Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников



2016-01-26 778 Обсуждений (0)
Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок




Пословицы и поговорки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В образах, передаваемых в фольклоре, а особенно в поговорках и пословицах, как аккумуляторах вековой мудрости перед дошкольником открывается и объясняется жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Пословицы и поговорки, как элемент народного творчества обогащают эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы передают, учат детей лаконичному выражению своих мыслей, многообразными способами [8].

Дети в этих произведениях познают лаконичность и точность слова. Понимают значение ритмичности при воспроизводимой ими мысли, знакомятся с многочисленными примерами русской грамматики, пунктуации, многообразием форм, правил, устной и письменной речи. Народ в пословицах заключил всю меткость и выразительность языка. Через пословицы дети знакомятся с основами интеллектуального юмора, живыми и образными выражениями, сравнениями [40].

Словарная работа связана со всей воспитательной работой. Её содержание определяется на основе анализа общеобразовательной программы развития и воспитания детей: это лексика, не обходимая ребёнку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, совершенствования разных видов деятельности [20].

Прежде всего, дети усваивают бытовой словарь. Он включает в себя названия частей: тела, лица. Предметы быта: названия игрушек, посуды, мебели, одежды. Предметы туалета, пищи, помещений.

Природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.).

Эмоционально-оценочная лексика занимает особое место.

К ней относятся слова, обозначающие человеческие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный). Качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный). Слова эмоциональной значимости, которые создаются при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок). Образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали). Слова, образующиеся с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову). Слова, обозначающие лексику, время, пространство, количество [20].

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и название действий, состояний, признаков свойств и качеств (цвет, форма, величина, вкус). Слова, обозначающие видовые и родовые понятия (фрукты, овощи, посуда, игрушки, транспорт и пр.). Слова, создающие отвлечённые и обобщённые понятия: красота, добро, зло и другие.

Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении эти слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия [19].

Народная педагогика при формировании словарного запаса ребёнка использует в качестве основных воспитательных средств компоненты народной культуры, охватывающей все сферы развития словаря – бытовую природную общественную эмоциональную. В произведениях фольклора активно употребляются, прежде всего, отвлечённые понятия: добра и зла, красоты, раскрываются свойства предметов [13].

В народном быту, пословицы, поговорки, колыбельные песни, детские пестушки, потешки были обязательными спутниками раннего детства. Такой фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, дополняя их словарь теми словами, которые в быту меньше всего используются: прилагательными наречиями, они являются отстающими от значительно увеличивающегося количества существительных и глаголов [19].

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических средств выразительности языка (сравнений, эпитетов, метафор) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Образность речи в пословицах и поговорках передаётся посредством сравнений [2].

Важно, чтобы знакомство со сравнениями проходило на таких примерах, где предмет, с которым сравнивают, был хорошо знаком детям, в противном случае образ не проясняется, а затемняется [8].

Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всём его многообразии и противоречивости. В.П. Адрианова-Пертц отмечает, что они в обобщённом суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передаётся лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами [45].

Если, рассматривать данное выше с художественной стороны, то здесь можно вспомнить методику Б.М. Хавратович. Эта программа отличается от имеющихся программ тем, что в ней обоснован подход приобщения детей к искусству на основе метода, который называется арт-терапия. В современной художественной педагогике он называется прогрессивный. Он используется в качестве малозатратного, немедикаментозного метода оздоровления, и как способ творческого развития детей, при укреплении их духовного иммунитета, с формированием социально-адаптивных способностей.

Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре [30].

Художественная культура, включает в себя обычаи, обряды, праздники, песни, труд – все это прямо или косвенно связано с педагогическим воздействием на эстетическое воспитание ребёнка, на формирование базиса его культурного восприятия мира. Педагог рекомендует завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом – передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей, из книг [34].

В результате почти каждый ребёнок получает право взять альбом – передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку [18].

В процессе своей работы, следуя этой системе, в первый альбом записали не только пословицы и поговорки, но и все малые формы фольклора, которые дети знали. Дети с удовольствием рисуют рисунки к этим формам фольклора и поясняют, что они означают и в каких случаях их употребляют [18].

Кроме того, знакомя детей с рассказами Б.В. Шергина, в каждом из которых раскрывается смысл пословицы. «Пословицы в рассказах» – так определил их автор. В доступной для детей форме он повествует о том, как старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, как они украшают нашу речь, в каких случаях их употребляют. Дети знакомятся с новыми пословицами и поговорками и узнают, каким образом можно по ним составлять рассказы. Это позволяет перейти к работе на занятиях по развитию речи, где дети сами пытаются составить определённые рассказы по сюжету пословицы или после составления какого-либо рассказа вспомнить и подобрать ту пословицу, которая бы подошла к этой истории [9].

По мнению Н.А. Дмитриева, что выражено, словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо. Определённость, ясность, пластичность художественной речи – это и есть определённость выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая применяемую речь, у них развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Ушинский К.Д. подчёркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах [52].

В середине XIX века ряд учёных, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав её «Русская народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики – пословицам, поговоркам отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка учёных (Г.Н. Волков, Е.А. Покровский) в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом, нравственном, речевом развитии детей. Другой исследователь А. Соболев рассматривает проблемы детских игр, через призму использовании в воспитании песен и тем самым ещё более расширяет границы народной педагогики [16].

А.П. Усова, О.Ушакова считают, что поговорки, пословицы, сказки, и загадки являются богатейшим материалом для развития культуры речи. В конце XX века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит, и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость [50].

Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить словарный запас помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Привлекает детей звучность, ритмичность, напевность, занимательность поговорок, пословиц. Такое свойство фольклора вызывает желание повторить, запомнить сказанное. Это, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи [17].

В.П. Адрианова-Перетц пишет, что пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений». Она отмечает, что пословицы и поговорки в обобщённом суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передаётся лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая произносимое, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

А.П. Усова, О. Ушакова считают, что пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой [51].

В настоящее время появилось большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе.

Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться. Хоровод, включающий в себя составной частью фольклор – одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Таким образом, экологическое воспитание, воспитание любви к родной природе также может опираться на приемы народной педагогики [15, С. 42-44].

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи [27].

К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» говорил о том, что всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребёнка к основам народной речи [53].

В фольклорных произведениях должны найти отражение, как уникальные черты национального искусства, так и общие с творчеством других народов. Для этого необходимо подбирать сказки, пословицы, поговорки, наиболее ярко отражающие особенности содержания быта, обычаев и формы. Таким образом, дети будут приобщаться к культуре не только своего народа, но и к культуре других народностей [28].

В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвящённые русскому народному творчеству. Кроме этого, знакомство с фольклором целесообразно проводить вне занятий: в вечернее время, на прогулке в лесу или на лужайке ребята рассаживаются вокруг педагога, и он рассказывает им сказку, дает загадки, вместе с детьми поёт народные песни. Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен. Воспитатель рассказывает, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объясняет, когда уместно использовать поговорку и пословицу. Ознакомление детей с пословицами может быть частью занятия по ознакомлению с окружающим или развитию речи. В старшей группе ребят начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Дети узнают, что хорошо знакомая им сказка «Рукавичка» – украинская, «Лёгкий хлеб» – белорусская, а весёлая песенка «Где ночует солнце?» создана в Армении [28].

С произведениями фольклора дети подготовительной группы знакомятся в основном вне занятий. Особое место отводится знакомству с поговорками и пословицами. Воспитатель уже не только объясняет их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования, но и учит правильно и к месту использовать ту или иную поговорку. В подготовительной группе детей продолжают знакомить с народной песней, с более серьёзными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса (легендами, былинами, сказами) не только русского народа, но и народов других национальностей. Особую роль играет беседа педагога, предваряющая чтение или рассказывание – она подводит дошкольников к пониманию идейного смысла произведения [47].

Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту [41].


 



2016-01-26 778 Обсуждений (0)
Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (778)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)