Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социализация личности



2016-01-26 986 Обсуждений (0)
Социализация личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Социализация — это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации у индивида формируются социально значимые качества, необходимые личности для исполнения социальных ролей.

Формирование личности возможно только в человеческом обществе. Люди, в отличие от животных, не обладают врожденными образцами поведения, в их генах не запрограммированы сложные социальные отношения. Например, детеныши обезьян уже через три—шесть месяцев после рождения сами добывают себе пищу; птенец горной куропатки вылупляется из яйца оперенным, способным летать и добывать себе пищу; мальки некоторых видов живородящих акул рождаются уже «матерыми» хищниками. Человек же без длительного периода социализации не может стать полноценной личностью.

История знает немало случаев, когда малолетние дети попадали в стаю животных (волков, обезьян и др.) и росли среди них. Возвращенные в общество, они не обладали необходимыми для личности социальными качествами (абстрактным мышлением, культурой, деятельности). Кроме того, они утрачивали способность усвоения социальных качеств и не могли адаптироваться в обществе.

Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека методами воспитания, образования, так и под влиянием различных факторов окружающей среды (различных форм общения, средств массовой информации, искусства и др.). Методы и цели социализации зависят от того, какие качества личности ценятся в той или иной культуре, какие статусы и роли являются наиболее востребованными в обществе. Совокупность различных механизмов (институтов) социализации (семьи, школы, трудового коллектива, неформальных объединений и др.), создает относительно устойчивую систему социализации.

От эффективности системы социализации зависит перспектива развития не только отдельных индивидов (социальных групп), но и будущее всего общества. Подрастающие поколения, приобретая социальный опыт, усваивая необходимые роли, занимают статусы старших поколений. И если общество (государство) не уделяет должного внимания совершенствованию системы социализации, то оно обречено на застой и деградацию.

Когда результаты социализации не оправдывают наши ожидания, то мы говорим об отклонениях от общепринятых стандартов девиации.

Девиация (от лат. devistio — отклонение) — отклоняющееся от общепризнанных стандартов поведение индивида или группы (преступность, правонарушения, наркомания, проституция, алкоголизм, самоубийство и пр.) Девиация бывает индивидуальной и групповой.

Индивидуальная девиация свойственна любой социальной группе (семье, учебному классу, трудовому коллективу и др.). Она в большей мере обусловлена не объективными условиями социализации, а индивидуальными свойствами личности, случайными обстоятельствами, микросредой, в которой индивид может оказаться. В случаях индивидуальной девиации принять говорить — «в семье не без урода».

Групповая девиация — более негативное социальное явление. Она в большей степени свидетельствует не об индивидуальных отклонениях в структуре социализации, а о том, что общие объективные условия не позволяют целым социальным группам найти свое место в социальной структуре общества, самореализоваться, не нарушая общепринятых ценностей и норм. Общая криминализация современного российского общества.

Групповая девиация — это своего рода показатель того, что существующие в обществе социальные отношения не отвечают интересам многих социальных групп. Кризисное состояние общества способствует разрастанию масштабов девиантного поведения, и оно становится обыденным, повседневным явлением, т. е. воспринимается как должное или неизбежное. В коррумпированных государственных структурах принципиальный, честный работник (чиновник, следователь, судья и др.) воспринимается как инородное тело (как человек с отклонениями), а преуспевающий преступник — как образец для подражания.

Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов (стадий). Однозначного мнения о количестве стадий не существует. Одни ученые считают, что социализация включает три основные стадии (Дж. Г. Мид); другие — четыре ( . Фрейд); третьи — восемь (Э. Эриксон) и т. д. Не вдаваясь в детали дискуссии, возьмем за основу градации четыре основных периода жизни человека: детство, юность, зрелость, старость. Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации. Например, в раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам (быть, как все); в подростковом и юношеском возрасте — формировать собственное «я», развивать индивидуальность (отличаться от других); в зрелом возрасте — соответствовать общепринятым стандартам; в старости — сохранять достигнутый ранее социальный статус.


13. Социальная структура общества.

Социология изучает общество в различных его масштабах. Она не ограничивается социальными образованиями, функционирующими в границах современных национальных государств, а изучает все социальное, от индивида до человечества в целом. На средних уровнях социального порядка, находящихся между индивидуальным и глобальным, социология имеет дело с отдельными элементами социальной структуры.

Социальная структура общества – это устойчивая совокупность его элементов, а также связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. Структура общества представлена сложной взаимосвязанной системой статусов и ролей. Хотя социальная структура образуется посредством функционирования социальных институтов, это не вся социальная организация, а лишь ее форма. В основе социальной структуры лежат общественное разделение труда, отношения собственности,а также другие факторы социального неравенства. Преимущества общественного неравенства состоят в возможностях профессиональной специализации и предпосылках для роста производительности труда. Недостатки социального неравенства связаны с социальными конфликтами, которые оно порождает. Эмпирическим показателем социального неравенства служит децильный коэффициент дифференциации доходов, или отношение доходов 10 % самых богатых к доходам 10 % самых бедных групп общества. В высокоразвитых индустриальных странах он колеблется в пределах от 4 до 8. Сегодня в Беларуси он находится в пределах 5,6-5,9. Для сравнения: в Казахстане децильный коэффициент составляет 7,4, в Украине - 8,7, в Польше - 16,5, в России - 16,8.
Исходным элементом социальной структуры общества как целостной системы являются человек и многообразные социальные общности, в которых люди объединены родственными, хозяйственными, этническими, религиозными, политическими и прочими связями. Интеграция и координация действий множества людей и различного рода групп осуществляется через социальные институты.

Понятие «социальная структура» отражает социальное неравенство в во всех его проявлениях, а понятие «социальная стратификация» - только в вертикальном срезе.

В качестве признаков, по которым люди объединяются в страты, выступают, прежде всего, уровень доходов, уровень образования и квалификации, престиж профессии и доступ к власти. В соответствии с местом в социальной иерархии различные социальные страты можно объединить в классы. Индикатором положения человека в классовой структуре общества является стиль жизни – совокупность поступков и предметов собственности, которые воспринимаются индивидом и окружающими как символы его социального статуса.

В марксистской теории классы – это большие группы людей, которые различаются:

- по месту в исторически определенной системе общественного производства;
- по отношению к средствам производства (большей частью, закрепленному и оформленному в законах);
- по роли в общественной организации труда;
- по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

 

Выделяют основные (доминирующие в рамках определенной общественно-экономической формации) и неосновные классы (существование которых обусловлено сохранением в данной общественно-экономической формации остатков прежних или появлением зачатков новых производственных отношений). Такое понимание представляет классовую структуру общества менее жестко и приближает анализ социальной структуры к стратификационному анализу. Однако выделение чрезмерно больших групп населения в рамках социальной структуры делает социальный анализ чересчур абстрактным и не позволяет учитывать довольно существенные внутриклассовые различия. Отчасти этот недостаток классового анализа был преодолен М. Вебером, у которого класс – это совокупность индивидов, обладающих сравнительно равнозначной долей власти, богатства и престижа. Более детально социальная структура представлена в теории социальной стратификации. Класс может быть определен также как группа, которую объединяют профессиональные, имущественные и социально-правовые интересы.

Веберовская трактовка классов получила развитие в рамках функциональной (статусной) концепции классов (Р. Арон, Д. Белл, Т. Парсонс, У. Уорнер, X. Шельский и др.), в которой выделяются следующие классообразующие признаки: уровень доходов, уровень образования и квалификации, престиж профессии, доступ к власти.

Высший класс (обычно 1-2 % населения) – это владельцы крупного капитала, промышленная и финансовая элиты, высшая политическая элита, высшая бюрократия, генералитет, наиболее преуспевающие представители творческой элиты. Они обычно владеют значительной частью собственности (в индустриально развитых странах – около 20 % общественного богатства) и оказывают серьезное влияние на политику, экономику, культуру, образование и другие сферы общественной жизни.

Низший класс – низко квалифицированные и неквалифицированные работники с низким уровнем образования и дохода, маргинальные и люмпенизированные слои, для многих из которых характерны значительные расхождения между относительно высокими ожиданиями, социальными притязаниями и низкой оценкой своих реальных возможностей и достигнутых в обществе личных результатов. Представители таких страт встраиваются в рыночные отношения и добиваются жизненных стандартов среднего класса с большим трудом.

Средний класс – совокупность групп самостоятельного и наемного труда, занимающих «срединное», промежуточное положение между высшими и низшими слоями в большинстве статусных иерархий (собственность, доходы, власть) и обладающих общей идентичностью.

 

Социальная структура общества — это совокупность взаимосвя­занных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социаль­ных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый со­циальный организм. Чтобы более наглядно представить всю слож­ность и многомерность социальной структуры, ее условно можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональная структура общества.

1. Социальный состав общества — это совокупность взаимодей­ствующих социальных общностей, социальных групп и индивидов, обра­зующих конкретное общество. Каждая социальная общность занима­ет определенное место, определенную позицию в социальной струк­туре. Одни социальные общности занимают более выгодные позиции, другие — менее выгодные. Кроме того, в самой социаль­ной общности отдельные социальные группы (отдельные индивиды)
также занимают разные социальные позиции и имеют разные соци­альные статусы (рис. 1).

2. Институциональная структура общества — это совокупностьвзаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устой­чивые формы организации и управления обществом. Каждый институт (группа институтов) регулирует отношения в определенной сфере общества, например политические институты (государство, партии и др.) регулируют отношения в политической сфере, экономиче­ские — в экономической (рис. 2).

3. Институциональную систему общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которой заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общно­стей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладает относительной устойчивостью. Например, Президент Украины в соответствии с Конституцией Украины переизбирается каждые пять лет, а статус президента и институт президентства остаются неизменными в течение многих лет; роди­тели стареют и умирают, и их статусы занимают новые поколения.

4. В демократическом обществе все социальные институты фор­мально (по закону) равны между собой. Однако в реальной жизни одни институты могут доминировать над другими. Например, поли­тические институты могут навязывать свою волю экономическим и наоборот. В каждом социальном институте имеются свои социаль­ные статусы, которые также не равнозначны. Например, статус пре­зидента в политических институтах является главным; статус депу­тата парламента более значим, чем статус рядового избирателя; ста­тус владельца фирмы или менеджера в экономических институтах более предпочтителен, нежели статус рядового работника, и т. д.

Социальная общность

Социальная общность — это большая или малая группа людей, об­ладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями).

 

Общество как целостная социокультурная система состоит из множества индивидов, входящих одновременно в большие и малые социальные общности. Например, конкретный индивид — гражданин своей страны — одновременно может быть членом таких боль­ших социальных общностей, как этническая, территориальная, про­фессиональная и др. Кроме того, он, как правило, является членом сразу нескольких малых социальных групп — семьи, рабочей брига­ды, научного отдела, круга друзей и т. д. В общности объединяются люди одной профессии или одного рода деятельности (шахтеры, врачи, учителя, металлурги, атомщики); с общими этническими признаками (русские, татары, эвенки); с примерно одинаковым со­циальным статусом (представители низшего, среднего или высшего классов) и т. д.

Социальная общность не является суммой отдельных индиви­дов, а представляет собой целостную систему и, как всякая система, обладает собственными источниками саморазвития и является субъ­ектом социального взаимодействия.

Социальные общности отличаются большим разнообразием ви­дов и форм, например, по следующим признакам:

· по количественному составу — от двух-трех человек до десят­ков и даже сотен миллионов;

· по продолжительности существования — от нескольких ми­нут до многих тысячелетий;

· по базовым системообразующим признакам — профессиональные, территориальные, этнические, демографические,
социокультурные, конфессиональные и др.

Основной формой социальных общностей являются социальные группы.

Общество в своей конкретной жизненной реальности высту­пает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах: семье, школьном, студенческом, производственном, армейском коллек­тивах, спортивной команде, кругу друзей, подруг и т.д. Социаль­ная группа — это своеобразный посредник между отдельным ин­дивидом и обществом. Это та непосредственная среда, в которой возникают и развиваются социальные процессы. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе «личность-общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои социальные интересы через принадлежность к определенной социальной группе, посредством которой он участвует в жизни об­щества. Членство в различных группах определяет статус и авто­ритет человека в обществе.

 



2016-01-26 986 Обсуждений (0)
Социализация личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социализация личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (986)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)