Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История исследования измененных состояний сознания



2016-01-26 415 Обсуждений (0)
История исследования измененных состояний сознания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Измененные состояния сознания (ИСС) – термин современной психологии, означающий неординарные состояния сознания, которые могут быть достигнуты с помощью специальных тренингов или применением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ (ЛСД-25, псилоцибин и др.).

Людвиг А., исследование ИСС. Несмотря на очевидные расхождения среди ИСС, я должен выделить достаточно их сходных черт, которые позволили бы нам концептуализировать эти ИСС как некий единый феномен. В предыдущих исследованиях доктор Левин с коллегами смогли показать наличие многих этих черт в изменениях сознания, спровоцированных гипнозом, употреблением диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД-25) и сочетанием этих переменных. Сходные черты (описанные ниже) в той или иной степени характерны для большинства ИСС [89, 90].

1. Изменения в мышлении . Общие находки представлены субъективными нарушениями концентрации внимания, памяти и суждений. Ведущей становится архаическая манера мышления (простое процессуальное мышление) и, по-видимому, в той или иной степени нарушается способность к проверке реальности. Происходит стирание различий между причиной и следствием, сильно выражена амбивалентность, а также возможность сосуществования противоположных и противоречивых импульсов в отношении одного и того же объекта при отсутствии явного (психо-) логического конфликта. Кроме того, как прокомментировали Рапапорт (Rapaport, 1951) и Бренман (Brenman , 1950), многие из этих состояний связаны со снижением рефлексивного сознавания.

2. Нарушение чувства времени . Чувство времени и восприятие хронологии событий сильно меняются. Это выражается в виде общей дезориентации во времени и характерном субъективном чувстве безвременья, остановки, ускорения или замедления времени и т. д. Время также может восприниматься как бесконечное или не поддающееся измерению.

3. Потеря контроля . Человек, входя или пребывая в ИСС, обычно ощущает страх перед утратой власти над действительностью и самоконтроля. Во время фазы индукции он может активно сопротивляться ощущению ИСС (например, во время сна, гипноза, анестезии), тогда как в других состояниях он фактически приветствует ослабление воли и полностью отдается экспериментированию (например, при употреблении наркотиков, алкоголя, ЛСД, во время мистического переживания).

4. Изменения в эмоциональном выражении . С ослаблением сознательного контроля или запретов часто становятся заметными изменения в эмоциональном выражении. Происходят внезапные, неожиданные вспышки более примитивных и интенсивных, чем в будничном состоянии, эмоций. Возникают пограничные эмоциональные переживания, от экстаза и близости оргазма до глубокого страха и депрессии.

5. Изменение образа тела . В ИСС происходят многообразные искажения образа тела. Весьма распространенной также является склонность у индивидов испытывать глубокое чувство деперсонализации, разделения тела и души, потери самоосознания или размывание границ между собой и другими, миром или Вселенной.

6. Искажения восприятия . Общим для большинства ИСС является наличие перцептивных аберраций, включая галлюцинации, псевдогаллюцинации, преувеличенную визуальную образность, гиперобостренность восприятия и самые разнообразные иллюзии. Содержание этих перцептивных отклонений обусловливается культурными, групповыми, индивидуальными или нейрофизиологическими факторами и представляет либо скрытые желания и фантазии, выражение базовых страхов или конфликтов, либо простые явления незначительной динамической важности, такие как галлюцинации света, цвета, геометрических форм или очертаний. В некоторых ИСС, вызванных, например, психоделическими наркотиками, марихуаной или при мистических переживаниях, могут проявляться синестезии, когда одни формы сенсорных ощущений переводятся в другие. Например, человек может сообщить, что видит или чувствует звуки или способен ощутить вкус того, что видит.

7. Изменения смысла или значения . В этом разделе я бы хотел подробно остановиться на весьма занимательном качестве почти всех ИСС, понимание которого поможет нам объяснить некоторые, на первый взгляд не связанные между собой, явления. После исследования и изучения разнообразных ИСС, вызываемых различными способами или средствами, меня сильно поразила склонность людей в таких состояниях вкладывать повышенный смысл и значение в свои субъективные переживания, размышления или восприятия. Иногда кажется, будто человек испытывает что-то вроде «эврики», во время которой часто возникают чувства абсолютного понимания, озарения и инсайта. При токсических и психотических состояниях это обостренное чувство понимания может проявляться в приписывании неверных значений репликам извне, идеях отношений и многочисленных случаях «психотических инсайтов».

8. Чувство невыразимости . Чаще всего из-за уникальности субъективного переживания, связанного с ИСС (например, трансцендентального, эстетического, творческого, психотического, мистического состояний), люди говорят, что бессмысленно или невозможно передать природу или сущность опыта тому, кто не испытывал подобных переживаний. Отдаваясь чувству невыразимости, люди доходят до той или иной степени амнезии в отношении своего опыта в состоянии глубокого изменения сознания, такого, например, как гипнотический или сомнамбулический транс, припадки одержимости, сновидческие состояния, мистические переживания, делириозные состояния, наркотическая интоксикация, предвестники припадков, оргиастические и экстатические состояния и т. п. Амнезия имеет место отнюдь не во всех случаях, о чем свидетельствуют ясные воспоминания, остающиеся после психоделического опыта, курения марихуаны или некоторых состояний откровения или озарения.

9. Чувства возрождения . Хотя характеристика «возрождение» имеет лишь ограниченное применение к богатому одеянию ИСС, я включил ее как общий знаменатель, поскольку она проявляется во многих случаях подобных состояний и достойна того, чтобы обратить на нее внимание. Таким образом, многие, выйдя из некоторых состояний глубокого изменения сознания (например, после психоделического опыта, абреактивных состояний, вторично возникающих при применении закиси азота, метамфетамина [метедрина], эфира или амитала, гипноза, религиозных обращений, трансцендентальных и мистических состояний, терапии инсулиновой комы, приступов спиритической одержимости, примитивных обрядов инициации и даже после некоторых случаев глубокого сна), заявляют о переживании нового чувства надежды, возрождения или перерождения.

10. Гипервнушаемость . Исходя из более широкой перспективы, я собираюсь рассматривать в качестве проявления гипервнушаемости в ИСС не только различные случаи «первичной» и «вторичной» внушаемости, но и возрастающую впечатляемость и предрасположенность людей некритично принимать и/или автоматически реагировать на конкретные высказывания (например, команды или инструкции лидера, шамана, вождя или гипнотизера) или неконкретные сигналы (например, культурные или групповые ожидания в отношении некоторых типов поведения или субъективных переживаний). К гипервнушаемости также можно отнести возрастающую склонность человека к ошибочному восприятию или пониманию различных стимулов или ситуаций, основанных на его внутренних страхах или желаниях.

 

ИСС и ЛСД

 

Хофман А. и изменение сознания с помощью ЛСД. Психические эффекты ЛСД, которые возникают от столь малого количества вещества, слишком многозначительны и многообразны, чтобы объясняться токсическими изменениями в функциях мозга. Если бы ЛСД действовал только токсически, то ЛСД-опыт был бы всецело психопатологическим по смыслу, без какого-либо психологического или психиатрического значения. Напротив, похоже, что важную роль, как было показано экспериментально, играют изменения нервной проводимости и влияние на активность нервных связей (синапсов). Это может означать, что ЛСД оказывает влияние на предельно сложную систему взаимосвязей и синапсов между многими миллиардами клеток мозга, – систему, от которой зависят высшие физические и психические функции. Это может стать многообещающей областью исследований в поисках объяснения уникального действия ЛСД [55].

Природа действия ЛСД могла бы привести ко многим вариантам использования его в медицине и психиатрии, как уже показали основополагающие исследования В. А. Штолля.

Истинная ценность ЛСД и родственных галлюциногенов состоит в их способности изменять настройку длины волны приемника «Я» и провоцировать, таким образом, изменения в восприятии реальности. Исходя из способности вызывать к жизни новые картины реальности, этой истинно космогонической силы, становится понятным культовое поклонение галлюциногенным растениям как священным.

В чем же заключается основное характерное различие между повседневной реальностью и видением мира под воздействием ЛСД? В будничном состоянии сознания эго и внешний мир разделены; мы находимся лицом к лицу с внешним миром; он стал объектом. Под воздействием ЛСД границы между воспринимающим «Я» и внешним миром более или менее исчезают в зависимости от глубины воздействия. Имеет место обратная связь между приемником и передатчиком. Часть «Я» выходит за свои пределы во внешний мир, мир предметов, которые оживают и приобретают иное, более глубокое значение. Это может восприниматься как блаженство или как демонические изменения, пронизанные ужасом; в результате этого теряется уверенность в собственном «Я» . В лучшем случае, новое эго чувствует блаженное единство с предметами внешнего мира и, значит, с другими существами. Такое переживание полного единства с внешним миром может даже усилиться до ощущения единства с целой Вселенной. Состояние космического сознания, которое в благоприятных условиях может быть вызвано ЛСД или другим галлюциногеном из группы мексиканских священных снадобий, сходно с произвольными религиозными озарениями – unio mystica . В обоих состояниях, которые зачастую длятся лишь мгновение, возможен мимолетный взгляд на трансцендентную реальность, в которой Вселенная и «Я» едины.

«Я вижу истинное значение ЛСД в возможности оказывать существенную помощь медитации, направленной на мистическое восприятие глубинной, абсолютной реальности. Такое его применение полностью соответствует сущности и характеру действия ЛСД как священного снадобья» [55].

Исследования ЛСД Тимоти Лири. В результате исследования Лири выяснил, что ЛСД дает тот же эффект «общения с Богом» и при этом значительно дешевле. За два года лабораторию доктора Лири посетили более 300 человек. Это были студенты-выпускники, профессора и вся нью-йоркская богема (например, Аллен Гинзберг, Уильям Берроуз, Джек Керуак и Олдос Хаксли). Обычно Тимоти Лири сам принимал ЛСД и «вел» добровольца через череду видений, успокаивал его в случае появления опасных галлюцинаций. Участники экспериментов чувствовали себя особой кастой, которая имеет доступ к источнику божественной мудрости. Каждый из «путешественников» знал (или был убежден, что знает): когда он умрет, его сознание не исчезнет, а переместится в мир ярких красок и вдохновенных ощущений, не известных на Земле. В этом мире нет одиночества – приняв ЛСД, люди сохраняли способность общаться, причем не только вербально, но и телепатически. С «другого берега» им казались ерундой земные проблемы (вроде неоплаченного кредита за дом) и личные эмоции (ревность, тщеславие, зависть). Они возвращались спокойными и просветленными, как Моисей, спустившийся с горы. Они точно знали, что Бог есть и что нужно делать, чтобы попасть в рай, – просто еще раз навестить доктора Лири. Постепенно вокруг гарвардского кампуса появились альтернативные поставщики психоделических наркотиков (тогда они еще не были запрещены). Руководство Гарварда решило, что это слишком, и предложило доктору Лири закрыть исследования [23].

Исследование ЛСД Джоном Лилли. ЛСД-25 позволяет прорвать барьеры между эмоционально-бессловесными системами и построенными на словах системами моделирования с открытием канала несдерживаемого чувства и действия. (Это один из путей, чтобы сделать сознательным бессознательное, и иногда довольно быстро.) В случае достаточно сильных моделирующих систем можно получить мощные потоки эмоций, «идти вместе с ними» и, наконец, создать строгую действующую модель, созвучную идеальным желаемым метапрограммам, но со встроенной энергией эмоциональности. Если самометапрограммист недостаточно силен, он может быть временно поглощен предчеловеческими программами выживания [24].

Исследование ЛСД С. Грофом. Согласно С. Грофу, ЛСД активизирует эмоционально значимый материал в различных областях и на различных уровнях личности. Возникающая в результате этого многократная обусловленность проявляющегося материала – одна из основных черт ЛСД-переживаний. Общим наблюдением для ЛСД-терапии является то, что пациенты дают несколько согласованных, взаимно перекрывающихся и логически состоятельных интерпретаций одного символического переживания. Однако в случае сложных эпизодов один из уровней обычно находится в центре поля переживания и острия луча сознания. Пока разворачивается основная тема, значимость дополнительных уровней может сокращаться и косвенно проявляться на периферии потока восприятия. Они раскрываются после сеанса с помощью систематического анализа при использовании свободных ассоциаций пациента или спонтанно возникают в дальнейших ЛСД-сеансах. Переменные, определяющие интенсивность главного уровня, следующие: личность испытуемого, влияние терапевта, доза ЛСД, интенсивность эмоционального заряда, связанного с материалом переживания, степень сопротивления и сила защитной системы, предпрограммирование и окружающие условия и число предшествовавших ЛСД-сеансов. Последний фактор заслуживает специального объяснения в связи с его значением для понимания природы ЛСД-переживаний, внутри– и межличностной варьируемости содержания сеансов и динамики ЛСД-психотерапии.

Различные люди находятся в весьма различных ситуациях ко времени их первого ЛСД-сеанса. Некоторые из них серьезно борются против бессознательного материала любого уровня, другие имеют легкий доступ не только к психодинамическим феноменам, но и к перинатальным и даже трансперсональным переживаниям. Основной фокус переживания серии ЛСД-сеансов имеет тенденцию смещаться от абстрактных и психодинамических переживаний к проблемам смерти и возрождения, к различным трансперсональным феноменам. В «продвинутых» ЛСД-сеансах обычно преобладают мистические и религиозные темы, трансперсональные по своей природе. Элементы, проработанные в ранних сеансах, не возникают на этой стадии. В серии ЛСД-сеансов эти последовательные сдвиги фокуса с одного уровня индивидуального бессознательного на другой сопровождаются соответствующими изменениями структуры личности, эмоциональных установок, ценностей, отношений, систем верований и убеждений, а часто и всего взгляда на мир. Понимание этого процесса и его специфической динамики создает основу для тонкого руководства терапевтическим потенциалом ЛСД-процедуры и его оптимального использования [10].

 



2016-01-26 415 Обсуждений (0)
История исследования измененных состояний сознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История исследования измененных состояний сознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)