Трудовой коллектив. Межличностные и межгрупповые отношения в трудовом коллективе. Система управления персоналом как фактор социальных изменений
Трудовой коллектив — это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями. Межличностные отношения — это отражение объективных связей и взаимодействий между людьми, состоящими членами одной группы. Сложность этого явления порождает множество точек зрения. Межличностные отношения можно разделить на официальные и неофициальные. В первом случае они обусловлены какой-то определенной формальной организационной структурой, во втором — желаниями, стремлениями, предпочтениями людей. Официальные отношения закрепляются документально, контролируются; они, как правило, строго регламентированы. Неофициальные отношения могут признаваться и даже поощряться группой, но они не регулируются какой-либо официальной структурой, какими-либо документами. Отношения делят также на деловые и личные. Деловые отношения связаны опять же с какой-либо общественно полезной деятельностью — трудовой, учебной, и определяются ею. Деловые отношения также чаще всего, но не всегда, закрепляются должностными инструкциями, какими- то правилами, предписаниями, следовательно, они могут быть официальными и неофициальными. В любой официальной организации можно обнаружить деловые отношения между людьми, не совпадающие с должностными инструкциями. Причем эти отношения нельзя считать личными, так как целевое назначение взаимодействия (общения) — достижение практического результата в совместной трудовой деятельности. Определенный смысл имеет разделение отношений на формальные и неформальные. Это различие связано со степенью соблюдаемости принятых формальных и неформальных правил взаимодействия. В реальной производственной деятельности имеют место все типы указанных отношений — официальные, деловые, формальные, хотя в реальной деятельности людей все эти виды взаимодействия пронизаны личностными отношениями. Их различие, собственно, связано с тем, как они регулируются: в случае официальных отношений — какими-то официальными формальными средствами и способами; деловые отношения регулируются на основе тех целей, которые стоят в основе данного взаимодействия; в случае формальных отношений регуляция осуществляется на уровне формальных связей и предписаний. Деловые, официальные и формальные отношения прежде всего являются действенными, а потом уже оценочными. Они обусловлены объективными условиями, включены чаще всего в какую-либо официальную организацию. Цели этих типов взаимодействия всегда инструментальны, взаимосвязь либо непосредственна, либо опосредована (людьми, инструкциями, техникой). Межличностные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанные взаимодействием). Они формируются не столько объективными условиями, сколько субъективными потребностями в общении и их удовлетворении. Эти отношения могут быть включены и в официальную организацию. Во многом характер и развитость межличностных отношений определяются уровнем развития коллектива. В периоде формирования трудового коллектива отношения преимущественно формальные, официальные, деловые. По мере развития неформальной структуры трудового коллектива взаимоотношения приобретают все более и более личностный характер и во многом со временем становятся отношениями, обусловленными личностными свойствами и качествами людей, вступающих во взаимодействие. В психологической науке, характеризуя межличностные отношения, исследователи склонны выделять три составляющие этих отношений, три их компонента: поведенческий, эмоциональный и познавательный. Поведенческий компонент включает поступки, действия, мимику, жестикуляцию, речь — все, что проявляется в поведении человека и может наблюдаться другими людьми. Эмоциональный компонент включает все, что связано с эмоциональными переживаниями: положительные и отрицательные эмоциональные состояния, внутриличностный конфликт, эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д. Познавательный компонент включает все пси-хические процессы, связанные с познанием других людей, самого себя: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. При официальной организации отношений поведенческий компонент — ведущий в регулировании межличностных отношений. При неофициальной организации основную регулирующую функцию выполняет эмоциональный компонент Межличностные отношения возникают и развиваются в процессе общения. Общение — это не только информационное и предметное взаимодействие, оно сопровождается обменом эмоциональных состояний, переживаний, чувств, общение и межличностные отношения неразрывно связаны друг с другом. Именно совместная деятельность общения вскрывает характер межличностных отношений, которые в этом случае могут быть положительны или индифферентны, отрицательны, отличаться разнообразием эмоциональных переживаний и сопереживаний, адекватностью или неадекватностью взаимопонимания, готовностью к содействию, бездействию, сопротивлению друг другу. Во взаимодействии, общении, совместной деятельности возникают и формируются межличностные отношения. Они охватывают широкий диапазон психологических явлений: госприятие и понимание людьми друг друга, межличностная привлекательность (притяжение, симпатия), взаимовлияние. Понятие межгрупповых отношений используется как для обозначения многообразных связей и отношений (в том числе социально-психологических), субъектами которых выступают социальные общности, группы, так и для обозначения разнообразных явлений индивидуального и группового сознания, которые являются субъективным, психологическим отражением объективных социальных связей и отношений, складывающихся между этими группами следующие значимые их особенности: 1) в процессе задействованы две группы; 2) группы находятся в состоянии контактного взаимодействия; 3) группы участвуют в оценочных действиях, оценивают друг друга; 4) налицо внешний материальный стимул; 5) взаимодействие организовано и управляется внешним образом; 6) ситуация нетипична для обычной, повседневной деятельности, несвойственна "житейскому опыту" групп испытуемых.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1287)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |