервые было напечатано в 1946 году в журнале “Знамя”. Но сразу же было запрещено, так как в нем показывалось автором “действительное лицо” войны со всеми поражениями и неудачами. Но самое главное заключалось в том, что в этом произведении Виктор Некрасов рассказывал, какой ценой русский народ добился долгожданной Победы. Нельзя не сказать и о том, что автор написал это произведение от первого лица, а один из главных героев — лейтенант Керженцев — несет себе автобиографические черты. Это первая книга автора, поэтому она сугубо личная. Первые главы – сюжетно неорганизованны, что помогает передать весь хаос отступления. Прием дневниковых записей, тем самым автор подчеркивает, что он абсолютно искренен. Уже само начало повести было вызовом официальной «правде », которая стремилась говорить только о победах: «Приказ об отступлении приходит совершенно неожиданно…». В центре повести — Сталинград, черный полуразрушенный город, красное от пламени небо и Волга — красная, как кровь. Антитеза: мир-война Мир-довоенная жизнь Противопоставлены и герои: Юра на войне (нынешний) – Юра до войны. Архитектура, живопись, музыка, книги — вот что интересовало его до войны. Не зря же разведчик Чумак говорит ему: «А я думал, Вы стихи пишете. Вид у Вас такой, поэтический». Юрий не был готов к такой жизни, которой ему пришлось жить. Истоки нынешнего Юрия в его корнях и воспитании. Дом в душе человека нельзя уничтожить. Спасение от бесконечных ужасов войны, от нечеловеческой усталости лейтенант Керженцев находит в воспоминаниях о довоенной жизни. Война, расколов мирную жизнь, стала своеобразной границей между тем, что было, и тем, что есть. В настоящей жизни - горечь отступлений, потерь, бесконечная дорога, мины, окопы, смерть… А в прошлом - “аккуратно подстриженные липы, окруженные решеточками”, “большие молочно-белые фонари на толстых цепях, перекинутых от дома к дому”, “уютные особнячки с запыленными окнами”, “столетние вязы дворцового сада”, “шуршащие под ногами листья”, “Днепр и синие дали, и громадное небо”. Философское начало: 1.Торжество гуманности 2.Вечность общечеловеческих ценностей Интеллигентность во всем. Тема взаимоотношений людей на войне. Смерть становится частью жизни. Вот, например, смерть связного штаба Лазаренко: «Капут… Кажется… – он пытается улыбнуться. Из-под рубашки вываливается что-то красное. Он судорожно сжимает это пальцами. На лбу выступают крупные капли пота…» «Лица красные, потные, осатанелые, голоса хриплые» — вот что такое война в первой части повести. Повесть “В окопах Сталинграда” — это фронтовой дневник автора, в котором от начала до конца он описывает тяжелые бои, трудности, с которыми сталкивались солдаты во время войны. Расхожее мнение, будто бы люди на войне привыкают ко всему, в том числе и к страху смерти, Некрасов опровергает: “Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне… Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть”. Есть еще одна особенность у этого произведения: если внимательно вчитаться, то можно заметить, что оно открыто противостояло законам того времени, когда государством управлял Сталин. В повести нет генералов, нет политработников, нет “руководящей роли партии”, а есть только солдаты и их командиры, есть сталинградский окоп, мужество, героизм и патриотизм русского народа. Командир и его солдаты — это главные герои, все без исключения. Все они разные, но объединены одной целью — защитить Родину. Солдаты, героически оборонявшие Сталинград, не вымышленные люди, а фронтовые товарищи самого автора. Поэтому все произведение пронизано любовью к ним. Создавая образ Керженцева и других героев, Виктор Некрасов пытается рассказать нам, как война изменила судьбы, характеры людей, что такими, какими люди были раньше, до войны, они уже не станут. Автор с глубочайшим сожалением пишет о гибели родного города, в котором он вырос, который он горячо любил. Мотив мужской фронтовой дружбы проходит через всю повесть, приобретая трагический характер вынужденного расставания: «Еще один человек прошел жизнь, оставил свой небольшой, запоминающийся след и скрылся, по-видимому, навсегда». Кереженцев часто вспоминает о строгом и внимательном подчиненным комполка Максимове, погибшем, очевидно, при отступлении. Расстается Кереженцев с Игорем и Седых. Новые друзья появляются во время напряженных дежурств на заминированном тракторном заводе, и, наконец, те, с кем делил Кереженцев страшные сталинградские «дни и ночи», — командир разведки Чумак, разыскавший Кереженцева комбат Ширяев, командир взвода саперов Лисагор, комбаты Фарбер и Карнаухов, старшина-минер Гаркуша, незаменимый Валега, многие другие бойцы и командиры. Повесть заканчивается предполагаемым наступлением в районе Сталинграда. Это еще не та, майская победа 1945-го, но все же победа.
11) Эпическая традиция в прозе о войне. Жанровые особенности романа Симонова «Живые и мертвые». заставляет вновь и вновь обращаться к пережитому, осмысляя военный опыт, нравственные уроки войны. Хотя первые произведения о войне появились ещё в сороковые годы, но именно в 60-80-е годы сложилось целое тематическое направление «военной прозы». Прошедшие годы позволили отбросить пропагандистские и идеологические клише, осознать войну не только как великую победу, но, прежде всего, как тяжкое испытание для всего народа и для каждой личности в отдельности, как этап духовного становления всей нации. В период «оттепели» стало возможно анализировать неудачи первых военных месяцев, говорить о непростой судьбе пленных и попавших в окружение солдат и офицеров, о грузе потерь, мучившем каждого фронтовика. Общественное сознание всколыхнул рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» (1956 год), посвящённый истории простого солдата, прошедшего через бои, плен, побег, гибель всей семьи. Не громкие военные баталии, но путь человеческой, народной души осмысливает Шолохов, задавая тем самым образец для всей последующей военной литературы. Повествование о войне имеет давние литературные корни. Но военная литература ХХ века в основном развивала реалистические традиции Л.Н. Толстого, опираясь, с одной стороны, на его ранний цикл «Севастопольские рассказы», в которых показана суровая «окопная правда», и на эпопею «Война и мир», показывающую войну как всенародное потрясение. Эпические традиции в военной прозе 60-80-х годов. Эпическое наследие Толстого отразилось в таких книгах второй половины ХХ века, как трилогия К.С. Симонова «Живые и мёртвые» (1960-1970), в которой впервые было подробно и довольно правдиво описано отступление советских войск в 1941 году, показана неготовность Советского Союза к войне, воссозданы с психологической достоверностью характеры офицеров и солдат. Наиболее ярким явлением эпической прозы о войне стала дилогия В.С. Гроссмана (1905-1964) «За правое дело» (1952 г.) и «Жизнь и судьба» (1960 г.) Последний роман дилогии особенно интересен и далеко опередил своё время. Достаточно сказать, что текст романа «Жизнь и судьба» был арестован Комитетом Государственной Безопасности (КГБ), у автора были изъяты все копии, а у машинистки, перепечатывавшей роман – копировальная бумага со следами оттисков романа. Партийные идеологи считали, что этот роман не опубликуют в СССР никогда. Это оказалось в какой-то степени правдой: первый раз текст романа был напечатан по случайно сохранённому друзьями писателя экземпляру рукописи лишь в 1988 году, в период перестройки. Советское руководство было напугано тем, что в своём произведении Гроссман стремился осмыслить такое страшное явление ХХ века, как тоталитаризм. Писатель на протяжении всего произведения сопоставляет сталинский и гитлеровский режимы – и наглядно показывает, что между ними практически не существует разницы. Это утверждение в 60-е годы казалось революционным. Для того, чтобы прийти к такому выводу, следовало совершенно по-новому взглянуть на историю первой половины ХХ столетия, что и делает Гроссман. У него война – это прежде всего закономерное следствие той тоталитарной политики, которую вели в своих странах Гитлер и Сталин. Только Сталин направил террор против собственного народа, а Гитлер – против соседних. Неслучайно один из гитлеровских офицеров называет сидящего в концлагере старого коммуниста «учителем», а коммунист не находит, что ему возразить гитлеровцу. Но Гроссман показывает, как из ада лагерей и войны удивительным образом рождается дух свободы, который раскрепощает людей, заставляет их вспомнить о своём человеческом достоинстве, бороться с врагом, погибать во имя будущего. Хотя внешнюю сюжетную канву событий составляет рассказ о крупнейшем сражении Великой Отечественной – Сталинградской битве, внутренний конфликт в романе разворачивается именно между тоталитарной системой – и свободной человеческой личностью. По мысли Гроссмана, в немыслимо сложных условиях бойцам Сталинграда удалось сдерживать натиск противника только потому, что они почувствовали себя не «винтиками» в системе, но подлинно свободными и сильными людьми. В центре повествования – судьба дома 6/1, в которой долгое время оборонялась группа русских солдат и офицеров. Автор показывает, что все они сражаются не по указке сверху – в соответствии с душевным порывом, мечтая, что в послевоенной жизни отменят колхозы и лагеря. Жажда свободы поддерживает их мужество. А упорство советской армии под Сталинградом рождает надежду в сердцах всего мира. В концлагерях нарастает движение сопротивления. Для Гроссмана Сталинградская битва – это переломный момент во всей войне. Меняется сознание бойцов, они начинают верить в свою нравственную правоту, что позволяет им не только совершать чудеса героизма, но и проявлять сострадание, сочувствие, самопожертвование. Вопросы нравственного самостояния человека, его поведение в экстремальной ситуации, выбор между добром и злом – неизменные темы военной прозы, как толстовской, так и гроссмановской. Только подлинно свободная личность способна противостоять системе (сталинской или гитлеровской). Устами одного из своих героев, заключённого концлагеря Иконникова по прозвищу Морж, Гроссман формулирует идею «бесполезной доброты», которая становится ведущей в этическом мире романа. Бесполезная доброта – это такое поведение, когда человек совершает доброе дело вопреки общепринятой логике, не рассчитывая на вознаграждение, сознавая свою беспомощность перед лицом Зла. Так бескорыстно жители помогают узникам еврейского гетто, а простая крестьянка тётя Христя выхаживает солдата, забыв все те обиды, которые претерпела она от таких вот солдат в период коллективизации. Одна из героинь романа, Женя Шапошникова, узнав об аресте бывшего мужа, бросает любимого генерала Новикова и едет хлопотать об узнике, доставлять ему передачи, рискуя и самой быть арестованной вслед за ним. Но самый эмоционально-выразительный фрагмент романа связан с отказом Иконникова, забитого, грязного, больного заключённого, участвовать в строительстве электрических печей для уничтожения евреев. Герой сознаёт всю обречённость своего поступка: печи всё равно выстроят, никого он своей «бесполезной добротой» не спасёт. Ему же отказ грозит смертью за неподчинение (так и случится, он будет расстрелян палачами концлагеря). Но пока человек наделён душой, он волен выбирать свою судьбу так, как велит ему совесть. И на глазах у всего барака католический пастор на коленях целует руки Иконникова, преклоняясь перед его мужеством. Для Гроссмана это и есть высшее проявление человеческого духа – способность пожертвовать жизнью ради добра. Как это свойственно гуманистической традиции отечественной культуры, «военная тема» становится прологом для разговора о высших нравственных ценностях. По Гроссману, не военная мощь, а духовное здоровье и возросшее самосознание нации приводят её к конечной победе, которая в романе не описана, а только подразумевается. В финальной сцене в образе растущего и расцветающего по весне леса торжествует жизнь, а не военный салют.
Константина Симонова считают основателем “панорамного” романа о Великой Отечественной войне. Теме Отечественной войны посвятили свои произведения такие известные авторы, как Ю.Бондарев, В.Быков, А. Ананьев, Г. Бакланов, В. Богомолов и другие, выступавшие в традиционных жанрах. Однако трилогия Симонова “Живые и мертвые”, благодаря широте охвата событий и отражения судеб людей на войне, получила особое название — “панорамного” романа или романа-события. В один ряд с симоновской трилогией ставятся “Война” и “Москва, 41-й” И. Стаднюка, “Блокада” А. Чаковского.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2518)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |