Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уровни, формы и виды социальной коммуникации



2016-01-26 2755 Обсуждений (0)
Уровни, формы и виды социальной коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок




В типологии социальной коммуникации различаются прежде всего ее уровни, формы и виды.

Уровни коммуникации выделяются по характеру, количеству субъектов и по масштабности коммуникационного процесса: сколько и кто – отправитель информации (коммуникатор, адресант), и сколько и кто – ее получатель (адресат, реципиент). Инициатором коммуникации (общения) может выступать личность, социальная группа, инстанция, институт, общество в целом. Поэтому выделяют следующие уровни коммуникации:

– внутриличностная (аутокоммуникация, или интраперсональная) – осознанное или неосознанное общение человека с самим собой: самоанализ, самопознание, самооценка «Я», сны, беседа с самим собой, рефлексия, интроспекция (см. главу 5);

– межличностная (или интерперсональная) коммуникация – процесс обмена сообщениями и их интерпретациями двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом; взаимодействие двух или нескольких коммуникаторов, интеракционный процесс между двумя или несколькими людьми: беседа, общение с подругой, родителями. (Интеракция – от англ. interaction – взаимодействие) (см. главу 5);

– коммуникации в группах – коммуникация внутри группы, между группами, между индивидом и группой. Группы могут быть по числу членов малыми, средними и большими; по характеру – профессиональными, дружескими, семейными, формальными и неформальными. Существует межгрупповая коммуникация с выделением лидеров (переговоры, деловое совещание), внутригрупповая коммуникация (съезд, профсоюзное собрание). В данном учебном пособии групповые коммуникации специально не рассматриваются;

– личностно-групповая – урок, лекция

– организационная коммуникация (как правило, более 100 участников, однако может быть и меньше – на небольших предприятиях и в организациях). На этом уровне появляется иерархия коммуникации – от высшего управленческого уровня до низших (подчиненных)

– публичная коммуникация нацелена на передачу информации, затрагивающей общественные интересы и имеющей публичный статус (т.е. открытость обсуждения, нацеленность на общее благо) для определенной аудитории. Примеры публичной коммуникации – выступление одного человека перед коллегами по работе, по радио и телевидению (лекция, доклад, выступление артиста)

– межсоциумная, межгосударственная коммуникация – обособление, война, международная торговля, дипломатия, различные формы межгосударственной интеграции.

– массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие, рассредоточенные аудитории (см. главу 6). Массовая коммуникация как совокупность процессов трансляции обширным аудиториям многочисленными социальными субъектами множества сообщений с помощью специализированных технологичных СМК порождает информационное пространство и массовое сознание.Информационное пространство– множество сообщений, которые транслируют социальные субъекты, используя технологии массовых коммуникаций, а именно: фабрикацию слухов, размещение рекламы, прокат кинофильмов, театральные постановки, шоу-бизнес и публикации в СМИ. Множества сообщений СМИ составляют медиапространство как область информационного пространства

– медиакоммуникация – это термин, позволяющий синтезировать массовую и межличностную коммуникации и выделить особый тип коммуникации, который дает возможность говорить о коммуникации внутри медиаполя

– глобальная коммуникация связана с процессами глобализации, с появлением новейших технических средств передачи информации. Это коммуникация, охватывающая огромную часть человечества в транснациональных масштабах по всему миру. Одной из систем глобальной коммуникации выступает Интернет.

Наряду с уровнями, формами и видами социальной коммуникации существуют некоторые иные критерии ее классификации. Так, по способу связи и особенностям канала коммуникации выделяют непосредственные (лицом к лицу) и технические, опосредованные коммуникации: аудитивные (их можно слышать – радио), визуальные (их можно видеть – чтение прессы) и аудиовизуальные (в них задействованы зрение и слух – кино).

По степени выраженности механизмов обратной связи между адресантом и адресатом выделяют аксиальные (от лат. axio – ось коммуникации, которая характеризуется тесной обратной связью, точным адресатом (межличностные коммуникации, коммуникации в семье, общение друзей) и ретиальные (от лат. retio – сеть, невод) коммуникации, для которых характерна слабая обратная связь, а адресатом является неопределенное, вероятностное множество реципиентов. Массовые коммуникации – реклама, журналистика, политический PR – это ретиальные централизованные коммуникации.

В рамках культурно-исторических форм массовой коммуникации выделяют синхронную коммуникацию – передачу сообщения во времени (гонец, голубь, глашатай, молва, тамтам) идиахронную коммуникацию – не только передачу сообщения в пространстве, но и сохранение его во времени от поколения к поколению, от культуры к культуре, от массы к массе (религия, обряд, обычай, образование, обучение, воспитание, письменность, игра, мода) Очень детальная авторская классификация коммуникаций – офисные, тендерные, специализированные, символьные, перформансные, множественные, дистанционная, локальная, культурно-духовная, конфликтная, моментальная и др.– без обоснования критериев такой классификации – предложена Ф.И. Шарковым

В типологии социальной коммуникации ее виды выделяются на основании различных сфер общества и профессиональной деятельности, отраслевых особенностей коммуникаций в экономике, политике, социальной сфере.

Бизнес-коммуникации в производственной, торговой, финансовой деятельности связаны с получением прибыли, политические коммуникации – с процессами борьбы за политическую власть. Коммуникации в социальной работе предполагают оказание помощи отдельным людям и социально уязвимым группам (инвалидам, пожилым, бездомным, больным). Некоторые авторы выделяют социальные сферы коммуникации: бытовой (межличностной) коммуникации, производственной коммуникации, сферу бизнес-коммунации, или делового общения, сферу политического дискурса, научного дискурса, сферы туристического бизнеса, шоу-бизнеса, спортивного бизнеса, международной коммуникации

Коммуникации в науке – это совокупность формальных и неформальных видов и форм профессионального общения ученых, осуществляющегося с помощью широкого спектра устных, письменных и электронных средств. Формальные, т.е. официальные, регламентированные встречи ученых (конференции, симпозиумы) предполагают обязательное издание их материалов. Неформальные – это неформальные межличностные контакты между учеными: беседы, обсуждение рукописей, устные доклады, дискуссии, научные школы и группы, «незримые колледжи»

Коммуникации в организациях, или организационные коммуникации,– информационные взаимодействия, в которые люди вступают и поддерживают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных функций.



2016-01-26 2755 Обсуждений (0)
Уровни, формы и виды социальной коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уровни, формы и виды социальной коммуникации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2755)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)