Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трудовой коллектив. Межличностные и межгрупповые отношения в трудовом коллективе. Система управления персоналом как фактор социальных изменений



2016-01-26 1287 Обсуждений (0)
Трудовой коллектив. Межличностные и межгрупповые отношения в трудовом коллективе. Система управления персоналом как фактор социальных изменений 0.00 из 5.00 0 оценок




Трудовой коллектив — это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями.

Межличностные отношения — это отражение объективных связей и взаимодействий между людьми, состоящими членами одной группы. Сложность этого явления порождает множество точек зрения. Межличностные отношения можно разделить на официальные и неофициальные. В первом случае они обусловлены какой-то определенной формальной организационной структурой, во втором — желаниями, стремлениями, предпочтениями людей. Официальные отношения закрепляются документально, контролируются; они, как правило, строго регламентированы. Неофициальные отношения могут признаваться и даже поощряться группой, но они не регулируются какой-либо официальной структурой, какими-либо документами.

Отношения делят также на деловые и личные. Деловые отношения связаны опять же с какой-либо общественно полезной деятельностью — трудовой, учебной, и определяются ею. Деловые отношения также чаще всего, но не всегда, закрепляются должностными инструкциями, какими- то правилами, предписаниями, следовательно, они могут быть официальными и неофициальными. В любой официальной организации можно обнаружить деловые отношения между людьми, не совпадающие с должностными инструкциями. Причем эти отношения нельзя считать личными, так как целевое назначение взаимодействия (общения) — достижение практического результата в совместной трудовой деятельности.

Определенный смысл имеет разделение отношений на формальные и неформальные. Это различие связано со степенью соблюдаемости принятых формальных и неформальных правил взаимодействия. В реальной производственной деятельности имеют место все типы указанных отношений — официальные, деловые, формальные, хотя в реальной деятельности людей все эти виды взаимодействия пронизаны личностными отношениями. Их различие, собственно, связано с тем, как они регулируются: в случае официальных отношений — какими-то официальными формальными средствами и способами; деловые отношения регулируются на основе тех целей, которые стоят в основе данного взаимодействия; в случае формальных отношений регуляция осуществляется на уровне формальных связей и предписаний.

Деловые, официальные и формальные отношения прежде всего являются действенными, а потом уже оценочными. Они обусловлены объективными условиями, включены чаще всего в какую-либо официальную организацию. Цели этих типов взаимодействия всегда инструментальны, взаимосвязь либо непосредственна, либо опосредована (людьми, инструкциями, техникой).

Межличностные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанные взаимодействием). Они формируются не столько объективными условиями, сколько субъективными потребностями в общении и их удовлетворении. Эти отношения могут быть включены и в официальную организацию.

Во многом характер и развитость межличностных отношений определяются уровнем развития коллектива. В периоде формирования трудового коллектива отношения преимущественно формальные, официальные, деловые. По мере развития неформальной структуры трудового коллектива взаимоотношения приобретают все более и более личностный характер и во многом со временем становятся отношениями, обусловленными личностными свойствами и качествами людей, вступающих во взаимодействие.

В психологической науке, характеризуя межличностные отношения, исследователи склонны выделять три составляющие этих отношений, три их компонента: поведенческий, эмоциональный и познавательный. Поведенческий компонент включает поступки, действия, мимику, жестикуляцию, речь — все, что проявляется в поведении человека и может наблюдаться другими людьми. Эмоциональный компонент включает все, что связано с эмоциональными переживаниями: положительные и отрицательные эмоциональные состояния, внутриличностный конфликт, эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д. Познавательный компонент включает все пси-хические процессы, связанные с познанием других людей, самого себя: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение.

При официальной организации отношений поведенческий компонент — ведущий в регулировании межличностных отношений. При неофициальной организации основную регулирующую функцию выполняет эмоциональный компонент

Межличностные отношения возникают и развиваются в процессе общения. Общение — это не только информационное и предметное взаимодействие, оно сопровождается обменом эмоциональных состояний, переживаний, чувств, общение и межличностные отношения неразрывно связаны друг с другом. Именно совместная деятельность общения вскрывает характер межличностных отношений, которые в этом случае могут быть положительны или индифферентны, отрицательны, отличаться разнообразием эмоциональных переживаний и сопереживаний, адекватностью или неадекватностью взаимопонимания, готовностью к содействию, бездействию, сопротивлению друг другу.

Во взаимодействии, общении, совместной деятельности возникают и формируются межличностные отношения. Они охватывают широкий диапазон психологических явлений: госприятие и понимание людьми друг друга, межличностная привлекательность (притяжение, симпатия), взаимовлияние.

Понятие межгрупповых отношений используется как для обозначения многообразных связей и отношений (в том числе социально-психологических), субъектами которых выступают социальные общности, группы, так и для обозначения разнообразных явлений индивидуального и группового сознания, которые являются субъективным, психологическим отражением объективных социальных связей и отношений, складывающихся между этими группами

следующие значимые их особенности:

1) в процессе задействованы две группы;

2) группы находятся в состоянии контактного взаимодействия;

3) группы участвуют в оценочных действиях, оценивают друг друга;

4) налицо внешний материальный стимул;

5) взаимодействие организовано и управляется внешним образом;

6) ситуация нетипична для обычной, повседневной деятельности, несвойственна "житейскому опыту" групп испытуемых.



2016-01-26 1287 Обсуждений (0)
Трудовой коллектив. Межличностные и межгрупповые отношения в трудовом коллективе. Система управления персоналом как фактор социальных изменений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трудовой коллектив. Межличностные и межгрупповые отношения в трудовом коллективе. Система управления персоналом как фактор социальных изменений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)