Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2 Особенности формирования геолого-геоморфологических знаний



2016-01-26 512 Обсуждений (0)
Глава 2 Особенности формирования геолого-геоморфологических знаний 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1 Формирование геолого-геоморфологических знаний в 5-6 классах

Геолого-геоморфологические знания и умения формируются на протяжения нескольких лет обучения, важнейшим условием является соблюдение преемственности, т. е развитие системы знаний во времени. Преемственность и системность тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ученик лучше усваивает материал, если он излагается в строгой системе.

Системность как условие обучения требует особого внимания к опорным знаниям, которое достигается посредством актуализации этих знаний разными способами: постановкой вопросов, проведением проверочных работ, эвристической беседой по ходу изложения нового материала. Например, приступал к изучению рельефа первого материка, целесообразно поставить перед школьниками несколько вопросов: какие сведения о рельефе можно получить из общегеографической карты? Какие движения происходят в литосфере и каковы их следствия? Назвать виды равнин, различающихся по происхождению, по высоте. Какие выводы о преобладающих формах рельефа на материке можно сделать только на основе анализа физической карты?

Содержание учебного материала 5-6 классов – это традиционный базовый курс начальной школьной географии с элементами новой структуры и содержательной основы современной географической картины мира. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 35 часов.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.

В процессе изучения курса геогра­фии в 5 классе продолжают формироваться раз­личные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умения делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защи­щать свои идеи. Начальный курс географии формирует осново­полагающие знания об окружающей природной сре­де, о Земле как единой системе, составные части ко­торой находятся во взаимосвязях и взаимодействии. Учащиеся знакомятся с местом географии в си­стеме научных знаний, ее ролью в освоении Земличеловеком, изучают результаты географических от­крытий.

Основные геологические знания, учащиеся школ получают при изучении курса географии в 6-9 классах. Формирование начальных геологических понятий происходит на уроках географии в 5 классе. В данном курсе изучаются следующие темы: внутреннее строение Земли: ядро и мантия; земная кора, слагающие ее горные породы и минералы; движение земной коры; землетрясения и вулканы.

В 6 классе в начальном курсе географии в теме «Литосфера» даются представления о внутреннем строении Земли, вулканах, горячих источниках, гейзерах, землетрясениях, колебательных движениях, горообразовании, геологической деятельности текучих вод, ветра. На изучение раздела «Литосфера» выделяется следующие темы уроков: «Внутреннее строение Земли»; «Породы, слагающие земную кору»; «Движение земной коры»; «Вулканы. Горячие источники. Гейзеры»; «Горы суши»; «Равнины суши»; «Рельеф дна Мирового океана».

Важное место занимает изучение крупных форм рельефа суши с разделением его по высоте, строению, происхождению и равнин по характеру поверхности и абсолютной высоте. Умения которыми должен овладеть ученик в данном курсе: составлять на основе карты и картин описание геогр. объектов (гор, равнин), пользуясь типовыми планами. Учитывая возрастные особенности преобладать должен индуктивный путь формирования общих понятий, неустойчивость внимания требует смены деятельности. Понятия многие формируются на основе представлений, полученных на экскурсии и наблюдениях.

При изучении рельефа Земли учащиеся узнают, что горы и равнины изменяются во времени, вследствие внутренних и внешних сил Земли, знакомятся с процессами, формирующими рельеф дна океана.

Таким образом, курс географии 6 класса позволяет в более углубленной форме дать представление об отдельных компонентах и явлениях природы, о пространстве и времени, качестве и количестве, причинно-следственной зависимости [4].

Самым доступным способом изучения географи­ческой науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. На­учить учащихся наблюдать — одно из важнейших требований ФГОС. Содержание начального кур­са географии позволяет организовать наблюдение за различными явлениями природы. По результатам наблю­дений учащиеся устанавливают существенные при­знаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использова­ния полученных результатов в деятельности [7].

При изучении рельефа применяются общегеографические методы обучения, однако их значение и удельный вес в учебном процессе, который определяется педагогической эффективностью, не одинаковы. Например, очень велика роль объяснения, беседы, работы с разними видами оборудования, наблюдений, практических и самостоятельных работ. Сравнительно меньшее значение имеют такие методы устного изложения, как рассказ и школьная лекция, а также опыты, работы с учебником и дополнительной литературой. Исключительно велика роль наблюдений за процессами рельефообразования и источниками их деятельности, а также всесторонний анализ наблюдаемых форм. Выбор методов обучения зависит также от возраста, жизненного опыта, уровня знаний и развития мышления у учащихся. К основным приемам относятся: рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником, использование цифрового материала, использование карт, схем, таблиц. Каждый урок, на котором изучается рельеф, может быть оснащен разнообразным учебным оборудованием, позволяющем добиться максимальной наглядности. При рассмотрении вопросов, трудных для понимания (например, о рельефообразующей роли выветривания) целесообразно использовать объяснение. Формами изложения учебного материала являются: объяснение и беседа. Рассказ применяется в виде небольших фрагментов иллюстраций, включенных в объяснение и беседу. Работа с цифровым материалом, текстом учебника не находит широкого применения на уроках. К наглядным методам относятся: работа с различными видами учебного оборудования, наблюдения и опыты [5].

Работа с картинами картины находит широкое применение при формировании геолого-геоморфологических понятий в связи с тем, что создают у учащихся зрительные образы обобщенных и конкретных форм. На учебной картине имеются существенные признаки объекта или явления ее содержания, подчеркнуты и сравнительно легко различимы, что создает благоприятные условия для самостоятельного анализа содержания картины.

Значение таблиц определяется тем, что с их помощью может быть раскрыто понятие о связи форм рельефа с их внутренней структурой и происхождением, таблицы должны играть значительную роль при формировании геолого-геоморфологических понятий.

Для организации познавательной деятельности иллюстрации учебника играют немаловажную роль. По своему понятию они делятся на схематические рисунки и фотографические изображения форм земной поверхности. Работа с иллюстрациями учебника имеет некоторые преимущества по сравнению с работой со стенными картами и таблицами, так как учебники есть у всех учащихся, поэтому работать с иллюстрациями можно на уроке и дома; содержан текстом учебника, что облегчает анализ рисунков и создает условия для работы с текстом; иллюстрации по содержанию разнообразнее стенных таблиц и картин, что позволяет решить большой круг вопросов.

Необходимость включения объёмной модели в процесс обучения обусловлена тем, что они позволяют учащимся понять трехмерность в изображении форм рельефов. В 6-м классе это важнейший вид учебного оборудования.

При работе с натуральными пособиями, применяются коллекции минералов и горных пород. Необходимость применения коллекции обусловлена тем, что по своему характеру породы, слагающие горы и

Карта применяется на всех этапах обучения, при изучении нового материала, его закреплении, проверке знаний учащихся, при выполнении домашнего задания. При изучении рельефа применяются карты общегеографические крупного и мелкого масштабов. Рельеф на этих картах является ведущим элементом содержания, что позволяет общегеографические карты использовать как важнейший источник знаний.

В 6-м классе необходимо обучить учащихся чтению рельефа по карте. Главная трудность здесь заключается в формировании отвлеченных пространственных представлений о нахождении на плоской карте положительных и отрицательных неровностей земной поверхности, выраженных условными знаками, линиями, цветом. Для успешного решения этого вопроса при изучении вопроса о горизонталях необходимо использовать краеведческий материал, результаты наблюдений и практических работ. Положительная роль краеведческих наблюдений заключается в том, что они позволяют отвлеченно понятие связать с конкретным географическим объектом.

Наблюдения и опыты, играют важную роль при формировании геолого-геоморфологических понятий. Особенно велико значение наблюдений, которые позволяют познакомить учащихся с методами познания рельефа в науке. Наблюдения это не созерцание окружающего мира, а целенаправленное и сознательное восприятие объектов и явлений в естественной обстановке с целью восстановления их существенных признаков. Учащиеся в 6-м классе посредствам наблюдений устанавливают связь меду формами рельефа, характером и значением горных пород, выявляют роль различных процессов рельефообразовании. В последующих классах наблюдение в природе играет меньшую роль. Проводятся наблюдения на экскурсиях. Их успех в значительной степени зависит от работы, проделанной в предшествующий период [6].

Учащиеся должны владеть теоретическими знаниями о важнейших факторах, влияющих на формирование рельефа.

Каждый ученик должен хорошо знать цель и содержание наблюдения, порядок выполнения необходимых работ, уметь пользоваться приборами и оборудованием, производить записи.

Значение практических работ определяется прежде всего тем, что они позволяют учащимся применить ранее полученные знания, осмыслить их, обогатиться новыми представлениями, понятиями и умениями. В соответствии с требованиями учебной программы учащиеся с помощью простейших приборов должны научиться измерять высоту холма и крутизну склона, строить поперечный профиль [11].

Работа с краеведческим материалом, включает учебное оборудование, характеризующее рельеф ближайшего окружения: фотографии, схематические рисунки, таблицы, выполненные на основе наблюдений и практических работ учащимися на местности. Значение краеведческих материалов определяется тем, что они позволяют перейти от конкретных представлений к формированию отвлеченных понятий о рельефе.

Особенно велика роль краеведческих материалов при изучении рельефа в 6-м классе, при формировании таких общих понятий, как «влияние на рельеф характера залегания и свойств горных пород», «развитие рельефа под влиянием внешних сил» и «форм рельефа».

При формировании геолого-геоморфологических понятий редко используется какой-либо один метод обучения. Обычно применяется несколько методов в различных сочетаниях. Одни методы обучения активизируют память учащихся, другие мышление, третьи восприятие, четвертые эмоции и так далее. Сочетание методов является необходимым условием активизации познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету [12].

Изучение рельефа в 6-м классе характеризуется рядом особенностей, обусловленных ролью начального курса географии в общей системе получаемых знаний. В соответствии с требованием учебной программы в 6-м классе предусматривается получение научных знаний о рельефе во всем их многообразии. Однако, учитывая возраст, знания эти повергнуты значительной дидактической обработке и приведены в соответствии с уровнем познавательных возможностей учащихся. Но в целом учащиеся получают правильное представление о рельефе и поверхности земного шара.

При изучении литосферы в 6 классе основными задачами являются: сформировать у учащихся понятие «земная кора» элементарные, но достаточно целостные сведения о земной коре как одной из оболочек земли (ее вещественном составе, размерах, характерных природных явлениях и связях с другими оболочками), о непрерывности ее развития под влиянием внутренних и внешних процессов Земли; сформировать общие представления об основных типах горных пород по происхождению, научить различать по внешним признакам магматические и осадочные породы; сформировать у ребят общие понятия «горы» и «равнины», знания об элементарной классификации этих форм рельефа по высоте, их изменение во времени, а также представления о главной причине разнообразия рельефа Земли – постоянном взаимодействии внутренних и внешних процессов [3].

Также необходимо научить оценивать условия рельефа местности для жизни и развития хозяйственной деятельности человека, выявить изменения, внесенные в рельеф в результате этой деятельности. На основе овладения приемами определения географического положения гор и равнин суши и океана сформировать обобщенные приемы определения географического положения объектов и обозначение их на контурной карте. Расширить и углубить обобщенные картометрические приемы, сформировать картографические представления о размещении некоторых элементов рельефа [19].

Тема «Литосфера» начинается с рассмотрения внутреннего строения земного шара (понятий о земном ядре, мантии и земной коре), процессов, происходящих в недрах Земли, пород, слагающих земную кору. Для проверки усвоения учащимся предлагается заполнить схему «Горные породы» (табл. 1).

Таблица 1

Горные породы

Магматические Осадочные Метаморфические
Обломочные Химические Органические
         

Далее изучаются внутренние процессы – извержения вулканов и горячие источники, землетрясения, медленные колебания суши. Знания об внутренних процессах необходимы для понимания генезиса рельефа и горообразования. Вместе с тем изучение внутренних процессов имеет большое воспитывающее значение для формирования у учащихся убеждения о непрерывности изменений, происходящих в земной коре. В процессе изучения общих понятий учащимся сообщается определенный, установленный программой, минимум названий географических объектов, связанных с материалом темы «Литосфера» (горы, равнины и прочие), которые они должны знать и уметь находить на географической карте. Эти географические объекты нужны для конкретизации общих понятий и используются для формирования у учащихся умений давать описание горы, равнины по типовому плану на основе физической карты [5].

Схемы, таблицы, предназначенные для систематизации знаний, установления связей, есть в учебниках, в методических пособиях. При реализации ФГОС актуально дать задание на составление схемы по тексту учебника или рисунку учебника (рис.1).

Рис. 1 Строение земной коры

Например, используя учебник и проанализировав рисунок, составьте схему характеристики материковой и океанической земной коры.

Земная кора

 

Континентальная Океаническая толщина 30-45 км и до 75км, толщина от 0,5-12 км

состоит из трех слоев : состоит из двух слоев:

1- осадочный 1- осадочный

2- гранитный 2- базальтовый

3- базальтовый

Рис. 1 Типы земной коры

При изучении темы "Горы суши" можно предложить задание составить простейшую схему на тему «Различие гор по высоте». Можно рекомендовать продолжить схему – привести примеры из карты (рис.2).

 

Горы суши по высоте

 

низкие средние высокие

ниже 1000 м от 1000 до 2000 м выше 2000 м

Рис. 2 Различие гор по высоте

Также можно составить схему на тему «Равнины суши по высоте», где учащиеся классифицируют равнины по высоте (рис.3).

Равнины суши по высоте

 

низменности возвышенности плоскогорья

0-200 м 200-500 м выше 500 м

Амазонская Среднерусская Среднесибирское

Западно-Сибирская Приволжская Аравийское

Прикаспийская Валдайская Декан

Рис. 3. Различие равнин по абсолютной высоте

При изучении рельефа дна Мирового океана целесообразно заполнить таблицу 2.

Таблица 2

Рельефа дна Мирового океана

Зона Характеристика
Шельф  
Материковый склон  
Ложе океана  
Срединно-океанические хребты  

Для развития творческого мышления желательно предлагать учащимся самостоятельно составлять их по тексту учебника, при работе с картами различного содержания. Примером таблицы систематизирующего, обобщающего характера может служить таблица, цель выполнения которой – подведение школьников к мировоззренческим выводам (последнюю колонку заполняют самостоятельно)

Таблица 3

Факторы рельефообразования

Процессы, под влиянием которых возникают формы рельефа Причины возникновения процессов Проявление действия этих процессов Результат действия процессов на формы рельефа
внутренние Энергия внутренних частей Земли Движения земной коры (горизонтальные и вертикальные), вулканизм Преобладает созидательная роль, создаются крупные формы, одновременно происходит разрушение рельефа
внешние Тепловая энергия Солнца Выветривание, работа текучих вод, ветра, ледников, деятельность человека Формы рельефа в основном разрушаются, и одновременно создаются другие формы рельефа

 

Умения, тесно связанные с геолого-геоморфологическими знаниями, формируются параллельно с ними. Наиболее значимыми являются умения наблюдать, составлять описания и характеристики форм рельефа, горных пород в пределах той местности, где расположена школа. Формированию этих умений способствуют учебные экскурсии. Картографо-топографические умения по определению по картам и планам положения и высоты крупных форм рельефа, обозначения их на контурной карте отрабатываются посредством постоянного обращения к карте, выполнением обучающих, тренировочных и проверочных практических работ. Умение различать по внешним признакам горные породы различного происхождения приобретается как во время проведения экскурсий, так и в работе с образцами горных пород из коллекций, при этом школьники результаты работы фиксируют в тетрадях (табл. 4).

 

Таблица 4

Внешние признаки горных пород

Порода Цвет Твердость Блеск Плотность К какой группе по происхождению относится
           

В процессе овладения геолого-геоморфологическими знаниями и умениями школьники приобретают опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности, который включает взгляды, идеалы, убеждения, ценностные ориентации и проявляется в социально-ответственном поведении в природной среде. Рассматриваемая система знаний оказывает значительное влияние на овладение школьниками азами законов диалектики о связи и взаимосвязи объектов и явлений, присущих литосфере, развития, перехода количественных изменений в качественные в процессе круговорота веществ в земной коре. Проверить, как овладели школьники этим четвертым компонентом содержания, возможно по результатам их деятельности по предотвращению отрицательного воздействия внешних процессов на рельеф (борьба ростом оврагов, промоин, выветриванием и т. п.).

Таким образом, формирование геолого-геоморфологических знаний и умений может осуществляться успешно, если будут соблюдаться следующие условия: системность в их раскрытии, привлечение краеведческого материала, опора на наблюдения и жизненный опыт школьников, применение средств обучения в сочетании (карт с учебными картинами, схемами, профилями и т.д.), использование приемов сравнения, обобщающих схем и таблиц, познавательных задач и проблемных вопросов.

Системность как условие обучения требует особого внимания к опорным знаниям, которое достигается посредством актуализации этих знаний разными способами: постановкой вопросов, проведением проверочных работ, эвристической беседой по ходу изложения нового материала. Например, приступал к изучению рельефа первого материка, целесообразно поставить перед школьниками несколько вопросов: какие сведения о рельефе можно получить из общегеографической карты? Какие движения происходят в литосфере и каковы их следствия? Назвать виды равнин, различающихся по происхождению, по высоте. Какие выводы о преобладающих формах рельефа на материке можно сделать только на основе анализа физической карты?

Преемственность и системность достигаются и при использовании различных системообразующих таблиц, схем, которые создаются под руководством учителя или самостоятельно учащимися по его заданию. Так, понятие “внешние процессы”, формирующие рельеф, представляет собой небольшую систему, куда входят такие понятия, как “выветривание”, “работа текучих вод”, “ветра” и т. д. С рельефообразующими процессами учащиеся начинают знакомиться в начальной школе. При изучении географии эти знания приводятся в систему при рассмотрении вопроса изменения гор и равнин во времени. Основным процессом, который изменяет горные породы, является выветривание. Представление о нем уже сформировано, на его базе раскрываются существенные признаки понятия “выветривание”. Учащиеся работают с кадрами диафильма “Выветривание”, затем выполняют в тетрадях практическую работу, задача которой - выявить причины и следствия всех составляющих процесса выветривания, установить связи.

После составления этой таблицы (вариантов заполнения ее может быть несколько) при работе на разных уровнях познавательной деятельности школьникам предлагается дать определение понятия “выветривание”, т. е. выделить его существенные признаки.

С целью развития опыта творческой деятельности на разных этапах изучения этого вопроса целесообразно ставить перед школьниками следующие познавательные задачи и проблемные вопросы: где и какие формы выветривания можно наблюдать на территории города? В какое время года особенно интенсивно протекает физическое или химическое выветривание? Опишите, какие звуки может услышать путешественник в безлюдной Сахаре. Какие из этих звуков относятся к процессу выветривания? В каких климатических поясах Земли преобладает тот или иной тип выветривания? Почему? и т.д.

Таким образом, в 5-6 классах формируются основные геолого-геоморфологические понятия, которые расширяются и углубляются при изучении географии материков и океанов и географии России.

 



2016-01-26 512 Обсуждений (0)
Глава 2 Особенности формирования геолого-геоморфологических знаний 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2 Особенности формирования геолого-геоморфологических знаний

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)