Статья 100. Особо ценные земли
Земли особо охраняемых территорий - земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетич, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов гос власти, органов гос власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия РФ, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных ЗКРФ, ФЗми. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами госй власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и НПА органов местного самоуправления.
Земли особо охраняемых природных территорий - земли гос природных заповедников, в том числе биосферных, гос природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Такие земли относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и в муницип собственности. В случаях, предусмотренных ФЗми, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юр лицам на праве собственности. Участки в границах гос заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков участков иных пользователей, а также собственников, деят-ть которых не оказывает негативное воздействие и не нарушает режим использования таких земель. Объявление земель гос природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев. Участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.
На таких землях, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деят-ть, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ. Не допускается изменение целевого назначения участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деят-ти в соответствии с установленным для них особым правовым режимом. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на гос природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деят-ть, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы. Границы охранных зон должны быть обозначены спец информационными знаками. Участки в границах охранных зон у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих участков особого правового режима.
В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы гос власти субъектов РФ вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деят-ти.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: 1) предоставление садоводческих и дачных участков; 2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деят-тью в соответствии с ФЗми; 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; 4) иные виды деят-ти, запрещенные ФЗми.
Особо ценные земли- земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологич образования, участки, предназначенные для осуществления деят-ти научно-исследовательских организаций). На собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.
56. Правовой режим земель историко-культурного назначения.
Особенности правового режима определены и в ФЗ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ». К землям историко-культурного назначения относятся земли (ЗК РФ, Ст 99): 1) объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений. У собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов участки не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. Земли используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель и не соответствующая их целевому назначению деят-ть не допускаются. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деят-ть. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с ФЗми, законами субъектов РФ устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деят-ть, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Памятники истории и культуры - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, спец предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия).
В отношении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, на основании заключения историко-культурной экспертизы может быть принято решение об отнесении его к историко-культурным заповедникам (например, Соловецкие острова, Кижи, Куликовское поле, Бородинское поле, Московский Кремль, Новодевичье кладбище и др).
57. Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Правовой режим регулируется ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
Признание таких территорий производится Правительством РФ, органами исполнит власти субъектов РФ или органами местного самоуправления и для этого требуется 2 условия: наличие необходимых ресурсов (достаточные запасы лечебных природных ресурсов, достаточные площади для курортного строительства и т. д.); проведение курортологических, гидрологических и других исследований с оформлением бальнеологических заключений, заключений гос экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз, экспертных заключений о запасах природных лечебных ресурсов и других документов. Для признания территорий курортами необходимо наличие зданий и сооружений, включая объекты инфраструктуры (Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1426). Курорт— освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Могут быть федерального, регионального и местного значения в зависимости от того, в чьем ведении находится особо охраняемая природная территория. Лечебно-оздоровительная местность — территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные природные ресурсы являются гос собственностью. Эти ресурсы предоставляются юр и физич лицам только в пользование и исключительно для лечения и профилактики заболеваний. Минеральные воды могут использоваться для промышленного розлива. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с лицензией.На курортах, в курортных регионах (районах) природные лечебные ресурсы разрабатываются специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деят-ти. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деят-ти.
В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов охраны, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ. В составе округа санитарной охраны выделяется 3 зоны: первая зона - запрещаются проживание и все виды хоз деят-ти, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. Режим санитарной (горно-санитарной) охраны обеспечивается пользователями. Участки, находящиеся в частной собственности первой зоны санитарной охраны, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 ЗКРФ. Режим санитарной (горно-санитарной) охраны обеспечивается пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами. Участки в границах санитарных зон у собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов не изымаются и не выкупаются. Участки в границах санитарных зон у собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов не изымаются и не выкупаются. Использование участков в границах второй и третьей зон санитарной охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
58. Правовой режим земель природоохранного и рекреационного назначения.
ЗК РФ, Статья 97.
Земли природоохранного назначения: · занятые защитными лесами (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий); · иные земли, выполняющие природоохранные функции (например, водоохранные зон рек и водоемов; противоэрозионные, пастбищезащитные и полезащитные насаждения).
Участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Юр лица, в интересах которых выделяются участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы спец информационными знаками.
В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деят-ти, которые несовместимы с основным назначением этих земель. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деят-ть при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с ФЗми, законами субъектов РФ и НПА органов местного самоуправления.
В местах традиционного проживания и хозяйственной деят-ти коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей в случаях, предусмотренных ФЗми о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается ФЗми, их границы определяются Правительством РФ. ЗК РФ, Ст 98.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (536)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |