РАЗДЕЛ II. История философии
Тема 2. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения) Особенности генезиса философии в странах Древнего Востока и Древней Греции. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии. Космоцентрический тип философствования. Веды как единство мифологических, религиозных, ритуальных, философских взглядов Древней Индии. Упанишады. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Индии. Основные философские идеи веданты, буддизма. Философские идеи в Древнем Китае. Особенности китайского мифологически-религиозного мировоззрения. Учение Лао-Цзы. Социально-философская и нравственно-правовая проблематика философии Древнего Китая; конфуцианство, легизм. Характерные черты античной философии. Досократический период; проблема первоначала. Классический период греческой философии. Софисты. Сократ и его роль во взглядах на человека. Майевтика. Система объективного идеализма Платона. Платоновская доктрина человеческой души, познания, природы и космоса. Идеальное государство Платона. Философское учение Аристотеля; его логика, этика и учение об обществе. Сократические школы эпохи эллинизма: киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смысле жизни, неоплатонизм. Своеобразие и особенности философской мысли Средневековья. Теоцентрический тип философствования, его культурно-исторические и социальные предпосылки. Апологетика; Тертуллиан, Ориген. Патристика. Августин Блаженный и его учение о "двух градах". Христианская догматика и философская мысль. Принципы теоцентристской философии: креационизм, супранатурализм, сотериология, провиденциализм, эсхатология. Схоластический реализм и номинализм. Фома Аквинский о соединении веры и разума. Уильям Оккам и его принцип экономии мысли. Предпосылки эпохи Возрождения в странах Западной Европы. Ренессансное мировосприятие; гуманизм. Основные идеи философии эпохи Возрождения: сдвиг в сторону антропоцентризма. Ренессансный человек – хозяин своей судьбы. Понимание человека как творческой личности. Эстетическое отношение к действительности. Расцвет искусства. Пантеизм как философское миропонимание. Николай Кузанский и его идея ученого незнания. Эразм Роттердамский. Развитие науки и ее влияние на философию. Леонардо да Винчи. Н.Коперник. Дж. Бруно. Г.Галилей. Роль философии эпохи Возрождения на последующее развитие европейской культуры. Социально-культурное содержание эпохи Нового времени. Эмпиризм и рационализм. Ф. Бэкон и его учение о методе. Виды человеческих заблуждений (идолов) по Бэкону. Разработка индуктивной методологии науки. Представления Бэкона об идеальном обществе. Развитие механистического материализма в философии Т. Гоббса. Ограниченность свободы воли. Идея общественного договора. Ограниченность власти государства естественными законами. Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Сенсуалистическая трактовка опыта и "чистый разум". Философское обоснование либерализма. Договорная теория государства. Разделение властей. Гармония человека и общества. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства. Радикальный гносеологический скептицизм Д.Юма. Рационализм Р.Декарта. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерии истины; механистичность материального мира. Пантеизм Б.Спинозы; Бог – природа – субстанция. Атрибуты и модусы субстанции. Свобода как осознанная необходимость. Г.Ф.Лейбниц и его монадология. Основные характеристики монады; трактовка пространства и времени. Истины факта и метафизические истины. Европейское просвещение. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Гуманизм. Критика религиозного фанатизма. Нравственное облагораживание человечества. Ш.Монтескье о естественных и социальных законах, способах правления, разделении властей. Вольтер о свободе человека и равенстве перед законом. Ж.-Ж. Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Французский материализм XVIII в. Природа как причина самой себя; вечность и самодвижение материи. Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах.
Тема 3. От классики к постмодернизму (западная философия 19-20 веков) Завершенность, диалектика, взаимосвязь философских систем представителей немецкой классической философии. Критическая философия Канта. "Вещь в себе" и явление. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Идеи чистого разума. Этика Канта; категорический императив. Свобода и долг. Проблема Бога. Философия истории Канта. Субъективно-идеалистическая философия И.Фихте. Принципы и система философии. Тождество субъекта и объекта. Основания "наукоучения" и диалектика Фихте. Объективный идеализм Ф.Шеллинга. Трансцендентальная философия и натурфилософия. Шеллинг о диалектике природы. Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля. Система и метод. Гегель о тождестве мышления и бытия. Философия как логика. Категории и принципы диалектического мышления. Учение Гегеля об истине. Философия природы. Философия духа. Гражданское общество и государство. Философия права Гегеля. Материализм Л.Фейербаха. Критика идеализма и агностицизма. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. Антропологический принцип философии Фейербаха. Многообразие западной философии XIX – XX вв.;рационализм и иррационализм – закономерный результат развития неклассической философии. Рационализм: кантианство, гегельянство. Философия марксизма: материализм и диалектика, основной вопрос философии; проблемы теории познания, учение об истине. Основные положения марксистского понимания истории: общественное бытие и общественное сознание; роль способа материального производства в жизни общества; производительные силы и производственные отношения, классы и классовая борьба, общественно-экономические формации; общественный прогресс и его критерии. Позитивизм в XIX веке. О. Конт: философия и наука, проблема предмета философии, классификация наук, три стадий развития человеческого духа; социология в системе наук. Эмпириокритицизм: гносеология Э. Маха – элементы опыта, экономия мышления, описательность; теория принципиальной координации Р. Авенариуса. Неопозитивизм: Марбургская школа, Баденская школа неокантианства. Аналитическая философия; Дж. Мур, Б.Рассел, Л.Витгенштейн. Р.Карнап. Постпозитивизм и философия науки; К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд о развитии научного знания. Прагматизм: истина как целесообразность, практическая обоснованность в контексте американской духовной традиции: Ч.Пирс, У.Джеймс, Д.Дьюи. Структурализм К. Леви-Строса. Иррационализм как попытка преодолеть противоречия классического рационализма. Волюнтаризм А. Шопенгауэра; мир как воля и как представление. Философия Ф.Ницше: критика коллективистской морали, нигилизм, воля к власти и идеал сверхчеловека. Интуитивизм А. Бергсона: жизнь как поток переживаний субъекта, жизненный порыв, интеллект и интуиция в творческой эволюции человека. Экзистенциальная философия: экзистенция, уникальность человеческого бытия, свобода и поиск смысла бытия; М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс. Герменевтика как феноменология человеческого бытия; проблемы понимания, объяснения, толкования в культуре ХХ в. М.Хайдеггер, Г.Гадамер. Западная религиозно-философская мысль XX в.: неотомизм, протестантская философия, Фрейдизм как философское мировоззрение: психоанализ З.Фрейда, и философия неофрейдизма. Аналитическая психология К.Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э.Фромма. Понятие постмодерна. Ж.Ф.Лиотар, Ж.Дерида, М.Фуко, Ж.Делез; философский плюрализм, стремление найти культурные основы современного общества. Тема 4. Основные этапы и особенности развития русской философии Основные источники и особенности русского типа философствования; влияние византийской и западноевропейской культуры, религии, философии; слитность с общественной психологией и культурой. Проблемы периодизации русской философии. Зарождение русской философской мысли на Руси в XI-XVII вв. Развитие христианско-религиозного мировоззрения; социально-философская проблематика авторов древнерусских текстов. Учение Илариона о законе и благодати, осмысление идеи богочеловечества. Русский вариант "исихазма". Различия в позициях нестяжателей и "иосифлян"; Филофей: "Москва – третий Рим". Становление русской философии XVIII - начала XIX в. Развитие в условиях укрепления абсолютной монархии, европеизация, секуляризация. М.В.Ломоносов: философия и естествознание, механицизм, атомизм. А.Н. Радищев – просветитель, гуманист, критик российской политической системы; трактовка естественного права и общественного договора. Социально-философские взгляды декабристов. Русская философия XIX в. Формирование русского национального самосознания. П.Я. Чаадаев; оценка исторического прошлого России и размышления о проблемах ее настоящего и будущего. Западничество и славянофильство 30-50-х гг.; полемика о своеобразии исторических судеб России. Русский материализм второй половины XIX - начала XX вв. Философия русской демократии 50-60-х гг. А.И.Герцен; Н.Г.Чернышевский; Д.И.Писарев. Разработка диалектического метода. Преодоление объективного идеализма на почве реализма. Анархизм М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина. Естественнонаучный материализм Д.И.Менделеева, И.М.Сеченова, И.П.Павлова. Марксистская философия в России. Г.В. Плеханов. В.И. Ленин. Интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революций. Теория систем А.А.Богданова. Русская религиозная философия конца ХIХ – начала XX вв. В.С. Соловьев. Критика философии "отвлеченных начал". Программа "цельного знания". Философия всеединства. Философия истории и моральная философия. Н.Ф.Федоров и его "Философия общего дела". Основные идеи философии С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.Н.Трубецкого, Е.Н.Трубецкого, С.Л.Франка. Софиология. Тождество знания и веры. "Всеединство" и "соборность". Экзистенциально-религиозная философия. Н.А.Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Идея свободы и персонализм. Русский космизм. К.Э. Циолковский. В.И. Вернадский: учение о ноосфере. Советская философия; А.Ф.Лосев, М.М.Бахтин, Э.В.Ильенков, В.С.Степин. Основные проблемы и дискуссии в российской философии конца ХХ - начала XXI вв.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |