Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Условия эффективной межличностной коммуникации



2016-01-26 2068 Обсуждений (0)
Условия эффективной межличностной коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок




Важнейшие условия эффективного общения – это знание механизмов перцепции и умение практически ими пользоваться; это доброжелательное и уважительное отношение к партнерукак к равному, стремление к подлинному диалогу; это совместимость партнеров как коммуникативных личностей; это умение слушать, «считывать» и понимать невербальные сигналыпартнера и владеть собственной речью и невербаликой; это адекватное восприятие смысловой и оценочной информации; это воздействие через убеждение, а не посредством манипулятивных технологий.

Оптимизация общения с другим человеком в любой сфере деятельности – бытовой, трудовой, познавательной и особенно в деловых коммуникациях – предполагает ответы на следующие вопросы: в каком он настроении? какие у него проблемы? как в данной ситуации сказать ему то, что повысило бы его самооценку и чувство собственного достоинства? как облегчить ему выполнение того, что вы хотели бы, чтобы он сделал? Эти практические советы помогут и менеджеру, и педагогу, и родителям в общении с детьми, и специалисту по общественным связям.

Диагностика наблюдения партнера по общению – это наблюдение его эмоционального состояния (положительного, отрицательного, заинтересованного, безразличного), его вербального поведения (одобрения, неодобрения, нейтрального), его моторного поведения (общедвигательной активности, фиксации взгляда), его коммуникативного поведения, связанного с передачей информации

Дополнительными факторами, способствующими эффективной МЛК, являются коммуникабельность (общительность, умение легко вступать в контакт и поддерживать общение), обаяние, личная харизма, т.е. навыки целенаправленного влияния на собеседника и искусство убеждать его в конструктивности совместных поисков решений.

Немаловажным фактором для эффективного межличностного делового общения является психологическая совместимость партнеров, их «срабатываемость», что предполагает сходство в мировосприятии, в отношении к своим обязанностям и содержанию выполняемой работы, общность интересов и черт характера. Психологи отмечают, что большинство самых успешных менеджеров сегодня – это люди, имеющие темперамент флегматика.

Существует несколько моделей описания коммуникативного поведения народа: ситуативная, аспектная и параметрическая. Ситуативная модель предполагает описание коммуникативного поведения в стандартных коммуникативных ситуациях: приветствие, извинение, вступление в контакт, выход из общения. Аспектная модель предполагает описание коммуникативного поведения в рамках выделенных исследователем априори аспектов, основные из которых – вербальный и невербальный, а также продуктивный, нормативный и реактивный. Параметрическая модель предполагает формализованное описание коммуникативного поведения на основе некоторой заданной исследователем совокупности факторов, параметров и признаков, по которым может быть описано коммуникативное поведение любого народа

В 1980-х гг. М. Аргайл провел кросс-культурное исследование, установившее, что в человеческом обществе существуют универсальные правила общения, действующие в любой ситуации и в любой культуре. Следует уважать частные права человека. Нужно смотреть в глаза собеседнику во время разговора. Не следует обсуждать с другими конфиденциальную информацию. Не следует проявлять сексуальную активность в отношении другого человека. Следует возвращать долги, услуги, как бы ни были они малы. Следует помнить, что в каждой культуре есть коммуникационные табу – темы, запрещенные для обсуждения (их надо знать)

Известный английский психолог Лесли Рай классифицирует барьеры на пути коммуникации следующим образом: языковые (словарь, жаргон, неоднозначность выражений, путаное и многословное изложение, использование малоизвестных слов); психологические барьеры (жизненные проблемы, «нет настроения», провоцирование сопротивления, страх, застенчивость, агрессия, разница в статусе, «мысленно не с вами», «давно известно», «слишком поздно учиться»); неблагоприятная окружающая обстановка (шум, жара, холод, проблемы с вентиляцией, теснота, кто-то извне прерывает общение, ограниченность во времени); речевые (акцент, манера поведения, наличие предубеждений, «всезнайство», недостаток знаний; «закрытые» невербальные сигналы – «барьеры из рук», пальцы перед губами. Для преодоления языковых барьеров Л. Рай предлагает придерживаться рекомендации KISS (Keep what you say Shot and Simple). Он советует: прежде чем участвовать в тренингах, развивающих навыки общения и вмешиваться в мировосприятие «проблемных» людей, необходимо помнить, что по-настоящему «проблемных» людей не так уж много. Большинство из них – совершенно нормальные люди, а их негативное поведение вызвано не удовлетворяющей их ситуацией.

Эффективный метод рационально-эмоциональной терапии для избавления от иррациональных убеждений (алогичных идей) предложил в 1997 г. психолог Альберт Эллис: а) я должен достигать успеха во всех своих делах и получать одобрение от других, иначе я ничего не стою; б) другие обязаны относиться ко мне с уважением и именно так, как мне хочется; в) в жизни я должен получать все, чего заслуживаю, быстро и легко, и не получать того, чего не желаю. Эти три иррациональных убеждения чаще всего скрываются за жалобами эгоистов, людей с эмоциональными расстройствами и молодежи, поведение которой отличается излишним максимализмом (Туретт-Туржи К.Консалтинг: пер. с франц./под ред. Л.Л. Никитиной. СПб., 2004. С. 39).

Американский психолог Максуэлл Мольц, которого называют «доктор Пигмалион», предлагает полезные рекомендации для самокоррекции «Я-концепции»: создать правильный образ собственного «Я»: знать о себе всю правду; реагировать на факты, а не на представления о них; не уделять повышенного внимания тому, что люди думают о вас и как они вас оценивают; не реагировать слишком эмоционально на внешние раздражители, уметь отсрочить свою немедленную реакцию на них; не культивировать в себе чувство обиды и жалости к себе; уметь прощать себя и других, прощение действует исцеляющее; уметь направлять свою агрессию в нужное русло; одновременно делать только одно дело; работая, уметь расслабляться; не сражаться с призраками прошлого; не тревожиться о завтрашнем дне, а концентрировать внимание на настоящем; утро вечера мудренее

Особую трудность в преодолении психологических барьеров коммуникации представляют так называемые «трудные типы» людей. Так, английский психолог Лилиан Гласе выделяет 30 типов «вредных людей», включая такие, как «втаптывающий в грязь», болтун, сплетник, саморазрушитель, фанатик, невежа, «пакостник», «улыбающийся двуликий Янус», и предлагает методики общения с каждым из них

Реформатор психоаналитического направления немецко-американский психолог Карен Хорни выявила глубинные причины неврозов, мотивационные конфликты личности и типичные деформации характера и поведения невротиков. На большом количестве примеров К. Хорни описала схемы межличностного конфликта: а) чрезмерная направленность на других – гиперактивность в приобретении контактов, что воспринимается окружающими как навязчивость, нескромность, демонстративность; б) чрезмерная направленность против других – подозрительность, критичность, агрессивность, стремление обвинить, найти правду, навести порядок; в) чрезмерная пассивность, приобретающая форму аутизации, когда человек боится сделать что-либо, чтобы не быть осужденным, занимается «самокопанием» и не стремится к установлению и поддержаниюконтактов

Психолог Николаи Татаров в рамках ролевой теории чувств охарактеризовал «семь-Я», семь типов характеров и структуры связей между семью ролями: Героя, Жертвы, Хитреца, Трудяги, Педанта, Кумира, Шкурника

Ценные и конструктивные рекомендации по коррекции личностных коммуникаций можно найти в учебниках и хрестоматиях по психологии личности и психологии конфликта, в которых описаны типы конфликтогенных личностей, даны рекомендации поведения в конфликтных ситуациях

2. Понятие коммуникационного знака.

В семиотике исторически сложились два понимания сущности знака: одно - логико-философское, восходящее к Ч. Пирсу; другое - лингвистическо-коммуникационное, восходящее к Ф. де Соссюру. Согласно первому, знак представляет собой предмет (слово, изображение, символ, сигнал, вещь, физическое явление и т. п.) замещающий, репрезентирующий (Ч. Пирс) другой материальный или идеальный объект в процессах познания и коммуникации. Объект, репрезентируемый знаком, логики стали называть денотат; концептом (десигнантом) именовалось умственное представление о денотате, точнее, о всем классе денотатов, сложившееся у субъекта знаковой деятельности. Г. Фреге (1848-1925) представил отношение между денотатом, концептом и знаком в виде треугольника.

Треугольник Фреге демонстрирует зависимость знака как от объективно существующей действительности (денотат), так и от субъективных представлений об этой действительности (концепт).

В семиологии Соссюра знак - это единство означаемого и означающего, иначе - "соединение понятия и акустического образа". Акустический образ - это имя (слово, название), присвоенное людьми тому или иному понятию или психическому образу, т. е., говоря языком логики, концепту. Соссюровское понимание знака связывает концепт и имя, другими словами, план содержания и план выражения знака. Причем, имя и обозначенный им предмет связаны друг с другом условно, конвенционально (Соссюр), в силу соглашения между людьми. Соссюр ссылался на тот очевидный факт, что слова, обозначающие одну и ту же вещь, например "стол", в разных языках звучат по-разному.

В 1923 г. американские семиотики С.К. Огден и И.А. Ричардс опубликовали книгу с характерным названием: "Значение значения. Исследование влияния языка на мышление и научный символизм". В этой книге предложен семантический треугольник (треугольник Огдена-Ричардса), который представляет собой удачную модель взаимосвязи трех уже известных нам логико-лингвистических категорий:

• данный в ощущениях объект реальной действительности или явление психического мира, именуемые в логике "денотат", а в лингвистике "референт";

• возникающий в сознании людей мысленный образ (психологическое представление) о данном объекте, которое в логике называется "понятие" или "концепт", а в лингвистике "значение" или "смысл";

• принятое в человеческом обществе наименование объекта - "имя" (слово, лексема, символ).

Теперь обратимся к классификации знаков. Знаки, как уже отмечалось, используются в двух семиосферах: познании и смысловой коммуникации. В познании оперируют знаками-образами, воспроизводящими отличительные признаки обозначаемого предмета или явления в силу причинно-следственной связи с ним. В социальной смысловой коммуникации используют коммуникационные знаки, создаваемые специально для хранения и распространения смыслов.

Знаки-образы делятся на симптомы (знаки-индексы) - наблюдаемые явления, свидетельствующие о наличии других, непосредственно не наблюдаемых явлений (дым - признак огня, повышенная температура - признак болезни, народные приметы и т.д.) и модели - материальные предметы или тексты (записи), воспроизводящие внешний вид или внутреннее устройство объекта с целью его познания. Модели в виде материальных предметов представляют собой копии (в том числе - фотографии), а текстовые модели - описания (словесные портреты) моделируемых объектов. В моделях-описаниях используются те же знаки, что и в коммуникационных текстах, и таким путем познавательные знаки-образы сливаются с искусственными коммуникационными знаками. Знаки-копии относятся к иконическим документам и могут выполнять документальные функции87.

Коммуникационные знаки делятся по способу воплощения на две группы: поведенческие, нестабильные, представляющие собой акты действия в реальном масштабе времени, и стабильные, документальные предметы, способные сохраняться с течением времени. Устная коммуникация и исполнительское искусство пользуются поведенческими знаками, а письменная речь и изобразительное искусство - знаками документальными.

Кроме того, коммуникационные знаки делятся на:

• одиночные, единичные знаки-символы, например обособленные жесты (не пантомима или жестикуляция, а отдельный жест), вещественные символы типа амулета, обручального кольца, фирменного знака, государственной символики;

• языки - знаковые системы, в которых из кодов (букв, цифр, условных обозначений) при помощи грамматических правил строятся осмысленные лексические единицы и предложения.

Язык задается в виде кодов - членораздельных звуков (фонем) или алфавита букв (графем) и правил оперирования с кодами - грамматики (синтаксиса).

Языки делятся на естественные (русский, английский и т. д.) и искусственные - химические символы, дорожные знаки, ноты, языки программирования, эсперанто и т. п. Отличие одиночного знака от языка состоит в том, что первый находится вне грамматики, а второй включает в свой состав некоторую простую или сложную грамматику.

Этнографы и культурологи давно обратили внимание на специфические отличия коммуникационных знаков, используемых в разных культурах. Для учета этих отличий было введено понятие язык культуры, под которым понимается совокупность всех знаковых способов вербальной и невербальной коммуникации, которые демонстрируют этническую специфику культуры этноса и отражают ее взаимодействие с культурами других этносов. На стыке этнографии и семиотики образовалась этносемиотика, предметом которой является язык культуры. На 6.3 приведена классификация знаков и языков, обобщающая сказанное.

 



2016-01-26 2068 Обсуждений (0)
Условия эффективной межличностной коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Условия эффективной межличностной коммуникации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2068)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)