Бюджетное право как раздел финансового права. Бюджетные правоотношения
Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества. Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России. К бюджетным правоотношениям относятся: · отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; · отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением. Субъекты бюджетных правоотношений делят на три группы: 1) государство, национально-государственные и административные образования (РФ, ее субъекты); 2) представительные и исполнительные органы государственной и местной власти (Правительство РФ, Правительства республик, министерства и т.п.); 3) государственные и муниципальные организации (предприятия, учреждения). Не являются субъектами бюджетного права - негосударственные организации и граждане. Особенность бюджетных правоотношений - длятся не более года, срок действия бюджета. Бюджетное право принято понимать в трех смыслах: 1) как науку; 2) как учебную дисциплину; 3) как подотрасль финансового права. Бюджетное право как подотрасль финансового права - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные правоотношения, в сфере: 1) структуры бюджетной системы РФ; 2) доходов и расходов бюджетов, их соотношения и порядка распределения между уровнями бюджетной системы; 3) бюджетного процесса и т. д. В рамках бюджетного права особо выделяются носители юридических прав и обязанностей - субъекты бюджетного права. Круг субъектов бюджетного права специфичен: 1) государство; 2) административно-территориальные образования; 3) муниципальные образования; 4) государственные и муниципальные органы права. Бюджетная система - установленная на экономических отношениях в государственном устройстве РФ, урегулированная нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Источники бюджетного права: 1) Конституция РФ - закрепляет основы бюджетного права, в том числе правомочия в бюджетной сфере Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания; 2) федеральные конституционные законы - например, ФКЗ от 17.12.1997 г. «О правительстве РФ»; 3) кодифицированный законодательный нормативно-правовой акт: Бюджетный кодекс РФ - основной нормативно-правовой акт в бюджетной сфере в систематизированном виде, закрепляющий порядок осуществления бюджетных правоотношений; 4) некодифицированные законодательные нормативно-правовые акты: федеральные законы - например, Федеральный закон от 24.12.2002 г. «О федеральном бюджете на 2003 г.», Федеральный закон от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; 5) акты Президента РФ: а) бюджетные послания Президента РФ; б) указы Президента РФ - например, Указ Президента РФ от 05.03.2001 г. «О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды»; в) постановления Правительства РФ 7) нормативно-правовые акты органов государственной власти РФ - например, Письмо Минфина 8) соглашения между органами государственной власти РФ, ее субъектов и органами муниципального образования 9) нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ; 10) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Акты судебных органов, в том числе Верховного и Конституционного Судов РФ, не являются источниками бюджетного права, но тем не менее играют важную роль в осуществлении бюджетных правоотношений.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1646)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |