Структура теории государства и права как науки
Ответы к ГОС экзамену по ТГП № 1 правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения. Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки: 1) теоретические и исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.). От других юридических наук они отличаются тем, что изучают свойства государственно-правовых явлений в целом. 2) Отраслевые юридические науки (науки государственное (конституционное) право, гражданское право, административное право, уголовное право и т. п.). Они изучают отдельные области, сферы государственно-правовой жизни. 3) Науки, изучающие систему, полномочия, принципы деятельности государственных органов (судоустройство, прокурорский 4) науки, изучающие международное право (науки международное публичное право, международное частное право и др.). 5) Прикладные юридические науки (криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная психиатрия и др.). Это весьма специфические юридические науки. Они наполнены, в основном, специальными неюридическими знаниями, которые используются для решения юридических вопросов. В современной юридической науке предлагается и иные структуры теории государства и права. В.М. Сырых считает эту классификацию весьма условной и предлагает свою, опирающуюся, по его мнению, на объективное содержание предмета теории государства и права. Он выделяет следующие структурные группы: 1) Проблемы внутренней организации права как регулятора общественных отношений, в число которых входят: а) проблемы сущности, содержания и формы права; б) проблемы структуры, строения и действия права. 2) Проблемы внутренней организации государства как органа управления делами общества, выражения его интересов (сущность, функции, формы, механизм государства; его взаимодействие с другими институтами политической системы общества). 3) Общие проблемы истории государства и права. 4) Проблемы методологии ТГП. 5)Проблемы функционирования и развития юридической науки (науковедение). 6 Проблемы использования юридической техники, методов толкования права
№ 2 предмет теории государство и права. Соотношения с предметами других юридических наук. Предмет ТГП - это государство и право как целостные явления общественной жизни, их сущность, назначение, формы, содержание, наиболее общие закономерности, возникновения, развития, функционирования и отмирания. От отраслевых юридических наук теория государства и права отличается тем, что изучает государственно-правовую систему в целом, а отраслевые науки изучают отдельные части этой системы, специфические сферы правового регулирования и соответствующие им правовые институты. Ещё одно отличие теории государства и права от отраслевых юридических наук и от истории государства и права, которая, как и теория государства и нрава изучает государственно-правовую систему в целом, заключается в том, что она изучает наиболее важные и общие стороны этой системы, тогда как исторические науки изучают её фактическое бытие, развитие во времени и пространстве, а отраслевые науки - закономерности и свойства, касающиеся лишь её части. Наряду с наукой существует и учебная дисциплина под названием «теория государства и права», которая представляет собой «выжимку» из науки. Учебная дисциплина отличается от науки не только объёмом и глубиной содержащихся в ней знаний, но и своими целями. Цель науки -познание государственно-правовой действительности, цель учебной дисциплины - передача, полученных наукой знаний объектам обучения.
№ 3 структура теории государства и права как науки. Структура теории государства и права как науки. Структура (от лат. «structure - строение, расположение, порядок) -это внутреннее деление объекта на относительно самостоятельные и устойчиво взаимосвязанные элементы. По содержанию ТГП подразделяется на две основные части: теорию государства и теорию права. В советской юридической науке право рассматривали как явление полностью производное от государства, как инструмент в его руках. С этих позиций представлялось, что изучение этих явлений в рамках единой науки будет более плодотворным. Теория государства и права во многом и стала результатом этой точки, сформировавшись именно в рамках советской юриспруденции. Ранее, в европейской и российской юридической науке обобщающую роль играли такие научные системы как энциклопедия права и философия права. Позднее, с развитием буржуазных отношений, породивших бурное развитие юриспруденции, философия права уступает свои позиции общей теории права и общей теории государства, которые во многом основывались на позитивистском подходе к государственно-правовым явлениям. В настоящее время некоторыми теоретиками высказывается мысль о том, что государство и права являются самостоятельными явлениями и их необходимо изучать в рамках отдельных наук - теории государства и теории права. Думается, что это не верно. Государство и право действительно являются самостоятельными явлениями социальной действительности. Однако, между ними существует реальная органическая связь. Во-первых, данные явления, с точки зрения многих учёных, изучающих соответствующую проблему, имеют одни и те же причины возникновения и появляются одновременно. Во-вторых, они тесно взаимосвязаны. Не затрагивая причины формирующие право, мы обязаны констатировать, что, в основном, оно является результатом правотворческой деятельности государства. С другой стороны, вся система государственных органов, их полномочия, деятельность юридически регламентированы так, что многие определяют само государство как определённый правопорядок. Их взаимосвязь настолько тесно, что можно суверенностью констатировать - они не могут существовать в отдельности. В современной юридической науке предлагается и иные структуры теории государства и права. В.М. Сырых считает эту классификацию весьма условной и предлагает свою, опирающуюся, по его мнению, на объективное содержание предмета теории государства и права. Он выделяет следующие структурные группы: 1) Проблемы внутренней организации права как регулятора общественных отношений, в число которых входят: а) проблемы сущности, содержания и формы права; б) проблемы структуры, строения и действия права. 5) Проблемы внутренней организации государства как органа управления делами общества, выражения его интересов (сущность, функции, формы, механизм государства; его взаимодействие с другими институтами политической системы общества). 6) Общие проблемы истории государства и права. 7) Проблемы методологии ТГП. 5)Проблемы функционирования и развития юридической науки (науковедение). 6 Проблемы использования юридической техники, методов толкования права
№4 функции теории государства и права. Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции. Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни. Можно выделить следующие функции теории государства и права: 1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их; 2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе; 3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений. С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций); 4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов; 5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования; 6) политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики; 7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства; 8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства; 9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений; № 5 метод теории государства и права: понятие, соотношение с предметом. Методология теории государства и права : содержание, значение для правоведения. Методы правоведения - это способы и приёмы познания, получения объективных знаний государственно-правовой действительности, используемые всеми юридическими науками. Различные приёмы и средства познания используются и в обыденной жизни, но при этом они имеют эмпирический характер, не представляют сколько-нибудь развитой системы, часто используются интуитивно. Методология теории государства и права — это ее особая структурная часть, в рамках которой исследуются закономерности процесса познания предмета, вырабатываются наиболее правильные, эффективные приемы ч способы чередования государственно-правовой системы общества.
Методология теории государства и права имеет особое значение для всех юридических наук, так как включает в себя основной объём методологических знаний всего правоведения.
№ 6 Система методов теории государства и права. Методы теории государства и права обычно распределяют в зависимости от критериев на различные классификационные группы. Классификация Общие методы используются во всех или в большинстве наук, используются на различных этапах познания для достижения конкретных познавательных целей, по отношение к всеобщему методу они выступают как специальные (системный метод, формально-логический метод, исторический метод, метод сравнительного анализа). Специальные методы - это приёмы и способы разрабатываемые в Различных науках и используемые в правоведении для специальных исследований (статистический метод, кибернетический метод, математический метод, метод конкретно-социологических исследований, психологические). Частноправовые методы разработаны и используются в рамках правоведения (метод толкования права, сравнительно-правовой метод, метод государственного и правового моделирования, формально-юридический метод). Многие авторы объединяют две последние группы методов в единую группу специальных (частных) методов. Данную классификацию подверг критике В.М. Сырых, за то, что она, по его мнению, не раскрывает органические связи между различными группами методов. Он предложил преодолеть данный недостаток путём распределения методов познания в соответствии с основными этапами познавательного процесса. Любой познавательный процесс закономерно проходит два основных уровня: 1) Эмпирический уровень. На нём наука получает знания об эмпирических фактах, собирая и обобщая первичную информацию об объекте. 2) Теоретический уровень, на котором на основе полученной на первом этапе информации образуются, изменяются и дополняются понятия науки, обнаруживаются закономерные связи между отдельными сторонами предмета, закрепляемые в виде законов науки. В соответствии с задачами науки на этих ступенях можно выделить следующие взаимосвязанные группы методов: Г) Методы эмпирического уровня: а) методы сбора и изучения единичных фактов; б) методы обобщения единичных фактов. 2) Методы теоретического уровня: а) методы научной абстракции (метод восхождения от конкретного к абстрактному); б) методы познания закономерностей. К группе методов, которые используются на эмпирической стадии, и основной задачей которых является сбор и изучение отдельных фактов относятся различные специальные и частнонаучные методы. Традиционно исходными методами, с помощью которых изучается содержание юридических норм, выраженная в них воля законодателя, являются детально разработанные методы толкования права, которые используются и в практической юриспруденции в процессе применения юридических норм. К способам толкования права относятся: 1) Лингвинистический способ, с помощью которого с использованием правил и законов языка выясняется смысл употреблённых в правовых актах терминов, грамматических и языковых конструкций, связей между отдельными частями правовых 2) Логический способ, с его помощью с использованием законов формальной логики устанавливается объём и содержание 3) Систематический способ, с его помощью выявляются связи между отдельными структурными элементам правовых актов в системе права, в отраслях, в институтах и т. п. Все эти способы имеют целью установление действительного содержания правового текста. К следующей группе методов сбора и изучения единичных фактов относятся конкретно-социологические методы, которые связаны с применением методик конкретной социологии, изучающей и обобщающей данные в фактическом поведении людей. Правовая социология - это совокупность приёмов и способов, разработанных применительно к изучению фактического поведения людей в сфере действия права. К ним относятся четыре вида методов: 1) Метод наблюдения - применяется для непосредственного восприятия исследователем социально-правовой практики, 2) Метод анализа письменных источников обеспечивает достоверность знаний о событиях, фактах, полученных при ознакомлении с документами политико-правового характера. 3) Методы анкетирования и интервьюирования обеспечивают изучение мнения населения, должностных лиц о законодательстве и практике его применения, рейтинге политических деятелей и т. п. 4) Социально-психологические методы - это разработанные в правовой науке тесты, шкалы, которые сориентированы на изучение внутреннего, психологического отношения человека к праву, к деятельности различных государственных и негосударственных органов, то есть на изучение правосознания. Далее на эмпирическом этапе познания следует обобщение единичных фактов, которое осуществляется с помощью сравнительно-правового и статистических методов. № 7 власть, ее свойства, роль в социальной жизни. Разновидность власти. Общество — совокупность людей, исторически поколениями проживающих на определенной территории и связанных, общностью экономической, социальной, политической и духовной метни. единой государственной властью и правовой системой. Люди, составляющие данное общество имеют, как правило, единые нравы, религию, язык. Они субъективно отличают себя от людей, входящих в другие сообщества. Структурно развитое общество состоит из индивидов, образующих социальные группы (семьи, страты, слои, классы) в соответствии с родовыми, профессиональными, имущественными, национальными и иными признаками. Эти субъекты реализуют свои[11]интересы в деятельности по отношению друг к другу, составляющей социальную жизнь. Объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через системувласти. Власть — одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей для воли других людей. Власть — это разновидность управления социальными процессами. В отличие от других форм управления (осуществляемых, например, путем координации деятельности людей) властное управление всегда связано с подчинением одних людей другими. Доминирование одной стороны (субъекта власти) и подчинение ей другой стороны (объекта власти) — составляет специфическое содержание властных отношений. Властные отношения основываются, как правило, на авторитете субъектов власти. Однако их качественным признаком является потенциальная возможность применения принуждения в случае не выполнения властных предписаний. Власть обеспечивают выражение и согласование общих интересов различных субъектов, благодаря чему поддерживается стабильность социальных связей и сохраняется единство общественной системы. Властное управление присуще обществу с момента его зарождения и используется им для организации совместной деятельности людей в наиболее важных сферах его жизни. В зависимости от уровня организованности можно выделить: простые, естественные формы власти, которые осуществляются непосредственно субъектом власти, без специального аппарата управления (власть родителей над детьми, старших над младшими, власть неформального лидера в коллективе и др.); сложные, организованные формы власти, которые реализуются через специально создаваемые для этого органы, наделенные атрибутами субъекта власти (власть общественных объединений, в том числе политических партий, церковная власть, власть родовых кланов, национальных и профессиональных элит и др.). Разновидностью сложной организованной формы власти является государственная власть, осуществляемая особой организацией — государством. [12] № 8 Государственная власть, ее особенности и роль в обществе. Государственная власть - это разновидность политической власти, оказывающая определяющее воздействие на общество в целом с помощью особой организации - государства. Государственная власть одна из видов сложной организованной формы власти. Как и другие виды власти - это управление общественными процессами путём подчинения воли людей. От других видов власти государственная власть отличается следующим. Во-первых, она имеет особого субъекта управления - государство. Во-вторых, это единственная форма власти, управляющая всем обществом, всеми основными сферами общественной жизни. В-третьих, государственная власть является основным инструментом удовлетворения наиболее важных интересов общества
№ 9 понятие и признаки государство. К таковым можно отнести следующие признаки государства. 1) Публичная власть. Государство представлено профессиональным аппаратом, который не совпадает с обществом и официально выступает от его имени. Власть, существовавшая вдогосударственном обществе, являлась непосредственно общественной властью, она исходила от всего рода. 2) Суверенитет. Означает верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти по отношению любым другим источникам социальной власти внутри государства (внутренний суверенитет) и его независимость от внешних источников власти, то есть от иных государств и международных организаций, в проведении внутренней и внешней политики (внешний суверенитет). 3) Территориальная организация населения. Означает, что государство располагается на определённой территории и распространяет свою власть на земное, водное и воздушное пространство в пределах государственных границ и на всех лиц находящихся на этой территории. Связь государства с лицами, проживающими на его территории, осуществляется посредством особого правового института - подданства, гражданства. 4) Связь с правом. Право важнейший регулятор общественных отношений, возникающий вместе с государством и тесно с ним связанный. Нормы права устанавливаются государством и охраняются им от правонарушений. Другие организации могут принимать нормы права только с одобрения государства. 5) Налоги. Для содержания своего аппарата и реализации необходимых задач государство собирает налоги, то есть принудительные сборы с населения. От взносов членов общественных организаций налоги отличаются принудительностью. Иногда этот признак заменяют на наличие государственной казны. Думается, что это не совсем так материальные ресурсы собирает любая организация. Отличие государства именно в принудительном характере их основного источника. Таким образом, получаем следующее определение: Государство - это политико-территориальная суверенная организация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов. № 10 основные теоретические подходы к определению сущности и социального назначения государства в российской юридической науке. Сущность государства — это воля гражданского общества, направленная на организацию и поддержание властного управления обществом в целом с целью обеспечения его единства и согласования интересов различных социальных групп. В основе любого общественного явления, в том числе и государства, лежитсоциальная воля, т.е. стремление субъектов общественной жизни достичь определенных их потребностями целей. Определить сущность государства — значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает и какие цели они реализуют через государство в общественной жизни. До недавнего времени в российском государствоведении доминировалклассовый подход к сущности государства. В соответствии с ним государство понималось как организация диктатуры экономически господствующего класса, который с помощью государства навязывает свою волю другим классам и обеспечивает свое привилегированное положение в обществе. Государство с этих позиций необходимо для общества только тогда, когда в нем существуют противоположные, антагонистические классы. Этот подход, верно отражая особенности государства ранних исторических эпох, обнаружил неадекватность современному цивилизованному обществу, поскольку оно постепенно теряет признаки классовости, а государство продолжает существовать и активно развиваться. Общесоциальный подход к сущности государства, в противоположность классовому, считает, что государственная власть изначально, на всех этапах своего исторического развития выражает волю всего гражданского общества. Государство, с этих позиций, путем компромисса между отдельными социальными группами, поиска баланса их интересов стремится к достижению общего блага. Поскольку государственная власть обеспечивает управляемость общественной системы, способствует ее самосохранению и предотвращает тенденции к распаду, то в государственной власти оказываются объективно заинтересованы все субъекты общественной жизни, хотя их частные интересы могут не совпадать или находиться в прямой противоположности. Дуалистический подход к сущности государства, пытается в определенной степени соединить противоположности классового и [15] общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в государственной власти, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Государство, с одной стороны, — это организация экономически господствующего класса; с другой стороны, оно неизбежно реализует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. В историческом развитии государства его сущность, с точки зрения этого подхода, изменяется. Если в государствах раннего исторического периода превалирует первая — классовая сторона, то у современного цивилизованного государства— вторая, общесоциальная.
№ 11 политическая система современного общество, ее элементы. Политическая система: понятие, элементы. Кроме государства в обществе функционирует множество других социальных институтов, которые вместе с государством в своей деятельности образуют политическую систему общества. Её рассмотрение следует начать с определения того, что такое политика. Полшпика - форма жизнедеятельности людей, связанная с отношениями между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.) внутри страны и межоу государствами в связи с удовлетворением и обеспечением наиболее значимых для людей и общностей экономических, военных, национальных, социальных, религиозных и иных потребностей и интересов, в том числе и главным образом по поводу захвата, удержания, использования, охраны государственной власти, оказания на неё влияния. Политика начинается там, где затрагиваются основные интересы множества людей. К сфере политики, по словам Ленина, относится, прежде всего, «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства». Политическая деятельность в обществе реализуется в рамках политической системы. Политическая система общества - это целостная, упорядоченная совокупность политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функционирование политической власти. Элементами политической системы являются: 1) Субъекты политической жизни. Это в первую очередь политическая организация общества как совокупность политических объединений общества, выражающих его интересы (государство, политические партии, иные общественные организации и движения). В периоды активных (революционных) общественных изменений субъектами политической жизни может выступать народ, отдельные классы, нации, группы, которые являются в то же время объектом управления политической власти. 2) Политические отношения, которые складываются между субъектами политической деятельности; 3) Политическая деятельность, включающая деятельность всех субъектов политической жизни. 4) Политические принципы и нормы, регулирующие политическую жизнь страны. Большинство политических норм имеют правовую форму закрепления, например, многие конституционные нормы имеют ярко выраженный политический характер. Политическое сознание как осознанное отражение сферы политики субъектами политической и, в целом, социальной жизни (индивидами, группами, классами, общностями), представляющее собой совокупность соответствующих знаний и оценок и соответствующих установок. Ряд авторов отождествляют понятия «политическая система» и «политическая организация». Думается, что это терминологически и содержательно неверно. Политическая организация входит в политическую систему и включает в себя лишь институциональную её часть: 1) государство 2) все иные политические организации. № 12 место и роль государства в политической системе Государство, являясь частью политической системы, играет в ней особую роль, придавая её целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объём деятельности по управлению общественными процессами, поэтому её место в политической системе можно определить как центральное, ведущее. Это, в частности, проявляется в том, что, во-первых, государство в той или иной степени регламентирует создание и деятельность всех других политических объединений общества; во-вторых, деятельность всех политических объединений связана, в конечном счёте, с проблемой государственной власти. Центральное место государства в политической системе обусловлено его существенными признаками. Во-первых, государство представлено специальным аппаратом (публичной властью) возможности по управления которого гораздо больше, чем у любой другой политической организации. Кроме того, государственный аппарат в своей деятельности опирается на специальные «силовые» элементы: армию, милицию, принудительные учреждения. Во-вторых, государство в масштабах всего общества обладает верховенством, независимостью и самостоятельностью. Все иные политические субъекты, таким образом, оказываются у него в подчинённом положении (диалектика взаимоотношений «государство-народ» выходит за пределы политической системы). В-третьих, государство использует для регулирования общественных политических процессов такой эффективный инструмент как право. Возможности правового регулирования иных субъектов, в том числе политических весьма ограничены и определяются государством. В-четвёртых, государство самый богатый собственник в обществе, причём набор его материальных ресурсов специфичен, включает объекты, имеющие стратегическое значение для всего общества — земля. Водные, лесные ресурсы, недра, казна и т.п.
№ 13 место и роль общественной объединения в политической системе Государство занимает центральное место в политической системе общества, но помимо государства в неё входят многочисленные общественные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные, женские и иные организации). Роль общественных объединений в политической системе определяется тем, что они выражают интересы различных социальных групп. Воздействуя через определённые политические механизмы на государство, общественные объединения способствуют удовлетворению данных интересов посредством государственной власти. Особенно это характерно для политических партий, которые, выражая интересы определённых групп населения, ставят своей целью получение государственной власти или иное воздействие на неё. Политическая партия, участвуя в парламентских, президентских и иных выборах, получает тот или иной объём государственной власти. Таким образом, через механизм государственной власти она получает возможность в пределах своей компетенции реализовать свою предвыборную программу, то есть способствует удовлетворению потребностей и интересов представляемых ею социальных групп. Активное взаимодействие государства и политических организаций способствует вовлечению населения в решение общественных задач, делает государственную политику более эффективной. Подавление государством политических организаций может привести к утрате связи верховной власти с народом, бюрократизации государственного аппарата, снижению эффективности государственной власти. Но в любом случае, следует иметь ввиду, что политические организации могут быть использованы для выражения и достижения своих целей антиобщественными, антигосударственными элементами. Это становиться особенно актуальным сегодня в условиях глобализации всех сфер человеческой деятельности, когда западная цивилизация активно экспортирует, насаждает свои идеологические, культурные, политические и прочие ценности по всему миру. №14 функции современного государство: понятие, содержание, виды. Цели и задачи государство
Функции государства - это основные направления его деятельности, обусловленные сущностью и социальным назначением, целями и задачами государства по управлению основными сферами общественной жизни. Функции государства тесно связаны с сущностью и социальным назначением государства. Посредством изучения функций можно установить истинное содержание сущности, социального назначения общества, обусловленное социальной структурой общества, потребностями его различных социальных групп. Непосредственную связь функции государства имеют с его целями и калачами. Но их не следует смешивать. Цель государства - это тот результат, к которому государство стремиться. Задача государства - это иль. а также средства и способы её достижения. А функции - это сама деятельность по решению стоящих перед государством задач. Таким образом функции государства определяются его целями и задачами. В функциях государства отражаются только наиболее важные, основные направления деятельности, ибо не всё, чем занимается государство, имеет существенное значение для общества. Функции государства объективны, они обуславливаются существующими потребностями общества. Если государство не выполняет своих функций, в обществе и в государстве неизбежно начинаются негативные процессы. Функции государства имеют сквозной характер, затрагивают всю его деятельность. Их не следует смешивать с функциями его отдельных органов, которые связаны лишь с отдельными видами деятельности, имеют локальный характер.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3131)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |