Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции



2016-01-26 427 Обсуждений (0)
Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок




Роль отрасли (торговли) в рыночной системе хозяйствования, вклад в ВВП страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия.

 

Функционирование рыночной экономики осуществляется через рынок. Изучение его позволяет обеспечивать эффективное ведение хозяйства.

Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:

1. применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.

2. информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.

3. сочетание личных и общественных интересов.

Основное достоинство конкурентной рыночной системы – это ее постоянное стимулирование эффективности производства.

Торговая отрасль устойчиво занимает примерно 23-25% в ВВП России.

В соответствии с отраслевым аспектом выделяют предприятия розничной торговли, оптовой торговли, предприятия общественного питания.

Предприятия розничной торговли:

1. По товарной специализации:

смешанные; специализированные; узкоспециализированные; комбинированные; универсальные.

2. По формам обслуживания:

с индивидуальным обслуживанием покупателей; по методу самообслуживания; реализующие товары по образцам, каталогам, по почте.

3. По видам и особенностям:

магазины; магазины-склады; павильоны; палатки; автомагазины.

4. По функциональным особенностям:

стационарные; передвижные; сезонные; посылочные; комиссионные.

Оптовые предприятия:

1. По масштабам деятельности:

общенационального уровня; регионального уровня.

2. В соответствии с товарной специализацией:

специализированные; универсальные.

3. По объему выполняемых функций и формам расчетов:

предприятия, приобретающие права собственности на товары и осуществляющие полный набор закупочно-сбытовых операций;

предприятия без приобретения прав собственности на товар, действующие только как посредники;

предприятия-организаторы оптового товарооборота (создают условия для оптовой торговли).

Предприятия общественного питания:

1. По торгово-производственному признаку:

заготовочные (цеха по производству полуфабрикатов);

доготовочные (имеющие свою кухню);

раздаточные (столовые без кухни);

смешанные (фабрики-кухни).

2. По видам предоставляемых услуг:

предприятия, производящие и реализующие продукты для непосредственного потребления;

предприятия, имеющие, кроме производства и реализации, условия для организации отдыха посетителей (рестораны, кафе, бары).

3. По качеству предоставляемых услуг:

рестораны, кафе, бары (люкс, высшего и первого класса),обеспечивающие наиболее высокий уровень обслуживания и предоставляющие широкий спектр услуг;

общедоступные предприятия, удовлетворяющие потребности широких слоев населения и готовой кулинарной продукцией в течение всего дня (столовые, закусочные, пирожковые);

столовые при заводах, учреждениях, учебных заведениях.

Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции.

 

Предприятие розничной торговли предназначено для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются: удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров; организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия - получение прибыли.

Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий.

Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли.В основу классификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки:

o виды и особенности устройства;

o тип предприятия;

o форма торгового обслуживания;

o тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;

o функциональные особенности предприятия.

По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые автоматы и др.

Магазины располагают земельным участком, капитальным стационарным зданием или его частью, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических операций.

Магазины - склады осуществляют торговлю топливом, строительными материалами и т. п. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для топлива и строительных материалов, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.

Павильоны и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей:

Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.

Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.

К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.

Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.

Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.).

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площадимагазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости от величины торговой площади) - на типоразмеры.

По формам обслуживанияразличают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания, Форма торгового обслуживания - организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решенияпредприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По функциональным особенностямрозничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.

Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.

Основные торговые функции магазинов следующие:

o изучение покупательского спроса на товары;

o составление заявок на завоз товаров;

o формирование ассортимента товаров;

o реклама товаров и услуг.

К технологическим функциям (операциям)относят:

o прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;

o обеспечение хранения товаров;

o выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);

o внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;

o продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).

Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.).

Объем и характер выполняемых магазином функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной самостоятельности, технической оснащенности, места расположения и других факторов. Например, магазин, обладающий полной хозяйственной самостоятельностью, кроме перечисленных выше функций выполняет также функции, связанные с оптовыми закупками товаров и расчетами за них, осуществляет управление и хозяйственное обслуживание подчиненных ему торговых единиц. Здесь, как правило, имеется больше возможностей для оказания широкого круга дополнительных услуг.

В условиях рыночной экономики, обострений конкуренции появились новые подходы к развитию розничной торговли и ее предприятий. Концепция развития розничной торговли включает следующее:

1. создание в торговле различных ОПФ собственности;

2. все предприятия торговли должны осуществлять поддержку отечественных товаропроизводителей;

3. должна быть развита сеть магазинов с ориентацией на конкретные типы покупателей;

4. развитие специализированных магазинов;

5. уделить внимание развитию розничной торговли на селе;

Основное внимание уделить корпоративному управлению торговым предприятием, обеспечить согласие интересов собственников, коллективов и наемных работников.

Предприятия общественного питания: понятие, виды деятельности, классификация, номенклатура услуг, общие требования к ним. Направления формирования инфраструктуры общественного питания в условиях конкуренции.

 

Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов. По международным документам термин "общественное питание" характеризуется такими различными определениями, как "методы приготовления большого количества пиши, выполняемые без предварительной договоренности с потребителем", или как любые "виды питания, организованного вне дома". Во всем мире предприятия общественного питания принадлежат либо государственному, либо частному сектору. Государственный сектор общественного питания включает в себя учреждения питания для детей, дошкольников, школьников, военнослужащих, лиц, находящихся в заключении, людей пожилого возраста и лиц, находящихся на лечении в больнице, а также столовые для людей, занятых на службе в государственном секторе. Частный сектор также может включать в себя многие из перечисленных выше предприятий, а также рестораны и другие виды торговых точек, приносящих доход. Этот сектор включает также предприятия, которые производят готовую к употреблению пищу, продаваемую через любой из вышеперечисленных каналов.

Ввиду быстрого развития в последние годы сети общественного питания некоторые информационные области в данном секторе услуг не получили должного внимания и данные о состоянии этой группы объектов достаточно разнородны, иногда - противоречивы. Вместе с тем, общественное питание является одним из важнейших факторов, дающих интегральную оценку социально-экономического уровня общества и понимание его состояния необходимо для формирования перспективных планов как для представителей отрасли, так и для организаций, осуществляющих надзор за объектами этой отрасли.

Питание является формой потребления. По мере развития общества питание все больше начинает носить общественно организованный характер, т.е. развивается общественное питание. Общественное питание - это вид деятельности, связанный с производством, переработкой, реализацией и организацией потребления продуктов питания и оказанием услуг населению. Социально - экономическое значение общественного питания выражается в создании условий для роста производительности и улучшения организации труда благодаря предоставлению полноценного горячего питания по месту работы и учёбы населения; в обеспечении экономии общественного труда и средств; в создании предпосылок для увеличения свободного времени членов общества, особенно женщин. Следует отметить различия понятий «сфера общественного питания» и «отрасль общественного питания». Сфера общественного питания включает все организационные формы массового питания (в детских домах, дошкольных учреждениях, больницах, на предприятиях общественно питания различных форм собственности и др.), задачами которых являются восстановление и поддержание на должном уровне здоровья людей. Общественное питание можно также рассматривать как отрасль, главной целью которой является предоставление услуг населению в форме общественно организованного питания в обмен на его денежные доходы. Для отрасли общественного питания характерна общность материально-технической базы, торгово-технологической и организационно-экономической структур. По оценкам специалистов, в домашних условиях готовится примерно 69% пищи, на предприятиях общественного питания - около 31%.

Отрасли общественно питания свойственно сочетание трёх функций: производство готовой пищи; её реализация; организация потребления. Исходной является функция производства, затраты труда на которую составляют 70-90% всех затрат труда в отрасли. В процессе производства на предприятиях общественного питания создаётся новый продукт. Собственная продукция общественного питания поступает в реализацию с новыми потребительными свойствами и дополнительной стоимостью. Питание является формой потребления. По сочетанию функций предприятия питания отличаются от всех отраслей, в частности, от торговли и пищевой промышленности. Предприятия пищевой промышленности изготавливают продукты питания, однако, как правило, использовать их можно после дополнительной технологической обработки. Продукция общественного питания не подлежит длительному хранению и транспортировке, что требует организации потребления её на месте. Но в последние годы на предприятиях питания стали активно заниматься выпуском полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, других видов продукции и реализацией их в розничную торговую сеть в порядке оптового отпуска.

Наиболее распространёнными предприятиями общественного питания являются рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные. Они могут работать на сырье или полуфабрикатах, быть в системе управления структурного образования или самостоятельными с любой формой собственности. Предприятиям этого типа предъявляется достаточно определённые и жёсткие требования. Они касаются внешнего вида предприятия, оформления залов и помещений для потребителей, наличия эстрады и танцевальной площадки, банкетного зала или кабинетов, микроклимата, мебели, столовой посуды и приборов, столового белья, меню и ассортимента собственной продукции и покупных товаров, методов обслуживания потребителей, одежды и обуви, музыкального обслуживания. Характерной особенностью внешнего вида предприятия общественного питания является вывеска. Она должна иметь следующую информацию: тип предприятия, класс, форму организации его деятельности, фирменное название, местонахождение собственника (адрес юридического лица), информацию о режиме работы и оказываемых услугах. Для ресторанов и баров оформление вывески должно сопровождаться элементами световой рекламы; для кафе, столовых и закусочных - обычное. Особое внимание на предприятиях общественного питания уделяется торговому залу, т.е. специально оборудованному помещению, предназначенному для реализации и организации потребления готовой кулинарной продукции. Обслуживание потребителей в залах предприятий общественного питания может осуществляться двумя методами: обслуживание официантом, барменом, буфетчиком, продавцом или самообслуживание. Для отпуска пищи любым из этих методов организуется специальные раздачи. Раздача представляет собой специально оборудованное помещение, часть зала или производственного помещения предприятия, предназначенные для комплектования и отпуска готовой кулинарной продукции и кондитерских изделий потребителям и официантам. Обслуживание потребителей в ресторанах, барах и кафе осуществляется официантами, барменами, метрдотелями, имеющими специальное образование, в торговых залах предприятий или за барными стойками (бар). В столовых и закусочных используется метод самообслуживания через линии раздач и прилавки. Рестораны, кафе, бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечения потребителей. Одежда и обувь у обслуживающего персонала ресторанов и баров должны быть форменными с эмблемой предприятия. В кафе, столовых и закусочных - специальная санитарная одежда.

Предприятия общественного питания:

1. По торгово-производственному признаку:

заготовочные (цеха по производству полуфабрикатов);

доготовочные (имеющие свою кухню);

раздаточные (столовые без кухни);

смешанные (фабрики-кухни).

2. По видам предоставляемых услуг:

предприятия, производящие и реализующие продукты для непосредственного потребления;

предприятия, имеющие, кроме производства и реализации, условия для организации отдыха посетителей (рестораны, кафе, бары).

3. По качеству предоставляемых услуг:

рестораны, кафе, бары (люкс, высшего и первого класса), обеспечивающие наиболее высокий уровень обслуживания и предоставляющие широкий спектр услуг;

общедоступные предприятия, удовлетворяющие потребности широких слоев населения и готовой кулинарной продукцией в течение всего дня (столовые, закусочные, пирожковые);

столовые при заводах, учреждениях, учебных заведениях.

Общественное питание претерпело наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики.

Чтобы преодолеть негативные последствия реформирования этой системы необходимо в масштабах региона проводить работу по восстановлению многообразий общественного питания, которое отвечало требованиям стабилизации рыночных отношении.

Основные направления развития системы общественного питания:

1. Приоритетное развитие общедоступной сети для различных групп потребителей.

2. Восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий (для работников, студентов, школьников).

3. Развитие сети предприятий общественного питания, опирающиеся на индустриальные методы приготовления пищи и доставляющие ее по заказам потребителей (на дом, в офис).

4. Массовое развитие сети общественного питания в зонах гостиничного обслуживания, вдоль автомагистралей, аэропортов, на вокзалах.

Предприятия оптовой торговли: понятие, функции, организационные формы оптовой торговли. Роль в повышении эффективности функционирования потребительского рынка. Направления развития оптовой торговли в рыночной экономике.

 

Оптовая торговля - это торговля партиями товара. Оптовая торговля согласно ГОСТ Р 51303-99 - торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Она является основной частью внутренней торговли, начальной стадией обращения товаров, движение их от производителей до предприятий розничной торговли или, в части средств производства - до предприятий - потребителей продукции.

Оптовая торговля это продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу. Оптовая торговля осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров) по ценам, предусматривающим дилерские скидки. При социализме функция оптовой торговли представляла собой организацию сбыта в народном хозяйстве, т. е. концентрацию продукции различных предприятий промышленности и сельского хозяйства, а также импортной продукции, её хранение, сортировку и формирование ассортиментного комплекса, размещение по стране с учётом нужд потребителей. К оптовой торговле относятся также закупки и сбыт с.-х. продуктов и сырья.

По месту в процессе общественного воспроизводства оптовая торговля различается:

o оптовая торговля средствами производства;

o оптовая торговля предметами потребления (потребительскими товарами) .

Оптовая торговля средствами производства организационно отделяется от торговли потребительскими товарами и составляет особую отрасль обращения - материально-техническое снабжение. Движение товаров через оптовую торговлю планируется государством в соответствии с балансами производства и распределения товарных ресурсов. До реформ существовало чёткое разграничение функций промышленных предприятий и организаций, с одной стороны, и оптовой торговлей - с другой, при котором промышленные предприятия освобождаются от торговых функций и почти всю свою продукцию сдают организациям оптовой торговли.

Основные формы оптовой торговли: ярмарки; товарные биржи (постоянно действующие оптовые рынки, где обычно продаются массовые товары однородного качества, например хлопок, уголь, лес и т.п.); аукционы, на которых главным образом происходит массовая продажа с.-х. продуктов, пушнины и т.д. В развитых капиталистических странах реализация сырья, материалов, обычного оборудования совершается большей частью через оптовые фирмы. Но сбыт заводских установок, технологических линий, нуждающихся в специальном обслуживании, осуществляется, как правило, на основе прямых связей между производственными предприятиями.

Основой формирования оптовой торговли в современных условиях является ориентация ее на двухуровневую систему организации оптовой торговли.

Развитие оптового торгового звена должно предусматривать обеспечение типового и видового разнообразия оптовой организации.

2 основных типа:

1. Крупные оптовые структуры общенационального (федерального) масштаба (оптовые предприятия первого уровня).

2. Оптовые предприятия регионального масштаба (оптовые предприятия второго уровня).

Оптовые предприятия первого уровня осуществляют широкие закупки товаров (у отечественных товаропроизводителей и за рубежом) в крупных объемах и должны обеспечить потребности федерального масштаба.

Оптовые структуры второго уровня. Они должны обеспечивать товарами народного потребления региональные потребности. Закупают товары у товаропроизводителей на данной территории, закупают товары в других регионах и у оптовых организаций первого типа.

Функции оптовой торговли:

1. По отношению к своим потребителям:

1.1 оценка потребностей в товарах и всего спроса;

1.2 организация продвижения товаров от производителей в сферу оптовой торговли;

1.3 преобразование промышленного ассортимента в торговый;

1.4 формирование необходимых размеров и хранение товарных запасов;

1.5 кредитование и информационное обслуживание своих покупателей.

2. По отношению к поставщикам товаров:

2.1 осуществление коммерческой деятельности и воздействие на производителей товаров, чтобы сориентировать покупателей и выпуск необходимых им товаров;

2.2 использование процесса перехода прав собственности на товар;

2.3 создание современной инфраструктуры, как условие повышения эффективности товародвижения;

2.4 осуществление мер по поддержке отечественных товаропроизводителей;

2.5 минимизация коммерческого риска.

Оптовые торговые системы:

1. Сбытовые подразделения местных промышленных предприятий.

2. Крупные розничные предприятия (организации).

3. Универсальные оптовые продовольственные рынки.

Среди общих направлений развития оптовой торговли можно выделить следующие:

а) определение роли и места оптовой торговли в развитии экономики России;

б) активизации решения проблем не только внутренней и внешней торговли, но и таких секторов экономики, как сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность;

 

в) определению приоритетов, что будет способствовать оздоровлению ситуации в производстве отечественных товаров потребительского назначения, а также минимизирует риски от интеграции в единое экономическое пространство;

г) разработке общегосударственной стратегии регулирования внутреннего рынка, системе стимулов для крупных предприятий оптовой торговли, обслуживающих интересы отечественных производителей, установлению для таких предприятий статуса "торгового предприятия национального значения";

д) определению на макро- и мезоуровнях принципов рациональной организации оптовой торговли и построению эффективных систем товародвижения с сокращением количества звеньев в нем;

е) разработке инновационных проектов оптовых предприятий для формирования товаропроводящей сети, укреплению межрегионального сотрудничества по обмену товарами.

 

Наибольшее значение имеет оптовая торговля при снабжении розничной торговой сети сложным ассортиментом товаров. Ведь предприятиям-производителям выгодно вести реализацию своих товаров большими партиями, без подсортировки с учётом нужд розничной торговли. Но далеко не каждый даже крупный магазин обладает необходимыми помещениями и работниками для того, чтобы вести работу по преобразованию промышленного ассортимента в торговый. Следовательно, для таких розничных торговых предприятий оптимальным является прибегнуть к услугам оптовой торговли.

Необходимость в использовании оптового звена торговли связана, кроме того, с сезонностью потребления некоторых непродовольственных товаров, а также с сезонностью производства отдельных продовольственных товаров. Товаропроизводители не могут длительное время хранить на своих складах произведённые товары, а у многих розничных торговых предприятий собственные склады отсутствуют. Предприятия же оптовой торговли в состоянии создать надлежащие условия для хранения товаров, с тем, чтобы реализовывать их по мере возникновения спроса.

Таким образом, выступая в роли посредника, оптовое звено берёт на себя часть функций розничной торговли, связанных с поиском поставщиков, закупкой, подсортировкой, хранением, упаковкой, фасовкой и доставкой товаров. Это во многом способствует бесперебойному снабжению розничных торговых предприятий товарами, снижению розничных цен на них положительно сказывается на качестве обслуживания покупателей.

Учитывая важность тех задач, которые решает оптовая торговля, необходимо, чтобы её развитие осуществлялось в следующих направлениях:

1. формирование сети оптово-посреднических организаций для сезонного хранения и поставок товаров.

2. обновление складского хозяйства, в том числе строительство новых и реконструкции действующих холодильников и баз для хранения сельскохозяйственной продукции.

3. совершенствование технологий складирования товаров.

4. реорганизация старых и создание новых организаций по закупке с/х продукции с последующей её реализацией на переработку или длительное хранение.

5. расширение круга услуг, связанных с оптовой продажей товаров, и повышение качества их выполнения.

6. разработка более совершенных методов хранения и доставки товаров в розничную торговую сеть.

7. разработка мероприятий по усилению воздействия торговли на производство на основании проводимых исследований спроса населения.

9. использование компьютерной техники и программного обеспечения, позволяющих вести автоматизированный учёт товаров на всём пути их движения, начиная с заключения договора поставки и заканчивая отправкой в розничную торговую сеть.

Интеграционные процессы в торговле и общественном питании. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Государственное регулирование интеграционных процессов в России.

 

Для развития интеграционных торговых структур в российской торговой практике в настоящее время сложились и продолжают формироваться определенные предпосылки. Есть внешние причины которые являются стимуляторами развития интеграционных процессов:

1. рыночная неопределенность

2. падающий по различным причинам спрос

3. обострение проблемы реализации товаров

4. многочисленные осложнения на пути движения товаров потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.

Основная внутренняя причина -это усиление конкуренции. С учетом мировой торговой практики можно предположить, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких объединений, как цепные торговые организации, кооперативы объединения торговой структуры, добровольные торгово-розничные цепи.

В российской торговле получают развитие такие формы объединений как:

1. торговые лиги

2. торговые промышленные палаты

3. специализированные торговые союзы

Основные задачи таких объединений:

1. Защита интересов внутренней торговли.

2. Осуществление концепций развития внутренней торговли.

3. Изучение и распространение отечественного и зарубежного опыта.

С учетом анализа мировой торговой практики интеграционные процессы в торговле будут связаны с образованием таких видов объединений как:

1. цепные торговые организации, характерные для розничного звена.

2. Оптовые структуры будут стремиться к объединению с розничными структурами, создавая оптово-розничные цепи.

Предприятия входящие в них самостоятельны, но общая сбытовая политика, общая коммерческая стратегия, по единым принципам формирования ассортимента и идет согласование других хозяйственных проблем.

На Западе, и в частности в США, крупные розничные корпорации давно уже поглотили отдельные торговые точки, и даже небольшие по западным меркам розничные торговые сети в 20-30 магазинов. В последнее время и в Российской Федерации происходит сетевизация розничной торговли. Хотя изначально темпы роста доли рынка сетей не позволяли надеяться на быстрый захват ими рынка розничной торговли, но события последних лет показывают, что рост доли сетевых структур далеко не является линейным. Это происходит в связи с тем, что построение сетевых структур в Российской Федерации происходит не эволюционным, как на Западе, а революционным путем. После того как розничные торговцы осознают необходимость создания розничных сетей (а иначе они не выживут), они будут использовать все возможные способы интеграции своих предприятий с целью создания торговых сетей. В России новые типы розничных сетей появляются, и будут появляться не постепенно, как это происходило на Западе, а практически одновременно.

Сетевая розничная торговля в РФ прошла следующие основные этапы:

Появление негосударственной розничной торговли после начала развития рыночных отношений в СССР. На данном этапе развития появились первые коммерческие магазины -- «комки». Так как основные первоначальные капиталы формировались в этот период в области импортно-экспортных операций, в финансовой сфере и в области оптовой торговли, розничная торговля представляла собой набор разрозненных торговых точек, причем каждая из точек принадлежала разным собственникам. Ряд специалистов считает 1992 г. вехой, после которой началось реальное развитие современной розничной торговли в РФ.

Появление конгломератов магазинов. После нескольких лет успешного функционирования современных розничных предприятий на рынке стали появляться группы предприятий, принадлежащих одному собственнику. С одной стороны, эти квазисети.

формировались путем присоединения собственниками успешных торговых точек тех магазинов, что были не очень успешны (пример: группа магазинов, работавших под брендом «Космос-Маркет» в Санкт-Петербурге в 1995-1997 гг., или группа розничных предприятий «Аякс», существовавших в тот же период времени). С другой стороны, некоторые крупные предпринимательские структуры приняли решение (как мы понимаем сейчас, весьма дальновидное) о выходе на рынок розничной торговли. Примером может служить «Альфа-банк», инвестировавший средства в создание компании «Перекресток» (перевод французского слова carrefour - копирайтеры российских рекламных агентств во все времена были не столько креативны, сколько изобретательны). Эти конгломераты магазинов (мы называем их так, потому что сетями в современном толковании этого термина они не являлись) были разноформатны - в состав этих групп торговых предприятий, насчитывающих не более 8-10 торговых точек, входили магазины площадью от 100 до 2000 кв. м. Также этим розничным образованиям были свойственны неорганизованность закупок и управления (нередко каждое из торговых предприятий, входивших в конгломерат, осуществляло эти операции, совершенно не координируя свои действия с руководством «братьев» по объединению), разные стандарты обслуживания клиентов и т. д.

Появление первых сетей магазинов, созданных по западным технологиям. Инициаторами этого процесса стали специалисты, которые понимали основные принципы функционирования сетей - стандартизацию, единое управление и централизованное распределение товара. Некоторый импульс к развитию эффективной сетевой торговли дала компания «Рамэнка», оператор сети супермаркетов «Рамстор» -- первая западная розничная компания, которая развернула полномасштабную сеть в России в Санкт-Петербурге на ул. Савушкина в 1991 г. К сожалению, дальнейшую экспансию компания продолжила лишь в 2005 г., открыв второй магазин в одном из торговых центров Санкт-Петербурга. Как уж тут не вспомнить фразу из рекламного ролика: «Мы финны, мы не торопимся...».

Первыми лидерами сетевой торговли стала московская тройка -- «Рамстор», «Седьмой континент» и «Перекресток». В Санкт-Петербурге первой сетью стала крупноформатная сеть «Мега-март», которую стал развивать крупный оптовый торговец «Юниленд». (В настоящее время фокус компании сместился в сторону развития сети дискаунтеров «Дикси». Количество магазинов сети «Мегамарт» не меняется с 2000 г.) Естественно, на начальном этапе развития у каждой из этих сетей отсутствовали некоторые признаки (наличие распределительного центра, относительно четкая «форматность» торговых точек и т. п.) современных торговых сетей.

Создание полнофункциональных сетей на российском рынке. Этот процесс шел двумя путями -- «сверху вниз» (аккумулирование группой инвесторов значительных финансовых средств и реализация крупномасштабной инвестиционной программы на рынке розничной торговли, наиболее яркий пример -- «Пятерочка») и эволюционно (путем расширения деятельности операторов розничной торговли, начавших свои операции с локального присутствия в одном из регионов и наращивавших свое присутствие на рынке постепенно, примеры -- «Лента», «Седьмой континент», «Перекресток»). Безусловно, только с началом этого процесса российская розничная торговля вступила в современный этап развития.

Ведущие международные розничные торговцы лишь недавно осознали, какую ошибку они допустили в конце 90-х, недооценив потенциал российского рынка. В настоящее время они один за другим выходят на наш рынок и активно занимаются хедхантингом с целью привлечения в свои ряды ведущих специалистов, имеющих опыт работы на российском рынке.

Российский рынок розничной торговли стремительно развивается. Происходит бурный рост федеральных и регион



2016-01-26 427 Обсуждений (0)
Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)