Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и типология социальных групп



2016-01-26 1365 Обсуждений (0)
Понятие и типология социальных групп 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальная группасовокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие «социальная группа» интернационально по своей природе; оно имеет давнюю традицию разработки и применения как в западных, так и в отечественных областях человеко- и обществознания. А. И. Донцов выделяет 3 важных момента, связанных с эволюцией слова группа и его превращением в научное понятие:

¨ в XVIII в. термин начинает использоваться в европейских языках для обозначения реальных человеческих сообществ, члены которых объединены некоторым общим признаком;

¨ во 2-й половине XIXв. реальность, обозначаемая этим термином, становится объектом изучения особой науки - социальной психологии;

¨ в 10 - 20 гг. ХХ в. основным объектом изучения социальной психологии становится малая группа - сообщество, в которое человек включен непосредственно самим ходом жизнедеятельности. Понятие группы входит в активный лексикон каждого социолога.

Несмотря на то, что понятие группы является одним из самых важных, у ученых нет полного согласия относительно его определения. Это происходит потому, что: во-первых, большинство понятий в науке появляется в ходе социальной практики, в которой им придается различное значение; во-вторых, образуется множество видов сообществ.

Социологи называют группой двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в устойчивых моделях социального взаимодействия. Роли объединяют нас в рамках социальных отношений. Когда эти отношения поддерживаются в течение длительного времени, им приписывают свойства группы. В результате обычно происходят четыре вещи:

1) мы начинаем рассматривать отношения как действия, осуществляемые в определенных границах, так что люди оказываются либо “внутри”, либо “вне” группы;

2) мы приписываем группам “объективное” существование и воспринимаем их так, как если бы они были реальными и осязаемыми;

3) группа для нас является носителем особой субкультуры или контркультуры – набором уникальных в своем роде норм и ценностей;

4) у нас развивается чувство преданности группе, которая дает ощущение того, что мы представляем собой единое целое, имеющее свои отличительные свойства.

Группа социальная – категория индивидов, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы.

Определение социальной группы включает в себя три основных элемента:

- взаимодействие, то есть информационные контакты, осуществ­ляемые с помощью знаковых систем («языков»);

- членство, то есть наличие групповой культуры, проявляющейся в системе знаков (символов), с помощью которых члены данной группы отличают друг друга от представителей других групп;

- идентичность, то есть совокупность признаков, по которым индивиды, не входящие в какую-либо группу, отличают членов этой группы (или, в принципе, могут это сделать).

Отметим еще одну особенность, связанную с возрастанием количества и разнообразия групп взаимопомощи за истекшее столетие. Возникли ассоциации домовладельцев, анонимных алкоголиков, группы реабилитации наркоманов и пр. Эти группы взаимопомощи, как отмечает Э. Гидденс, «образуют люди, находящиеся в одинаковом положении, и собирающиеся вместе, чтобы оказать друг другу помощь в реализации общих интересов или чтобы справиться с общими проблемами»[39]. Такие группы, как правило, не являются иерархическими, членство в них зачастую непостоянное, основываются на определенных моральных принципах и зависят от членских взносов или пожертвований.

Как видим, изучение реальных групп имеет большую научную и практическую ценность.

(1) Группа является посредником между общественными явлениями и конкретным человеком. С одной стороны, она – проводник влияний общества на личность, именно через нее идет формирование социально значимых качеств личности, убеждений, установок и т.д. С другой стороны, именно через реальные группы конкретная личность имеет возможность оказывать воздействие на общественное мнение, общественные представления, пытаться их менять.

(2) Группа выступает в качестве самостоятельного субъекта жизнедеятельности и развития. Люди как социальные атомы образуют коллективную общность, формируя механизмы взаимодействия, общественное мнение и пр.

На этой основе можно определить групповые функции. Они изучены слабо, так как основное внимание обращается на статусное положение входящих в группу лиц и их ролевое поведение. Тем не менее, в различных типах групп происходят сходные процессы, которые можно обозначить как групповые функции. Они проявляются в процессе и результате взаимодействия между индивидом и группой.

1-я функция – целевая – определяет направленность деятельности группы; например, по созиданию или поддержанию собственной структуры;

2-я функция – регулятивная – связана с регулированием группового общения (взаимодействия) с помощью процесса создания группового мнения, норм, определяющих принципы и характер отношений в данной группе;

3-я функция – преемственности – обеспечивает поддержание внутреннего порядка в группе, охраняя сложившиеся отношения, характер взаимодействия, нормы и т.п., которые отличают данную группу от любой другой;

4-я функция – идентификационная – отражает свойства и признаки, на основе которых члены данной группы определяют принадлежность к тому или иному социальному слою, касте, классу и т.п.;

5-я функция – знакомства – связана с налаживанием отношений с новыми членами группы или со знакомством с уже известными людьми, но с их новыми ролями;

6-я функция – солидарная – означает формирование единства и сплоченности группы, взаимовыручки и т.д.;

7-я функция – управленческая – группа выбирает лидера, который организует взаимодействие и всю групповую деятельность, регулирует отношения в ней.

 

Структура группыпредставляет собой систему иерархически расположенных внутригрупповых отношений. В ней можно выделить лидера, актив (низовые лидеры), силовиков, массу, аутсайдеров.

Группу можно определить как такую социальную агрегацию, которая имеет внешнюю границу и хотя бы одну внутреннюю. При этом группа может иметь и несколько внутренних границ.

Это связано с тем, что многие группы различают не только членов и нечленов своей группы, не только лидерство и членство, но и различные категории лидеров и членов.

Если различаются вертикальные (иерархические) классы, то такая группа может быть представлена в виде концентрической диаграммы.

 

Иной тип групп, который называется составной, различающий горизонтальные (гомологические) классы (например, монахи и монашки, воронежцы и москвичи), можно представить в виде сегментной диаграммы.

Кроме того, в группе можно увидеть два уровня взаимодействий между ее членами: первый связан с выполнением группой поставленных перед нею задач (так называемая инструментальная функция группы); второй уровень связан с установлением и поддержанием отношений между членами группы (так называемая эмоциональная или функциональная функция группы). При этом поуровневое расположение внутригрупповых отношений может быть схематически описано следующим образом: официальные отношения – неофициальные деловые отношения – неофициальные эмоциональные отношения. Субординация позиций зависит от расположения индивида в системах информационных потоков и концентрации у него информации, касающейся группы. Обладание информацией прямо пропорционально величине официального статуса индивида в группе.

Заметим, что инструменталистский и экспрессивный уровни групповой деятельности требуют двух типов лидерства. Исследования показывают, что в любой группе один и тот же человек не может являться одновременно идейным лидером и самым уважаемым человеком. Более того, эти два лидера склонны взаимодействовать друг с другом в большей мере, чем с другими членами группы.

Также централизованная и децентрализованная коммуникационные структуры по- разному влияют на возникновение лидерства, развитие группы, адаптацию её членов. Централизованная структура усиливает возникновение лидерства и организационное развитие структуры группы, но препятствует эффективности решения сложных задач и уменьшает удовлетворенность членов группы. Децентрализованная коммуникационная структура эмоционально воспринимается как более «теплая», повышает чувство удовлетворенности членов группы, однако может увеличивать время решения задачи, отрицательно влиять на эффективность работы.

Таким образом, социальные группы можно рассматривать как общности людей с устойчивыми взаимодействиями и наличием взаимных ожиданий, координацией действий, кооперацией и солидарностью по поводу общих целей и культурных образцов. Каждый индивид в разные моменты своей жизни входит на правах участника в несколько групп, различающихся по размерам, степени организованности, характеру взаимодействий, поведению членов группы и многим другим признакам. Но сколько групп нужно человеку? Столько, чтобы удовлетворить свои потребности: каждый человек входит минимум в состав двух групп – семейной и производственной. При этом могут у него быть группы, связанные с подработкой, хобби, внесемейными отношениями.

 

Типологии социальных групп:

1-я типология групп - по их пространственнойорганизации. Су­ществуют локальныегруппы, которые предполагают обязательное физическое присутствие входящих в них индивидов в одном месте и в одно и то же время (например, фокус-группа или группа испытуемых в социально-психологическом эксперименте). В то же время существуют частично или полностью дислокальныегруппы. Например, радиолюбители, осуществляющие связь на любительских частотах и выступающие под собственными кодами.

2-я типология. Группы различаются по времени своего существования. Можно выделить: постоянные межпоколенные, постоянные внутрипоколенные, временные, случайные, спорадические.

3-я типологияуниверсальная – группы, построенные на нескольких факторах:

1) учитывающие соотношение групп между собой;

2) учитывающие соотношение группы и ее членов.

К первому классу относятся деления групп на большие – малые – средние, целевые – нецелевые, формальные – неформальные. Ко второму классу можно причислить выделение первичных и вторичных, а также референтных групп.

4-я типология, предложенная еще П.А. Сорокиным, по объединяющим ценностям – односторонние и многосторонние. Односторонние построены на одном ряде основных ценностей (расовые, половые, возрастные, социокультурные). Это такие группы, как род, языковая группа, религиозная группа, профессиональный союз и пр. Многосторонние построены вокруг нескольких рядов ценностей: семья (ценности расовые, половозрастные, коммуникативные), нация (различные религиозные, политические, социокультурные, расовые и другие категории ценностей).

5-я типологияпо размеру группы – диада (группа из двух человек, например, друзья, влюбленные), триада (группа из трех человек, имеющая неустойчивые и сложные отношения), большие группы (могут распадаться на фракции), толпа.

 

Э. Бёрн предлагает свою классификацию социальных групп.

1. На основе проницаемости границы – открытые и закрытые группы. Это определяет характер членства в группе – добровольное (по желанию), выборное (по приглашению), условное (по соглашению) и обязательное (по призыву).

2. По характеру сложности структуры – простые и сложные группы. Простая группа состоит только из лидерства и членства, без других внутренних подразделений. Сложная группа имеет простую иерархию и состоит из лидера, подлидеров, старших и младших членов. В результате разделения функций хирург не может указывать администрации больницы, как искать бухгалтера.

3. По отношению между организационной и индивидуальной структурами – полностью организованные и недоорганизованные, а в зависимости от соотношения между ролями и нишами (в т.ч. по числу членов и заполняемым должностным нишам) – переукомплектованные, полностью укомплектованные и недоукомплектованные группы.

4. По динамическому основанию (в зависимости от соотношения сил и активности) – слабые и функционально неэффективные и активные, эффективные группы.

5. По фазам групповой деятельности – группа может быть рабочей и боевой (процессуальной).

6. По характеру подчинения членов группы своему канону и осуществления групповой власти – более или менее демократические. В результате возможно подчинение тому или иному лидерству, конституции, групповой культуре.

 

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.

Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности.

Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы.

Основные признаки социальной группы:


1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат и т. д.;

2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура,

групповые процессы, групповые нормы и санкции.

Композиция – совокупность характеристик членов группы, как частей целого.

Структура группы – те функции, которые выполняют члены группы.

К групповым процессам относятся меняющиеся показатели группы;

3) способность индивидов к согласованным действиям;

4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости – на референтные и группы членства. Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.

По количеству членов выделяют большие, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает двух или трех человек (связующие факторы: чувства дружбы, общее дело и т. д.). Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики (толпа, аудитория, публика).

Малая группа – такая группа, участники которой лично знают друг друга.

Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на мнения членов группы, группа является источником социальных установок субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивное отношение – просоциальные, негативного – асоциальные. Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация обычно характеризуется замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением.

 



2016-01-26 1365 Обсуждений (0)
Понятие и типология социальных групп 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и типология социальных групп

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)