Демонстрация альтернатив
Последняя фраза клиентки (К-33) как будто содержит вопрос о дальнейшей работе с ее сопротивлением, но психотерапевт может заметить, что здесь по-прежнему присутствует элемент защиты. В этом случае он поступит правильно, если отложит переход к следующему шагу до тех пор, пока клиентка не научится сама осознавать вторжение сопротивления в свою работу и не начнет более целенаправленно искать решение. (Естественно, если отслеживание и разъяснение эффектов сопротивления прошло хорошо, она может и самостоятельно понять, что от нее требуется.) Читая эпизод 10.2, представьте, что проделана еще часть работы, и теперь клиентка движется к истинному поиску ответа на вопрос «что делать?», когда снова появляется сопротивление в форме смущения. Эпизод 10.2 П-41. Ты опять чувствуешь, что застряла. К-41. Ну, я не знаю, что я могу сделать, если я смущена. Я просто смущена, и все. П-42. И это все? К-42. Твой вопрос смущает меня еще больше. Что еще может быть? Что еще я могу сделать? П-43. Твое смущение приходит всегда, когда надо удержать тебя от того, чтобы глубже заглянуть. К-43 (печально). Да, это так. П-44. Просто побудь со своим смущением. Чувствуй его, переживай любым способом, каким можешь. Этот последний совет психотерапевта (П-44) требует значительно большей чувствительности к уровню готовности клиента, чем отслеживание, поскольку призывает его изменить осознаваемую интенцию. До сих пор смущение рассматривалось как нечто нежелательное; теперь клиенту предлагают обратиться к смущению, а не отвергать его. Хотя этот шаг часто оказывается нелегким, с помощью мягкого, но настойчивого одобрения клиенты могут научиться другому отношению к сопротивлению. Это серьезный шаг вперед, так как он является частью работы по достижению такого внутреннего климата, в котором силы клиента не так разнонаправлены и не так конфликтны. В эпизоде 10.2 психотерапевт предлагает клиентке побыть со своим смущением, так как именно это является ее субъективным переживанием. При другом паттерне сопротивления, например, если бы клиентка пробовала объяснить свой уход какими-то внутренними причинами, психотерапевт мог бы порекомендовать ей быть с чувствами, которые вытесняются логическими обоснованиями (как в эпизоде 10.3). Эпизод 10.3. Клиентка - Беатрис Бройлз, психотерапевт - Герберт Дрейк К-1. Я хотела понять это постоянное чувство страха, которого у меня так много. Я не могу вычислить, что является его причиной. П-1. Ты снова пытаешься «вычислить себя», как будто ты - головоломка. К-2. Ну, на самом деле я так не думаю. Мне просто плохо и я устала испытывать эти чувства, ходить вокруг них, опасаясь чего-то, сама не знаю чего. П-2. Однако когда ты это чувствуешь, ты знаешь, что чувствуешь. К-3. Да, я знаю. (Печально вздыхает.) Тогда я знаю это, и это чувство я тоже ненавижу. П-3. Теперь это звучит так, как будто ты ближе к этому чувству, чем минуту назад. К-4. Да, думаю, так. Но чего я хочу, так это знать, почему я должна испытывать это жалкое чувство так сильно? П-4. Похоже, ты считаешь, что актуально присутствующее чувство - не слишком большая подмога; ты предпочитаешь анализировать, как случилось, что это чувство у тебя есть. Из первого комментария психотерапевта в этом эпизоде (П-1) становится очевидно, что клиентка снова и снова делает попытки логически проработать основания своей тревоги. Этот паттерн еще раньше был ей «возвращен», но судя по всему она пока не поняла, что психотерапевт делает это не просто с целью изменить терминологию (К-2). Поэтому она продолжает «вычислять», хотя заботится о том, чтобы не употребить еще раз само это слово. Тем не менее психотерапевт роняет зерно сомнения (П-3) и раскрывает второй аспект сопротивления - отстранение от переживания (П-4). Ему придется еще несколько раз возвращаться к этим двум и другим, связанным с ними, элементам сопротивления клиентки своим чувствам. Он будет двигаться постепенно, от эпизодической концентрации на сопротивлении (как это было в этом эпизоде) к тому моменту, когда работа над ним станет центральной, как в следующем примере (этот момент, возможно, наступит после того, как с сопротивлением еще немного поработают). Эпизод 10.4. К-11. Ну, я просто думаю, что если бы я смогла проработать и понять, почему я испытываю эти чувства, я смогла бы изменить их. П-11. Вычисление, прорабатывание - это способы, которыми ты пыталась изменить свои чувства в течение многих лет. И что в итоге? К-12. Угу, я знаю. Да, все опять выглядит так, будто я стараюсь решать эмоциональные проблемы как арифметические задачи. Я действительно понимаю, что это не работает, но я просто не знаю, что еще делать. П-12. Ты научилась вычислять события и другие вещи, и это срабатывает во многих случаях, но это не работает, когда ты стараешься проникнуть в себя, чтобы в большей мере понять свой собственный опыт. К-13. Именно так! П-13. Вычисление удерживает тебя от того, чтобы переживать чувства, глубокие мысли разного рода. Как ты думаешь, ты сможешь просто быть со своими чувствами и мыслями, ничего не вычисляя, просто позволив им возникнуть? К-14. Хм. Я не знаю. (Пауза.) Я могу попробовать. Давай посмотрим, я переживала что-то вроде... П-14 (прерывая). Подожди, подожди минуту. Дай себе время углубиться в себя, иначе ты снова начнешь работать над собой, вместо того чтобы быть в самой себе. Здесь психотерапевт дает клиентке важный урок (П-12): паттерн сопротивления хорошо служил ей в прошлом и имеет позитивную ценность, но он стал компульсивным, перестал подчиняться ее намерениям. При этом возникает возможность показать клиентке, что стать более открытой для себя и психотерапевта совсем не означает потерять контроль. Понять это помогают примерно такие комментарии психотерапевта: - «Ваша потребность «вычислять» запускается в действие прежде, чем у вас появляется шанс понять, поможет ли это»; - «Позволить себе переживать свои чувства здесь и тогда, когда вы соединены с собой, не означает, что вы будете переживать их в любом месте в любое время. Вы по-прежнему сможете выбирать»; - «Получается, что для вас зависеть от чего-то другого, а не только исключительно от логики, значит быть слюнтяем. Это не очень логично, не так ли?» (Говорится с улыбкой.); «Конечно, вам необходима способность контролировать; она всем нам необходима. Проблема в том, что вы знаете единственный способ контроля - загонять ваши чувства в тюрьму». Из эпизодов 10.3 и 10.4 также видно, что паттерн сопротивления может не всегда обнаруживать себя в одних и тех же словах, даже если его механизм один и тот же. Вне зависимости от того, говорит ли клиентка о «вычислении», «понимании как», «анализе истоков», «обосновании» или «использовании логики» она явно превращает свое переживание - а значит саму себя - в объект анализа. Психотерапевт помогает, когда обнаруживает, что различные выражения сопротивления сформированы, одним и тем же глубинным эффектом, и когда он показывает эту общность.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |