Основные классификации организационных форм обучения
Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
К числу главных классификаций организационных форм обучения, как правило, относят: • количество учащихся, участвующих в процессе обучения; • место учебы учащихся; • продолжительность учебных занятий. По количеству учащихся различают индивидуальные и коллективные формы организации их работы. Применительно к месту работы эти организационные формы обучения обычно делят на школьные занятия (учеба в классе во время урока, работа в лаборатории, в школьной мастерской и т. д.), а также внешкольные формы работы (домашняя работа, экскурсия, занятия на предприятиях и т. п.). Наконец, с точки зрения времени работы учащихся можно говорить о классных и внеклассных занятиях. Первые происходят на уроках в классе, отсюда и их название, вторые же — во время, выходящее за пределы классных занятий.
Внеклассные занятия могут проводиться как в школе (например, в красном уголке), так и за ее пределами в виде внешкольных занятий. Некоторые внеклассные занятия (экскурсии, работа учащихся на промышленном предприятии и т. п.) организуются во время, предназначенное для проведения урока. С точки зрения рассматриваемого кригерия времени обучения их следовало бы отнести к классным занятиям. С учетом пересечения между собой организационных форм преподавания, вытекающего из неразделимости рассматриваемых оснований классификации, особенно времени и места работы учащихся, для дальнейшего рассмотрения мы выберем формы, наиболее типичные для нашей школьной системы: • индивидуальное обучение; • коллективное обучение и в его рамках так называемую урочную систему, точнее — уроки в классе, лабораторные занятия и занятия в мастерской; • внеклассные и одновременно внешкольные занятия, а именно: домашнюю работу учащегося и экскурсии. 30. Системы и структуры воспитательного процесса. Формы воспитания. Структура и система воспитательного процесса Поскольку воспитательный процесс выступает как особая целенаправленная и упорядоченная деятельность, он имеет свою структуру, т.е. совокупность компонентов, обеспечивающих эффективность протекания данного процесса и отражающих последовательность его организации: 1. проектирование воспитательного процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания {целевой компонент); 2. определение объема и характера материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности воспитанников {содержательный компонент); 3. организация разнообразной деятельности, позволяющей реализовать 4. регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе реализации различных видов деятельности на основе принципов воспитания {регулировочный компонент); 5. контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач {оценочно-результативный компонент). Наличие данных компонентов в воспитательном процессе позволяет структурировать воспитание как систему, состоящую из множества более мелких систем: системы целей, содержания; методов, форм и средств воспитания. Под системой содержания воспитания понимают совокупность качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленньми целями.
Система методов воспитания объединяет совокупность методов, под которыми понимают пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников по достижению целей воспитания. В системе методов воспитания выделяют несколько классификаций: 1) по характеру воздействия на личность воспитанника:убеждение, • упражнение, • поощрение, • наказание; 2) по источнику воздействия на личность воспитанника: • объяснительно-репродуктивные методы; • проблемно-ситуативные методы; • методы приучения и упражнения; • методы стимулирования; • методы торможения; • методы руководства; • методы самовоспитания; 3) по результатам воздействия на личность воспитанника: — методы, влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие — методы, влияющие на привычки, определяющие тип поведения. 4) по направленности воздействия на личность воспитанника: • формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией; • организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения; • оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков. Наиболее известной является классификация системы методов воспитания, выделяемая на основе комплексности воздействия на личность воспитанника: и включающая: • методы формирования сознания личности; • методы организации деятельности и опыта общественного поведения; • методы стимулирования поведения личности. Система форм воспитания включает многообразные варианты организации конкретного воспитательного процесса и выражается в совокупности воспитательных мероприятий, которые классифицируются по различным основаниям: 1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников: • индивидуальные (для одного воспитанника); • групповые (для нескольких воспитанников); • коллективные (для всего класса); • массовые (общешкольные, городские). 2) в зависимости от преимущественно используемого средства: — игровые формы (имитации, соревнования и др.); — формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, — формы общения (прямое, опосредованное и др.); 3) в зависимости от преимущественно используемых методов: • словесные формы (информации, собрания, митинги и т.п.); • наглядные формы (выставки, стенды и др.); • практические формы (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т.п.). • Формы воспитания – это способы, с помощью которых организовывается воспитательный процесс, коллективная и индивидуальная деятельность учащихся путем воздействия на их чувства и поведение.
1. Индивидуальная. 2. Групповая. 3. Коллективная. Индивидуальная форма воспитания Смысл индивидуальной формы в том, что к каждой маленькой личности нужен особый подход. С помощью совместных бесед, оказания помощи, душевных разговоров и доверия можно достичь высоких уровней в процессе развития. Главной задачей педагога является изучение личности ученика. Групповое воспитание Обучение в групповой форме развивает гуманные отношения среди детей, усовершенствует коммуникабельность. Наставник в этом случае участвует в роли организатора. Его цель – добиться взаимопонимания и уважения между участниками.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1053)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |