Методика руководства сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте
Вспомнить особенности развития игровой деятельности в стершем дошкольном возрасте. O Первый этап - Диагностический (см. алгоритм в мл.дошк. возрасте). O Второй - Подготовительный этап. Задачи: 1. Развивать интерес к окружающей действительности, труду людей, общественной жизни. 2. Развивать интерес к разнообразным видам игр с новой тематикой и содержанием. 3. Обогащать содержание и сюжеты игр посредством ознакомления с трудом взрослых, общественными явлениями, 4. Обогащать представления детей о коллективном характере труда людей, о разнообразных связях между людьми (семейными, производственными, общественными). В чем суть коллективного характератруд? От каждого зависит общий результат труда. Как реализуется коллективный характер труда? Люди 5. Продолжать знакомить с различными профессиями людей, развивать к ним интерес. · Наблюдения на прогулках и экскурсиях за общественной и трудовой деятельностью людей и явлениями природы (См. материалы из методик трудового воспитания; экологического воспитания, развития речи). · Рассказы педагога о явлениях общественной лайки, труде людей · Участие детей в труде взрослых · Организация встреч с людьми разных профессий. · Чтение анализ художественной литературы. · Создание выставок предметов труда, инструментов, результатов труда · Составление детьми рассказов об общественных явлениях, труде людей, традициях жизни семьи, оформление их в альбомы с рисунками, изготовление книжек-самоделок. · Рассматривание фото, картин, иллюстраций · Инсценирование литературных произведений · Обобщающие беседы о труде взрослых · Проведение игр-путешествнй · Использование модельных дидактических игр о труде взрослых. Игра как средство 1. Воспитывать интерес к поступкам и действиям людей, их делам. 2. Вызвать желание следовать положительным примерам поведения взрослых, героев литературных произведений 3. Воспитывать гуманное отношение к взрослым и сверстникам, развивать конструктивные умения и навыки, формировать навыки создания игрового образа (при помощи интонации, мимики, действий), передающего отношение к изображаемому человеку, герою произведения 4. Развивать воображение детей, их творческие способности 5. Формирование умений и навыков сотрудничества в совместной деятельности. Методы и приемы · Наблюдения за взаимоотношениями людей (нравственные, трудовые, семейные) в процессе их совместной деятельности, жизни. Цель: выявление характера отношений между людьми, способов выражения отношения, правил взаимоотношений · Беседы по прочитанным литературным произведениям, в которых дается характеристика личностных качеств героев, описывается их поведение в различных ситуациях · Оценка детьми действий и поступков героев произведений, сверстников, взрослых · Беседы об общественной значимости труда людей, профессиях · Этические беседы (Антонова Д.В. 1977, №2, Князева Л.П) · Инсценированиеколлизийных нравственных ситуаций с последующим их анализом (материалы Золотаревой) Цель: формирование умений при помощи этихситуации осуществлять нравственный выбор поведения. · Занятия по конструированию (по образцу, по замыслу, по теме) · Организация различных видов совместной деятельности детей (художественной и трудовой). Цель: освоение умений и выработка навыков сотрудничества. Игра как форма организации жизни детей. 1. Воспитывать интерес и симпатию к сверстникам желание играть вместе с ними. 2. Формировать знания о правилах поведения или создавать их совместно с детьми. 3. Продолжать формировать умения совместной деятельности (слушать партнера, согласовывать с ним цель совместной деятельности, обсуждать план ей выполнения, распределять обязанности с учетом интересов квозможностей каждого участника, умения тактично отказываться, аргументируя отказ, убеждать партнера, внимательно и уважительно 4. Учить оценивать результат совместной деятельности как общий 5. Упражнять детей в свободном использовании группового пространства для организации самостоятельных видов деятельности Методы и приемы. · Наблюдения за играми сверстников, взаимооценку детей результата продуктивных видов деятельности · Организация подвижных и хороводных игр с нравственным содержанием (описывает нравственные качества ребенка, назначаем ведущим отверженного ребенка, объединено в пары конфликтных детей) · Изготовление подарков, сюрпризов для детей группы · Оценка взаимоотношений и общения детей в разных видах совместной деятельности. O Третий этап - обучение игре. Игра как деятельность 1. Продолжить развивать интерес к разнообразным играм, обогащать игровые интересы 2. Учить комбинированию элементов различных видов игр (соединение с/р игры с играми-драматизациями, строительно-конструктивными, играми-фантазированиями) 3. Продолжать совершенствовать умения переносить впечатления, знания в игровую ситуацию. 4. Учить использовать конструктивные, художественные, трудовые умения в реализации игровых замыслов 5. Совершенствовать игровые умения (игровые действия, умения вести ролевой диалог, умения ролевого взаимодействия) к умения оценивать себя и сверстника в игре. 6. Формировать умения сюжетосложения 7. Учить детей менять роли по ходу игры в зависимости от изменения игрового сюжета и игровой ситуации 8. Развитие творческих способностей в игре (комбинирование сюжетов игр, создание вариативных игровых образов, изменение игровой, среды, вариативного использования заместителей, умения создавать перспективу игры. Методы и приемы. · Беседа перед игрой е целью определения темы игры, ее сюжета, справедливого распределения ролей, определения места для игры, напоминания правил поведения · Рассматривание перед игрой иллюстраций, картинок, моделей (моделирование трудового процесса), способствовать определению игрового замысла или содержания той или иной роли · Оказание помощи в распределении ролей и установление связей между ними посредством советов, объяснений прямых или косвенных указаний. · Организация игры-фантазирования. Цель: способствовать становлению умения сюжетосложения. Последовательность работы: вместе рассказать сказку (научиться слушать друг друга), введение новых героев, изменение сюжета сказки, объединение сюжетов нескольких сказок, придумывание реалистической истории, вплетение ее в фантастический сюжет. Проигрывание скомбинированного сюжета как переход к с\р игре · Беседа после игры Цели; оценка качества выполнения ролей, оценка взаимоотношений детей в игре, оценка результата игры как общего, совместного. Игра как средство. Задачи 1. Учить выполнять нормы и правила поведения в обществе. 2. Учить ориентировать свое поведение (игровое и реальное) на партнере. 3. Воспитывать дружелюбие, стремление к сотрудничеству. 4. Развивать творческие способности. Методы и приемы • Беседа перед игрой и после игры с целью совместного проговаривания правил объединения детей в игре: договариваясь об игре, внимательно выслушай товарища, предложи свою тему, сюжет, объясни, с чем тыне согласен и почему предлагая товарищу роль, подумай, какую бы он хотел выполнять роль в игре, постарайся учесть его желание если многие хотят выполнить одну н ту же роль, то стоит установить очередность постарайся быть справедливым к товарищу, выбирай для игры разных детей, а не старайся договариваться, а не сориться, иначе игра не получиться (Артемова в сб. Совместный с детьми анализ конфликтных ситуаций, возникших по ходу игры. Цель: обучение разнообразным способам их разрешения. Положительная оценка нравственных поступков и поведения детей в игре Создание проблемно-нравственной ситуации по ходу развертывания игры. Беседа после игры. Каким партнером ты был. Игра как форма организации. Задачи: 1. Учить детей способам самоорганизации на каждом из этапов игры (способом сговора 2. Формировать умение самостоятельной оценки общего результата игры 3. Учить, самостоятельно обогащать содержание игры, планировать перспективу ее Методы и приемы. . • Беседа перед игрой, советы воспитателя по объединению детей в играющие подгруппы на • Моделирование игры на этапе планирования. • Индивидуальное обучение игровым умениям тех детей, которые испытывают затруднения в • Прием объединения в игре нескольких тем и сюжетов. • Индивидуальная работа с лидерами, организаторами игр. Цель: подготовить их к предстоящей игре • Беседа после игры, в которой дается анализ и оценка организаторских умений детей
O 4 этап - самостоятельная игра детей. Игра как деятельность. 1. Развитие игровых интересов, их обогащение 2. Развитие желания играть на разнообразные темы. 3. Формирование умения самоорганизации в игре 4. Поощрять стремление детей к самостоятельному обогащению содержания игр 5. Формирование умения вариативно использовать игр среду • Беседы с детьми об играх других детей • Обсуждение с детьми тем разных игр, их сочетания и усложнения, • Совместное сочинение реалистических историй, которые могут выступать в качестве основы для сюжета • Обогащение представлений детей об окружающем посредством чтения художественных произведений, рассказов воспитателя • Изготовление детьми игр оборудования • Беседа после игры, где дается оценка самостоятельности ребенка в игре. • Использование проблемно-игровой ситуации и других стимуловдля мотивации игры - письма, выставка предметов, сочинение историй. Игра как средство. 1. Воспитывать инициативность и самостоятельность в игре 2. Развитие творческих способностей через фантазирование 3. Содействовать развитию самосознания ребенка через обучение самооценке и оценку сверстников и воспитателя. 4. Учить замечать настроение и затруднения партнера по игре. 5. Побуждать к доброжелательному, альтруистическому поведению в игре, проявлению способности к эмпатии, развивать стремление оказывать помощь советом или действием. 6. Воспитывать коллективные взаимоотношения. Методы и приемы · Беседа после игры (оценка поведения и нравственных качеств) · Взаимооценка детей друг другом после игры (игровых качеств, отношения к партнеру) · Беседа о перспективах игры. Игра как форма. 1. Содействовать проявлению желания самостоятельно организовать совместную игру. 2. Содействовать проявлению в игре умений сотрудничества. 3. Продолжать развивать умения и навыки совместной деятельности. 4. Развивать настойчивость, целеустремленность в достижении игрового результата. 5. Обеспечивать широкие возможности для организации игровой среды. 6. Учить быстро и качественно наводить порядок. Методы и приемы. • Обогащение игровой среды новым игровым оборудованием, вариативному по своему содержанию. • Предварительное обсуждение и планирование игровой среды, зарисовка плана игровой среды, совместное изготовление атрибутов к игре. • Беседа после игры (оценка умения самоорганизации, сотрудничества, результата). • Объединение детей в игры на основе учет* их отношения друг к Другу, игровых интересов, уровня развития игровой деятельности, индивидуальных особенностей (реализация условия индивидуально-дифференцированного подхода в процессе руководства игрой).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1667)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |