Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные аспекты взаимоотношений науки и общества



2016-01-26 2317 Обсуждений (0)
Основные аспекты взаимоотношений науки и общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Наука является теперь приоритетным направлением в деятельности государства.

Во многих странах проблемами ее развития занимаются особые правительственные ведомства, специальное внимание им уделяется даже президентами государств. В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2—3% всего валового национального продукта. При этом финансирование относится не только к прикладным, но и к фундаментальным исследованиям. И оно осуществляется как отдельными предприятиями, так и государством.

Наука сегодня испытывает огромное давление со стороны общества.

В наше время наука стала непосредственной производительной силой, важнейшим фактором культурного развития людей, инструментом политики. Вместе с тем, резко возросла и ее зависимость от общества.

Как говорил П.Л.Капица, наука стала богатой, но потеряла свою свободу, превратилась в рабыню.

Коммерческая выгода, интересы политиков существенно воздействуют сегодня на приоритеты в области научно-технических исследований. Кто платит, тот и заказывает музыку.

Поразительным свидетельством этого является то, что около 40% ученых в настоящее время так или иначе связаны с решением задач, имеющих отношение к военным ведомствам.

Но общество влияет не только на выбор наиболее актуальных для исследования проблем. В определенных ситуациях оно посягает и на выбор методов исследования, и даже на оценку полученных результатов.

Взаимодействие науки и общества в действительности происходит самыми различными путями, и тенденция выделить какой - либо один из них явилась причиной недавней дискуссии об их взаимоотношении. Обычно начинают с влияния науки на общество: обдумывают какое - либо выдающееся открытие, вроде открытия электромагнитных волн, первоначально предсказанных теоретически, затем испытанных в научных лабораториях, потом проверенных в производственных условиях и в конце концов в виде радио вошедших в повседневную жизнь. Но это не единственный и даже не главный путь развития науки и ее влияния на общество. Гораздо чаще случается, что ученый начинает замечать хорошие или плохие результаты, которые дает применение того или иного практического приема. Ученый либо беспристрастно, либо, что чаще, с целью усовершенствования изучает и открывает не обязательно то, как сделать, чтобы что - то работало, а иногда нечто совершенно иное. Он может действительно создать новую отрасль науки так же, как, например, термодинамика была открыта на основании изучения паровой машины. В этом вопросе важным является то, что общий практический опыт, так сказать, привлекает научные интересы, и прогресс в науке можно проследить, не выходя за пределы последовательно изменяющихся областей общих экономических и технических интересов.
Другое влияние науки — через посредство ее идей — было, по крайней мере, таким, как и раньше. Сформулированные научные идеи возвращаются в общую сокровищницу человеческого мышления. Великие перевороты в познании человеком вселенной, своего места в ней и цели своего существования, происшедшие в античном мире и дошедшие через эпоху Возрождения до нашего времени, были в большой степени порождены наукой. Это была новая область простых законов природы, открытых Галилеем и Ньютоном, которые в то же время, казалось, оправдывали поворот к простому деизму в религии, в экономике и либерализму в политике. Теория естественного отбора Дарвина, несмотря на то, что она возникла на базе такой либеральной идеологии, в свою очередь намеренно использовалась для оправдания безжалостной эксплуатации и расового подчинения под флагом выживания наиболее приспособленных. В противоположность такому пониманию дарвинизма более глубокое понимание эволюции заключается в том, чтобы найти путь, двигаясь по которому человек с помощью общества смог бы перешагнуть биологические границы эволюции животных и достигнуть более далеко идущей, сознательно направленной социальной эволюции.
Влияние научного знания и научного метода на все возрастающий уровень всего образа мышления, форм культуры и политики происходит менее заметно. В настоящее время наука становится великим институтом человечества, обособленным от всех более древних его институтов, хотя и тесно связанным сними. Наука отличается от них только тем, что, будучи более повой, она все еще находится в стадии активного развития, и позиция науки по отношению к остальной части общества все еще не имеет твердого основания. Наука еще должна пройти большой путь для того, чтобы приобрести вес в человеческих делах.
До недавнего времени рассмотрение вопроса о человеческих отношениях в обществе, само по себе почти самое раннее из областей человеческого знания, не выходило за рамки магических и религиозных представлений и лишь теперь начало пересматриваться под влиянием марксизма. В более поздние времена, как мы увидим в дальнейшем, возникшие общественные науки почти полностью потеряли свое значение из - за боязни, что их могут использовать для анализа и изменения экономического и политического базиса капитализма. И частично по этой причине социальные изменения, порождаемые в результате воздействия естественных наук на способ производства, никогда не планировались, не были поняты и часто приводили, и в действительности все еще приводят, к губительным последствиям. Только путем объединения подлинной общественной науки с естествознанием может быть обеспечен удовлетворительный и прогрессивный общественный контроль над общественной деятельностью.


Вопрос 11
Особенности древневосточной преднауки.

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме. Наука появляется в странах Древнего Востока (в осевое время): в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики.
Производство идей, представлений, сознания первоначально было непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни.
Первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль методических руководств конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилонии, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительного количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей науки.
Характерные черты:
1)подчиненность практическим потребностям (измерение и счет – математика;составление календарей и обслуживание религкультов – астрология;техническое усовершенствование орудий производства и строительства – механика и т.д.)
2)рецептурность (инструментальность) «научного» знания
3)эмпирический характер происхождения научного знания и обоснования
4)кастовость и закрытость научного сообщества

Вопрос 12
Античная наука:социально-исторические условия и особенности

Образец «Начала» Евклид.
Достояние восточной цивилизации было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции главной функцией науки является объяснительная функция;
её основная задача – познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам человек.
Для возникновения науки в ее собственном понимании были необходимы определённые социальные условия:
достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений (приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность систематических занятий наукой),
наличие богатой и широкой культурной традиции, допускающей свободное восприятие достижений разных культур и народов.
Эти условия сложились к VI в. до н. э. в Древней Греции, где и возникли первые теоретические системы (Фалес, Демокрит и др.), объяснявшие действительность через естественные начала. Это было теоретическое знание, в котором на первый план выдвигались его объективность, логическая убедительность.
Древнегреческая наука (Аристотель и др.) дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления, которые были во многом несовершенны, но сыграли выдающуюся роль в истории культуры:
они ввели в практику мыслительной деятельности систему абстрактных понятий, относящихся к миру в целом,
превратили в устойчивую традицию поиск объективных, естественных законов мироздания и
заложили основы доказательного способа изложения материала, что составило важнейшую черту науки.
Характерные черты:
1)теоретичность (источник научного знания – мышление)
2)логическая доказательность
3)независимость от практики
4)открытость критике
5)демокраизм



2016-01-26 2317 Обсуждений (0)
Основные аспекты взаимоотношений науки и общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные аспекты взаимоотношений науки и общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)